СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы школа жила и развивалась,ей необходимы поддержка и союзники,в первую очередь в лице родителей.Первым и решающим условием положительного взаимодействия-доверительные отношения между школой и родителями.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие классного руководителя с родителями»

Взаимодействие классного руководителя с родителями.


Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский


Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.

Школа может помочь родителям при решении многих вопросовоспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия - доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

Родителям нужна от нас поддержка, помощь и просто добрый совет.

Наиболее распространенная форма работы с родителями - классное родительское собрание.

Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – универсальная форма взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Это  школа повышения родительской компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса.

  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

  3. Психолого- педагогическое просвещение.

  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).

  5. Рефлексия.

  6. Личные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, придерживаюсь следующих принципов:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;

  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;

  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.


И 7 правил успешного проведения родительского собрания

Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!

Важно!

1.Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

2.Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех и за что-то

3.Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.


Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.

  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.

  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.

  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.

  6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой .

Сотрудничество учителя и родителей существует не самого себя ради, а ради общих целей, интересов и задач.

Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Не могу сказать, что это удаётся на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.

  • Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.

  • Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.

  • Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

  • В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

  • Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания,

Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – это совместная работа учителей и родителей. Хотя есть немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.

Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации: микроклимат семьи, нравственные ценности (истинны ли они или только декларируются).

Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем:

Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.

Создание неформального коллектива родителей.

В первом – втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности.

Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Ради достижения успеха в работе следует обратить внимание на важные аспекты общения учителя с родителями.

Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.

Организация педагогического просвещения родителей.

Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой. Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю. Выделяю следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:

  • Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.

  • Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.

  • Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

  • Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.

  • Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».

Формы работы с родителями разнообразны:

Индивидуальные: беседы и консультации с родителями.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

    • Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.

    • Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:

  • проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками;

конфликты детей; недовольство дружбой детей.

Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают конфликты.

  • проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;

  • проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,

  • проблемы активности и внимательности детей на уроках;

  • проблемы адаптации детей в школе.

Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.

Родители активно посещают мероприятия, проводимые в школе. Излюбленной формой мероприятий для родителей являются совместные праздники,экскурсии, поездки и др.

Неоценима организационная помощь родителей: ремонт мебели, помощь в проведении праздников, обслуживание технических средств в кабинете.

Работая с классом четвертый год, могу с уверенностью сказать.

  • Родители проверяют, как их дети учат уроки;

  • У большинства, совместные с детьми увлечения и занятия.

  • Родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями и многое другое.

  • Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.

  • Дети же хотят, чтобы родители принимали активное участие и в их школьной жизни, были с ними во время детских праздников в школе. И очень огорчаются, когда родители, по какой-то причине, не могут прийти. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.

Не могу не сказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.

Современный мир очень динамичен, и меняется он стреми­тельно. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки ис­следовательского поиска в обязательном порядке требуются не толь­ко тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без участия родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей. Уже добрая половина класса представила на суд товарищей свои работы. Темы самые разнообразные, различного уровня сложности и самостоятельности. Считаю, что приобретённый опыт (в том числе и защиты своих изысканий) будет большим подспорьем ребятам в дальнейшей учёбе и жизни.

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!