СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему: Отец Иоанн (Крестьянкин)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на образовательных Иннокентьевских чтениях в номинации "Мой великий соотечественник - молитвенник земли Русской" на тему: Отец Иоанн (Крестьянкин)

Просмотр содержимого документа
«выступление на тему: Отец Иоанн (Крестьянкин)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»


Мой великий соотечественник молитвенник о земле Русской.

Отец Иоанн (Крестьянкин)






Автор работы: Ершова Ксения,

ученица 9 «Б» класса

Руководитель: В.В. Никонова, учитель

русского языка и литературы



Г. Ленск

2016

План

I. Вступление

II. Основная часть

  1. Ранние годы

  2. Дальнейший путь богослужения. Значение для Ивана пребывания в Москве

  3. «Самые счастливые годы его жизни. Потому что Бог был рядом»

  4. Наставления отца Иоанна

  5. Встреча отца Иоанна с В. В. Путиным

  6. Старец

  7. Вся жизнь - служение Богу. Молитвы во спасение человечества

III. Призыв к слушателям

Вступление

Кто определяет людей в лик святых и как получается, что предназначением и судьбою всего жизненного пути человека становится церковь? Я бы хотела рассказать о молитвеннике земли русской, заинтересовавшем меня своей всевозвышающей любовью к ближнему и чистой, светлой мыслью и благословением для помощи нуждающегося в ней.

Молитвенник ­­– это человек, которому Бог дал дар глубокой, усердной молитвы во спасение души человеческой.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества. Подлинно не на словах, а на деле отец Иоанн шел путем исполнения заповедей Христовых и потому получил столь великие дарования.


Ранние годы

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин).

Он родился 11 апреля 1910 в городе Орле, около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Умер 5 февраля 2006 в Псково-Печерском монастыре. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков.

Он был восьмым ребёнком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Илларионовны Крестьянкиных. Его еще с детства тянуло в церковь, он прислуживал в храме, был послушником у Орловского архиепископа Серафима (Остроумова).

Батюшка часто повторял, что у Бога нет ничего случайного, нужно только видеть следы Промысла Божия в нашей жизни. Так было и с днем его рождения: родился он в день преподобного Иоанна Пустынника и получил при Крещении имя этого святого. Носили и водили его в церковь с самого рождения. Он возрастал в ней, и основной его игрой в период младенчества стало «служение».

В двенадцать лет Ваня Крестьянкин в первый раз высказал свою сокровенную мечту быть монахом. Елецкий епископ Николай (Никольский) прощался с богомольцами, уезжая на новое место службы. Прощание близилось к концу, и иподиакону Иоанну тоже хотелось получить от архиерея напутствие в жизнь. Он стоял рядом с ним и осмелился прикоснуться к его руке, чтобы обратить на себя внимание. Владыка наклонился к мальчику (тот был небольшого росточка) с вопросом: «А тебя на что благословить?» И Ваня в волнении произнес: «Я хочу быть монахом». Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал, вглядываясь в его будущее. И серьезно сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом».

Матери Господь уже в первые годы жизни Вани открыл, что он — избранник Божий. Однажды, в раннем младенчестве, когда он тяжело болел и почти умирал, мама, утомленная бессонными ночами и переживаниями о нем, задремала над детской кроваткой и как наяву увидела перед собой неземной красоты девушку, которая обратилась к ней со словами: „А ты мне его отдашь? “— „Отдам, отдам! “Это была святая великомученица Варвара. После этого видения мальчик стал выздоравливать, а святая Варвара стала спутницей его жизни, до конца дней старец обращался к ней в молитве.

В отношении к своему младшему сыну Елизавета Илларионовна проявляла благоговейное отношение, даже когда он подкармливал вредящих дому мышат, она воспринимала это как проявление жалости ко всему слабому и не препятствовала ему. Мама была участницей младенческих домашних „богослужений “, совершаемых Ваней в подражание тому, что он видел в храме. А когда ему исполнилось шесть лет, с радостью отдала сына на пономарское служение, помогала ему чистить лампады и церковную утварь.

Ваня начал учиться, но занятия в школе прерывались часто и надолго. С 1921 года школа закрылась совсем. Вместо занятий Ваня служил пономарем в Ильинской церкви. Возобновив учебу в 1925 году, когда вновь открылась школа, он поступил сразу в седьмой класс.


