СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление о предпрофильной подготовке (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО Ртищевского р- на о роли и значении предпрофильной подготовке в 9 классе по обществознанию (праву) и истории

Просмотр содержимого документа
«Выступление о предпрофильной подготовке (9 класс)»

В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. В то же время, при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняется, ими пренебрегают, т.е. мы сталкиваемся с проявлением правового нигилизма. Чтобы этого не происходило подрастающее поколение должно представлять, как в рамках закона реализовывать себя, приносить пользу своей стране. Правовые знания и правомерное поведение во взаимодействии составляет основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей. В связи с этим особое значение приобретают занятия по предпрофильной подготовке.


Цели предпрофильной подготовки

  1. Организация предпрофильной подготовки является одним из важных элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования.

  2. Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является “выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта”.

  3. Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России

  4. Создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России; развитие у учащихся гражданственности; формирование законопослушного гражданина; подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве. Гражданском обществе


Задачи предпрофильного обучения:

1. выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

2. оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

3. развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

4. формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

5. Обеспечить условия для формирования правовой компетенции молодых граждан России, социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, верности своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей

6. Утверждение в сознании учащихся гражданских, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; формирование у учащихся понимания необходимости изучения прав человека; воспитание учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах; усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека.


Актуальность проблемы введения предпрофильной подготовки.

Проблема выбора профиля является непростым испытанием, как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Часто ни родители, ни тем более учащиеся не готовы сделать выбор. Предпрофильная подготовка должна помочь сделать такой выбор, такова её главная цель.


«Концепция профильного обучения»

Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

  • умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

  • умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

  • готовность нести ответственность за сделанный выбор;

  • высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования.


Содержание предпрофильной подготовки;

Система предпрофильного образования предполагает внедрение различных инновационных изменений в организации и содержании обучения.

Эта система должна создать условия для самоопределения школьников: обеспечить возможность осуществить пробы; предоставить право самостоятельно выбрать профиль обучения; сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.

Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Еще один обязательный принцип обучения – это активность школьников.

Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения занятий: сочетание теоретических занятий по базовым темам с реализацией их на практике с использованием игровой технологии и других интерактивных форм работы, может быть использованы различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, также работа с источниками, «мозговые штурмы», «круглые столы». Подобные формы работы обеспечивают серьёзную мотивацию для дальнейшего правового обучения, формирование устойчивого интереса к праву.

Реализацию практико – ориентированного обучения можно увидеть в играх. Наиболее важным является обучение, при котором ученик погружён в реальную или правовую смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть поле собственных действий по её преобразованию, обеспечивает переход от правовых знаний к гражданской позиции. «Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества», - Шмаков С.А.

Организационно - деятельностные игры (ОДИ) – одна из форм организации коллективной мыслительной деятельности, средство обучения. Это особая форма осмысления общественно-исторической практики, площадка для создания социального опыта обучающихся в атмосфере психологически благоприятной как для учеников, так и для педагогов.

Ценность организационно - деятельностной игры в том, что в ней, как правило, используется комбинация имитационных и эвристических методов, позволяющих решить комплексные задачи по формированию умений и навыков, применение их в нестандартных ситуациях, т.е. тогда, когда требуется самостоятельность, творчество.

Посредством организационно - деятельностных игр могут быть реализованы следующие развивающие цели:

  • развитие умения анализировать ситуацию

  • повышение коммуникативной культуры

  • формирование умения делать выводы

  • поиск упущений в логике рассуждений

  • проявление готовности к пересмотру своих суждений и изменению образа действий при наличии убедительных аргументов

в процессе ОДИ бесспорна социализация обучающихся в групповой форме.

Само формирование групп обеспечивает самоопределение участников в предмете деятельности, их самообъединение в общность людей, заинтересованных в развитии индивидуальных и коллективных навыков общественно – исторической практики решения различных проблем. Работа в группе позволяет анализировать ситуацию с разных позиций, выявляет проблему, вырабатывает пути её решения. В результате обсуждения проблемы у группы появляются собственные идеи, требующие коллективного обсуждения.

ОДИ способствуют применению знаний, умений, навыков в решении жизненно важных ситуаций, некоторых профессиональных проблем, что обеспечивает социально – трудовую ключевую компетенцию учащихся. Возможность гласно, через эмоциональные переживания и мыследеятельность осознать достижения индивидуальных и коллективных результатов, рефлексивное отношение к происходящему посредством ответов на вопросы:

- Что я делаю? (анализ предметного содержания)

- Как я делаю? ( анализ способов деятельности)

- С какой целью я это делаю? (осознание своих ценностных ориентаций)

Игровые технологии я использую в рамках разработанного мною курса «Правоотношения в современном мире», рассчитанного на 12 часов, который находится на стадии утверждения.

Учащимся предлагаются сочетание теоретических занятий с практическими – ролевыми занятиями. В процессе подготовки к ролевой игре учащиеся самостоятельно разбиваются на группы, в группах самостоятельно распределяют между собой роли, самостоятельно подготавливаются, а затем проигрывают ситуации, примеряя на себя те или иные социальные роли, представляя себя в той или иной профессии.

Наиболее удавшиеся, по –моему мнению, были занятия ролевые игры «Суд», «Детективные агентства в действии», «Потребитель в мире товаров и услуг».

















Модель выпускника предпрофильной школы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!