СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление. Тема: Проблемы развития творческого потенциала на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление подготовлено к заседанию ГМО учителей технологии г. Скопина Рязанской области 13.12.16г. В своем выступлении я затрагиваю проблемы развития творческого потенциала на уроках технологии в 5-8 классах. Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Потенциал в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление. Тема: Проблемы развития творческого потенциала на уроках технологии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –

городской округ город Скопин Рязанской области


391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 2-66-31 e-mail: schoolHYPERLINK "mailto:[email protected]"4HYPERLINK "mailto:[email protected]"skHYPERLINK "mailto:[email protected]"@HYPERLINK "mailto:[email protected]"pochtamtHYPERLINK "mailto:[email protected]".HYPERLINK "mailto:[email protected]"ru









Выступление



Тема: Проблемы развития творческого потенциала

на уроках технологии

МБОУ «СОШ №4»

г. Скопин

Учитель технологии:

Тарасова Татьяна Алексеевна

ГМО учителей технологии 13.12.16г













2016 – 2017 учебный год

Проблемы развития творческого потенциала личности на уроках технологии

Сегодня одной из педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов обучения, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, но и развивать творческий потенциал, где важная роль отводится урокам технологии.

Творчество это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Понятием творчество охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Потенциал в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Термин «творческий потенциал» часто употребляется как синоним понятий «творческая личность», «креативность», «одаренность»: исследователи рассматривают эти качества, как правило, в единстве, совокупности. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин изучали проблему: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих исследований сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

  • умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

  • умение планировать, контролировать свою деятельность;

  • умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Для определения уровня творческого потенциала учащихся я провела тестирование в 6-7-8 классах.

Тестирование

Определение уровня творческого потенциала учащихся

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

А) да;

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

Б) нет;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

А) да;

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

А) да;

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

А) да;

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

А) да;

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

А) да;

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

«А» - 3 балла;

«Б» - 1балл;

«В» - 2 балла.

Самоанализ:

  • Вопросы 1, 6, 7, 8-й - границы вашей любознательности;

  • Вопросы 2,3,4,5-й - вера в себя;

  • Вопросы 9, 15-й - постоянство;

  • Вопрос 10- й - амбициозность;

  • Вопросы 12, 13- й слуховая память;

  • Вопрос 11-й – зрительная память;

  • Вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым;

  • Вопросы 16, 17-й – способность абстрагироваться;

  • Вопрос18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень творческого потенциала.

1 группа

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

2 группа

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

3 группа

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

В результате тестирования выявилось, что у учеников 6-7-8 классов 100% нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации, диалоги, работы в группах. Опыт учителя позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого от природы есть способности и таланты. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужна рациональная организация учебно-познавательного процесса.

Учитель технологии, обладая высоким педагогическим мастерством, в этом направлении делает все возможное. Тщательно планирует занятия, подбирает задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения. К каждому занятию я готовлю необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, образцы, рабочие места, составляю слайд - фильмы. Несмотря на большой опыт, каждый раз приходится пересматривать подготовку к уроку, т.к. менялись учебники, программы, последовательность изучения материала, подход к изучению материала. На каждом уроке я стараюсь использовать методы и формы обучения, дающие возможность включения учащихся в творческую деятельность в рамках учебной программы.

В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, хорошо оборудованный кабинет, множество наглядных средств, творчество учителя.

При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся по желанию подготовить сообщение по темам, которые обозначены в конце параграфов. Я приветствую сообщения в электронном виде. Многие ученицы с удовольствием делают презентации, осуществляя большой творческий поиск на просторах Интернета. Реализуется творческий потенциал создателя не существующей еще продукции. Некоторые презентации показываю на уроках всему классу, стимулируя к новому творческому поиску.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения. Для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету я использую познавательную активность учениц к информационным технологиям.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний. Тут моя функция сводится к консультативно-координирующей. Моя задача – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными особенностями школьников, а также с их умениями использовать  компьютер в учебных целях.

Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев. Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей. В графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты.

Для раскрытия творческого потенциала учеников использую компьютер на разных этапах урока.

В начале урока обозначаю значимость учебного материала, рассказываю о практической работе, изделиях, которые будут выполнять ученики. Для этого использую презентацию. Она состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст.

Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

  • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

  • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;

  • удобен в использовании и хранении;

  • позволяет при наличии экрана демонстрировать  материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;

  • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы.

При выполнении практической работы ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков.  Использую небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов. Для работы над творческим проектом используем компьютер  как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» знакомит с оформлением проектов, последовательностью их выполнения. Сделав такую работу один раз, можно её  использовать  с 5 по 8 класс.       

Использование  ИКТ на уроках технологии дает возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса;

  • осуществлять подготовку учениц к жизни в условия информационного общества;

  • осуществлять  управление учебной деятельностью;

  • развивать связь с информатикой.

Используя компьютер для поиска нужной информации, часто сталкиваешься с материалом, который рождает либо новую идею, либо дает импульс к творческому размышлению. Т.о. использование ИКТ в большой степени способствуют развитию творческого потенциала.

При изучении блока «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола. На уроках применяем элементы творчества.