Дальнейший путь богослужения

В 1929 году Иоанн закончил общеобразовательную школу и поступил на бухгалтерские курсы. Благодатное ученичество у духоносных наставников, а также и у родной мамы, пробудило уже в совсем юном возрасте в нем дар рассудительности и совета. Батюшка вспоминал, что на гражданской работе к нему обращались сотрудники, которые были намного его старше, с житейскими, семейными, рабочими вопросами. И его совет помогал справиться с казалось бы неразрешимыми ситуациями. Уже в то время он учился внимательно присматриваться в жизни, опасаться категоричности: „или все белое, или все черное — этого я принять не могу “. Учился бегать, как огня, формализма, холодной отстраненности. „Жизни учит сама жизнь “, — будет писать старец в письмах к самым разным людям, как аксиому этого выбранного в юности пути.

— Дорогая, жизни учит сама жизнь, надо думать и о себе, и о супруге. Но если мы сознательно грешим, то на других этот грех не переложим. Тот, другой, отвечает за своё, а мы — за своё. Помоги Вам Господь, а наше дело, и моё, и отца только молиться и о Вас, и о всех, кто к нам приходит. Не забывайте, что мы не пешки в жизни, а со-творцы Богу.

Первый же год работы по специальности стал началом пути исповедничества. Частые „авралы“ не давали посещать богослужения. Пришлось выбирать между церковью и работой. После отказа участвовать в очередном рабочем „аврале “, пришедшемся на праздничные дни, молодой бухгалтер был уволен со своей должности с „волчьим билетом “. В родном городе теперь найти работу он не мог. Орловская старица Вера (Логинова) благословила ехать в Москву и предрекла будущую встречу на Псковской земле (которая произошла более чем через 40 лет).


Московский период жизни отца Иоанна Крестьянкина (с 1932 по 1945 год) являет нам пример сохранения чистоты среди соблазнов мира. Чистоты телесной, сердечной и чистоты ума. Жизнь юноши протекала в многолюдстве, у него не было места, где он мог бы уединиться, и окружали его на бухгалтерской работе, в доме, где он снимал угол, на улицах советской столицы „люди новой формации “. Даже старушка, у которой он жил, не могла понять, зачем такой молодой человек привез с собой с родины иконы и повесил их в красном углу, почему он не проявляет никаких увлечений, свойственных юношеству, почему по воскресеньям уходит из дома. Также и на гражданской службе работающие с ним люди, видимо, чувствовали, что он „не от мира сего “, потому посвящали его в свои семейные тайны. И он давал им облегчить душу, излить свое горе — „для чистого все чисто “.

Батюшка вспоминал, что в то время в родной Орел он наведывался редко. В 1936 году, во время его отпуска, тяжело заболела мама. Отпуск кончался, а выздоровления не наступало. Нужно было делать выбор между необходимостью уезжать и желанием остаться с мамой. Иван, как всегда, пошел к старице матушке Вере (Логиновой), а та, скрывая свои духовные дарования, отправила е его к аптекарю Ананьеву: «Доктор Ананьев, он, он все тебе скажет». Ананьев в неизменных клетчатых штанах и с велосипедом на ходу выписал какую-то микстуру, сказав: «Завтра в двенадцать сорок придешь ко мне и все скажешь». Доктор, сам того не ведая, по молитвам матушки Веры произнес пророческие слова. На следующий день ровно в двенадцать часов сорок минут мамочка скончалась. Проводив маму в последний путь, Иван возвратился в Москву.

Церковь стала теперь роднее для Иоанна. Он участвовал во встречах православных молодых людей, на которых обсуждались вопросы церковной жизни.

В 1946 Иоанн был ризничим в возрождённой Троице-Сергиевой лавре, но через полгода продолжил служение в Измайловском храме.

Заключение и тюрьма

Отец Иоанн был арестован 8 октября 1950 года, осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг на разъезд Чёрная Речка.

Во внутренней тюрьме на Лубянке он провел почти год в одиночной камере предварительного заключения. Во время допросов его жестоко пытали.

