СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Технология критического мышления - ассоциативный метод"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление об использовании метода ассоциаций на уроке обществознания "Сознание. Познание. Знание"

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Технология критического мышления - ассоциативный метод"»

Моё выступление на семинаре после открытого урока

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования,

которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей

человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности. Обществоведческие дисциплины обладают большими возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией. Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы – вопросом, рассказом, видеоматериалом, чтобы мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. Для этого возможно использование различных методов и приёмов.

Очень мне импонирует приёмы ассоциаций, кластер, синквейн. Составленное собственноручно, пропущенное через себя изображение или схема, надолго останутся в памяти, помогут систематизировать полученную информацию и уложить в своём мозговом бортовом компьютере в необходимые папочки и полочки полученные знания, кроме того это творческий, интересный и увлекательный процесс!

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

• тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);

• фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);

• словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Несмотря на то, что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти.

А теперь давайте побываем на уроке обществознания в 11 классе на теме «Духовное развитие общества». Разделимся на 3 группы, поразмышляем о следующих понятиях.



Проанализируйте предложенные вам определения из словарей, дополнительный материал в таблице, выделите основной смысл (приём маркирования текста).

Первой группе предлагается составить на данную тему два синквейна, второй группе составить кластер, а третьей нарисовать, какие ассоциации возникают при упоминании данных терминов и их взаимосвязь. Эксперты оценят работу групп.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!