В 5-ом классе девочки получают задания не только отработки нарезки овощей, как показал учитель, но и задание придумать свою форму нарезки. Придумать свой рецепт приготовления и оформления бутерброда. Уже более 20 лет мои пятиклассницы пишут «Сказку про бутерброд». Разрешаю к этой работе привлекать родственников. Получаются коллективные творческие работы. Настоящие шедевры.

В 6 классе при изучении темы «Технология приготовления блюд из рыбы» выполняем практическую работу «Приготовление рыбного салата». «Подсолнух» – это оформление салата. В природе таких подсолнухов просто не существует. Все фантазии и творчество. Советую девочкам фотографировать свои произведения. Ведь все исчезнет, как только начнете есть. При изучении темы «Сервировка стола к обеду» ученицы показывают свои способы складывания бумажных салфеток. На вопрос: «Есть ли совершенно одинаково сложенные салфетки?», ответ конечно – нет. Мы их не находим, т.к. каждая работа индивидуальна, при её изготовлении каждый дает свое виденье.

В 7 классе творческий подход присутствовал при приготовлении изделий из слоеного и песочного теста. Выпечка была самых причудливых форм. Девочки ощущали себя настоящими кондитерами.

Творческие способности хорошо проявляются во всех классах при оформлении блюд. Ученицы сами придумывают свои варианты украшения и подачи того, что приготовили.

При изучении блока «Создание изделий из текстильных материалов» знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок, с основами конструирования и моделирования. Здесь применяю игровую ситуацию. Во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». В каждом классе работает по 3-4 ателье, которым девочки придумывают творческие названия.

При изучении темы «Основные операции при машинной обработке изделия» ученицы 5 класса изготавливают игольницу «Конфетка». Технологию объясняю. Оформление работы – процесс творческий, индивидуальный. Это первая швейная творческая работа пятиклассниц. Т.к. результат получается быстро и успешно девочек просто восхищает их работа. Часто они выполняют вторую работу для подарка родственникам. При изготовлении фартука, творческий потенциал реализуется в оформлении основной части. Нужно сказать, что не все девочки хотят декорировать свое изделие. Их видно утомляет длительный процесс изготовления фартука. При изготовлении прихватки «Спираль» в лоскутной технике конечный результат (узор) непредсказуем. Прихватка изготавливается из лоскутов разного цвета. Общее сочетание можно увидеть только в конце работы. Это привлекает. Ученицы ощущают себя творцами.

В современном обучении технологии ведущая роль отводится проектной деятельности. В 5 классе в программе обучения обозначено освоение элементов проектирования в творческих проектах «Проектирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой». Проектирование создает условия для развития творческого потенциала, самостоятельности учащихся, приобретения опыта решения практических задач творческого характера, развития логического мышления, воображения, формирования интереса к труду, конечному результату (реализации идеи).

Помимо учебной деятельности ученицам для реализации творческого потенциала предлагается принять участие в выставках детского творчества. В прошедшем учебном году мои ученицы принимали участие в выставках «Язык наш – древо жизни на земле», «Рождественская выставка», «Пасха», «Зеркало природы», где продемонстрировали свои творческие работы.

Кулешова Анастасия (8в кл) приняла участие в XII областном конкурсе по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди». Секция «Этнография». Тема реферата «Секиринские полотенца». Была проведена большая исследовательская работа, которой было присуждено 2 место.

В олимпиадах по технологии принимают участие творчески одаренные ученицы. Конкуренция среди участников бывает очень высокой.



В школьном этапе Всероссийской олимпиады по технологии приняло участие 37 учениц 5-11 классов. 50% барьер преодолели 33 участницы олимпиады. 6 победителей и призеров школьного этапа Федюкина Юлия (7в кл), Камицына Анастасия (7г кл), Мартынова Софья (8а кл), Пенкина Ирина (8в кл), Дворянкина Елена (9а кл), Исмаилова Лариса (10б кл) приняли участие в муниципальном этапе. 5 участниц преодолели 50% барьер. Федюкина Юлия ученица 7в класса стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Для участия в олимпиаде были подготовлены и представлены творческие проекты по темам:

Федюкина Юлия (7в кл) – Прихватка «Спираль», техника: лоскутное шитье; Камицына Анастасия (7г кл) – Панно «Бабочка», техника: вышивка крестом; Мартынова Софья (8а кл) – Панно «Мой рыжий друг», техника: вышивка крестом;

Пенкина Ирина (8в кл) – Панно «Знаки Зодиака», техника: вышивка крестом; Дворянкина Елена (9а кл) – Улитка Тильда, техника: лоскутное шитье; Исмаилова Лариса (10б кл) – Закладка «Знать на ять», техника: филейное вязание крючком, вышивка.

В своих работах девочки показали не только свои умения, но и реализованный творческий потенциал.

Творческое развитие школьников в учебной деятельности необходимо. Они становятся более самостоятельными в  суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеют ее отстаивать, развивается эмоциональная сфера. А если развиты эмоции, то будет развиваться мышление. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.  



Использованные материалы:

Новиков Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии Молодой ученый 2015 №7 С. 838-840







        


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!