В период производства дознания подследственный Крестьянкин признал, что вокруг него и вправду собирается немало молодежи. Но, будучи пастырем Церкви, он не может отогнать их и перестать уделять необходимого внимания. На вопрос о комсомоле Крестьянкин также сознался, что не дает благословения на вступление в ряды этой организации, поскольку она является атеистической. Христианин в подобных сообществах состоять не может. А вот по поводу антисоветской пропаганды заключенный свою вину отрицал, говоря, что его, как священника, деятельность подобного рода не интересует. За весь год Иоанн не произнес на допросах ни одного имени, кроме тех, которые упоминались следователем. Он знал, что каждый названный им человек будет арестован.

Батюшка говорил, что это были самые счастливые годы его жизни.

— Потому что Бог был рядом! — с восторгом объяснял батюшка. Хотя, без сомнения, отдавал себе отчет, что до конца мы понять его не сможем.

— Почему-то не помню ничего плохого, — говорил он о лагере. — Только помню: небо отверсто и Ангелы поют в небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет…

Четыре месяца находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме в камере с уголовными преступниками.

По воспоминаниям одного из солагерников, Владимира Кабо:

«Я помню, как он шёл своей лёгкой стремительной походкой — не шёл, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной чёрной куртке, застёгнутой на все пуговицы. У него были длинные чёрные волосы — заключенных стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, — была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперёд и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, всё его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».

Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 года по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом — Гаврилову Поляну, где работал по специальности- бухгалтером. 15 февраля 1955 года отец Иоанн был досрочно освобождён.


Наставления отца Иоанна

Каждого просящего о помощи отец Иоанн наставлял действовать именно так, как решит Святейший, и как бы тяжело ни звучала правда, ее нужно было принять и сделать именно так.

Однажды в его жизни произошла такая история, в помощи нуждалась женщина, ей было нужно сделать операцию, по ее мнению быструю и несложную. Она советовалась с Отцом Иоанном, на что он ответил ей категорическим запретом. «Нет, нет ни в коем случае. Только не сейчас, пусть пройдет время». Он сказал, чтобы она поехала в Крым и отдохнула. Не послушав его, женщина все-таки пошла на риск. Батюшка пребывал в недоумении: «Как же вы так можете? Почему же вы меня не слушаете?» Валентина Павловна умерла на следующий день после операции.

Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета.

“Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим”, - писал отец Иоанн одному из своих духовных чад.
Думается, это его наставление сегодня особенно важно помнить.

“Ответьте себе на этот главный вопрос, и тогда найдется для Вас путь к решению проблемы. С Креста, данного Богом, не сходят, с него снимают - и это путь за Господом”.


Из писем отца Иоанна:


  • Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом

  • У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

  • Крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

  • Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.

  • 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге — свобода и вседозволенность всякому злу.

  • Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога.

  • Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу.

  • Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать.

  • Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души

  • Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу.

  • Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению.

  • Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь — и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства — от Бога, и они даны нам в помощь

  • Без веры все страшно и сама жизнь — не в жизнь.

  • Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога.

  • К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего.

  • Учиться ради того, чтобы время убить, — грех. Временем дорожить надо.

  • Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу.


Встреча отца Иоанна с В. В. Путиным

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был очень удивлен, получив 11 апреля, 


в день своего 90-летия, среди поздравлений от Патриарха Алексия II и 


других, письмо с поздравлениями от избранного президента Владимира

 

Путина. «Вот уже более 30 лет мы почитаем монаха Свято-Успенского

 

Псково-Печерского монастыря, архимандрита Иоанна как духовно

 

наделенного старца».

 

2 мая 2000 года перед первой инаугурацией к старцу приезжал Владимир Путин для получения благословения и проговорил с отцом Иоанном в его келье больше часа.

“Ваша жизнь — пример подлинного подвижничества и истинного служения 

Русской Православной Церкви, стремления к укреплению веры и духа нашего народа. Вас знает и любит вся православная Русь. Ведь во многом благодаря таким Наставникам, как Вы, Россия возвращается сегодня к своим духовным и нравственным корням”.


