Взаимодействие классного руководителя с родителями.
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении многих вопросовоспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия - доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Родителям нужна от нас поддержка, помощь и просто добрый совет.
Наиболее распространенная форма работы с родителями - классное родительское собрание.
Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – универсальная форма взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Это школа повышения родительской компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
Анализ учебных достижений учащихся класса.
Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
Психолого- педагогическое просвещение.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
Рефлексия.
Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, придерживаюсь следующих принципов:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
И 7 правил успешного проведения родительского собрания
Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
Важно!
1.Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
2.Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех и за что-то
3.Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой .
Сотрудничество учителя и родителей существует не самого себя ради, а ради общих целей, интересов и задач.
Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Не могу сказать, что это удаётся на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.
Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания,
Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – это совместная работа учителей и родителей. Хотя есть немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.
Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации: микроклимат семьи, нравственные ценности (истинны ли они или только декларируются).
Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем:
Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.
Создание неформального коллектива родителей.
В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности.
Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Ради достижения успеха в работе следует обратить внимание на важные аспекты общения учителя с родителями.
Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.
Организация педагогического просвещения родителей.
Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой. Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю. Выделяю следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:
Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».
Формы работы с родителями разнообразны:
Индивидуальные: беседы и консультации с родителями.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:
конфликты детей; недовольство дружбой детей.
Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают конфликты.
проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
проблемы активности и внимательности детей на уроках;
проблемы адаптации детей в школе.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.
Родители активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей являются совместные праздники,экскурсии, поездки и др.
Неоценима организационная помощь родителей: ремонт мебели, помощь в проведении праздников, обслуживание технических средств в кабинете.
Работая с классом четвертый год, могу с уверенностью сказать.
Родители проверяют, как их дети учат уроки;
У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.
Родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями и многое другое.
Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой-то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.
Не могу не сказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.
Современный мир очень динамичен, и меняется он стремительно. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без участия родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»