Старец

Само по себе старчество - явление преимущественно монастырской жизни. Оно предполагает руководство нравственным возрастанием человека через советы и наставления со стороны более духовно опытного старца, которому ученик всецело вверяет себя. Подвиг старчества особенно труден, недаром за всю историю Русской церкви людей, совершавших его, было весьма немного. Традиции старчества были перенесены на Русь в XVIII столетии с Афона монахом Паисием (Величковским), который несколько лет назад был прославлен в лике святых. Наиболее известными продолжателями его дела стали оптинские старцы, старцы Глинской и Саровской пустыни, откуда вышел и преподобный Серафим Саровский.

Старец мог быть и монахом, и белым, т.е. женатым священником - но обязательно молитвенником, подвижником-аскетом. А самое главное - он должен был обладать даром любви к Богу и ближним. Этим талантом отец Иоанн был изобильно наделен. Он не отталкивал от себя никого, даже людей, повинных в самых тяжких преступлениях. Почти до самой кончины, будучи уже совсем немощным, архимандрит Иоанн продолжал принимать нуждающихся в его помощи и совете. Старческое служение он сравнивал с отцовством, считая, что духовник помогает человеку нравственно возродиться и указывает путь к уподоблению Богу.
Архимандрит Иоанн обладал прозорливостью и даром рассуждения, столь редким в наше время. Именно его духовный авторитет позволил значительно снизить накал страстей и идеологических спекуляций, раздутых вокруг присвоения гражданам России индивидуального номера налогоплательщика. Твердая и взвешенная позиция отца Иоанна, не раз выступавшего с заявлениями о том, что не присвоенный государством номер, а грех отлучает человека от Творца, позволила избежать раскола в среде верующих, сохранить церковное единство.

Отец Иоанн ушел из жизни в день, когда Русская церковь совершала торжественное прославление великого сонма новомучеников и исповедников Российских XX столетия. Многие из них были современниками и учителями отца Иоанна, большая часть жизни которого пришлась на время тяжелейших богоборческих гонений. За верность Церкви он поплатился пятью годами исправительно-трудовых лагерей, что делает его сопричастным подвигу исповедников.

Вся его жизнь была служение Богу и молитвы во спасение человечества.

Отец Иоанн получил от Господа очень редкий и бесценный дар духовного рассуждения, и такой дар бывает только в смиренном сердце. Ибо в смиренном сердце Сам Господь почивает. И смирение, по свидетельству отца Иоанна, есть основа истинно духовной жизни: «Вот в чем сокрыта истинно духовная жизнь – в глубине смирения… Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с нею, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос».

Отец Иоанн оставил завещание:

«Дорогие мои, родные и близкие, к закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. Первый раз десять лет назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что переплыл реку моей жизни и стою в преддверии вечности. И, как благодарность Богу и Святой Матери Церкви, а главное же свидетельство о том, что Промысел Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину.

Мои разрозненные эпизодические повествования записывались с 1981 год, и это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций. Теперь же, когда это лоскутное одеяло сложилось, и я переписал, перелистал, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге новой жизни стоя с замиранием сердца в ожидании встречи с Господом моим, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне оставляю эти записи о жизни в Боге, и проверенное самой жизнью завещание.

Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Его! Примите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, любите Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

12/25 июня 2005 года. Архимандрит Иоанн







Призыв к слушателям


Я обращаюсь к вам, уважаемые слушатели!

Знакомясь с биографией архимандрита Иоанна, читая его письма, я поняла, что только люди, претерпевшие много страданий, одухотворенные, с малых лет познавшие своё истинное предназначение, становятся нашими духовными пастырями. Только их Слово может уберечь нас от злых мыслей, недостойных поступков. Его молитвами живет и процветает земля Русская.


Старец завещал православным:

"Нужно молиться, работать, блюсти честь и достоинство, и тогда Россия не угаснет. В будущем Россию ждет то, что Господь предназначил. Нужно бороться с грязью, пошлостью, и Россия воскреснет".




Литература и источники


  • Википедия. Иоанн Крестьянкин

  • Отец Тихон. «Несвятые святые и другие рассказы»

  • Отец Иоанн (Крестьянкин). Письма людям.

  • Сайт «Православие: взгляд из провинции. Журнал Игоря Горшкова»

  • Сайт «Православные беседы»

  • Смирнова Т.С. «Память сердца. Материалы к биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Печеры, 2006г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!