СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя православной культуры на заседании РМО учителей православной культуры "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся".

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся".»







Выступление на тему:












Учитель православной культуры

МОУ «Илёк-Пеньковская СОШ»

Краснояружского района

Белгородской области

Нежибецкая И.В.



Красная Яруга

Современное российское общество живёт в условиях первой половины третьего тысячелетия со времён Рождества Христова – начала новой эры в истории человечества. Это ставит перед всей социальной сферой, в том числе и системой образования, новые, сложные и ответственные задачи. Образование и воспитание юных граждан Российской Федерации – людей XXI века – должно способствовать возрождению национальных духовно-нравственных ценностей.

Проблема общечеловеческих духовных ценностей относится к числу обширных и многогранных. Образование, педагогическая наука не могут быть свободными от нравственности, от понятий добра и зла, совести и милосердия.

В настоящее время российская культура переживает сложный период перемен, когда вместе со стремлением к духовности, к возрождению православных традиций существуют и негативные тенденции, способствующие моральной и физической деградации личности, к появлению разнообразных форм антисоциального поведения. Особенно подвержено этому пагубному влиянию подрастающее поколение, в среде которого нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества, разрыв с историческими корнями предков.

Формирование личности современного подростка происходит в условиях нарастающего агрессивного влияния культа потребления, бездуховности, пропаганды ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям призвана школа, которой обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.

Фундаментальной задачей педагогики всегда было взаимодействие знаний и морали. Главное внимание уделяется формированию таких духовно-нравственных качеств, как совесть, благочестие, смиренномудрие, доброжелательность.

Для воспитания духовности важно иметь понятие о зарождении и развитии любви, ненависти, гнева и страха, а также надо четко знать, чем они возбуждаются, подавляются, ускоряются или ослабляются. Поэтому становление духовности происходит в процессе нравственного, эстетического и религиозного воспитания. Нравственное воспитание возможно только в сфере гуманности, в которой созревает чувство правды и справедливости. Для этого необходимо приучать детей вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать. В процессе такого воспитания ребёнок приобретает чувство справедливости, которое и станет проявлением духовности.

Сейчас, как никогда, мы наблюдаем «сбои» в формировании духовности личности, особенно юношеского возраста. Это эгоизм, пассивность в трудовой и общественной деятельности, равнодушие к чужой боли, оценка людей по их материальному положению, лицемерие в поведении, грубость, отсутствие доброты и скромности.

В настоящее время обострилось внимание к проблеме связи нравственности и религиозности, взаимоотношений школы и церкви, а отсюда и к проблеме духовно-нравственного воспитания в целом. И это не случайно, т.к. слишком велик негативный фон, который питает личность и оказывает своё отрицательное влияние на её духовное становление.

Проблема связи нравственности и религиозности достаточно сложна и здесь не может быть однозначного решения. Церковь и школа могут выполнить свою духовно-нравственную функцию, если одна будет нести идею о вере в Бога, а вторая функцию культорологическую, связанную с историей культуры народа, его нравственных помыслов и устремлений, нашедших своё воплощение не только в литературных источниках, но и в подвижничестве, акциях милосердия и миротворчества.

Однако никто не станет отрицать культурологическую роль религии, её важное место в организации жизнедеятельности людей и регулирования межличностных отношений.

Важным элементом религиозного комплекса яв­ляется церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных при­знаков.

Становление государственности всегда шло параллельно с развитием православия на Руси, поэтому ознакомление учащихся с основами православной веры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что в конечном счете способствует формированию гражданственности и патриотизма.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизован­ную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институ­тов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с пози­ций социологии. Социология религии — это одно из направлений со­циологии, объектом исследования которого являются различные рели­гиозные феномены, в том числе и церковь.

В функционировании религии и церкви, выступающей в роли соци­ального института, важное значение имеют духовно-нравственные фе­номены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Церковь и государство отличаются объемом своей деятельности. Государство ограничено территорией, Церковь является вселенской. Также существует различие в способах влияния на население. Государство часто применяет принудительные меры, а Церковь никогда не должна применять насилие, должна действовать только путем убеждения и примера.

Православие всегда оказывало огромное влияние на формирование и развитие государственности, политико-правовых идей, общественного строя. Но эти два института имеют разные задачи. Главная задача Церкви - заботиться о душах верующих, о воспитании их в духе Иисуса Христа, о приближении их к Христу, о единении их с Христом. Государство должно заботиться о мире и благополучии в обществе, защищать права и свободы граждан, следить за тем, что бы всем людям были обеспечены равные права и обязанности, чтобы все были равны перед законом, заботиться о материальном благосостоянии граждан.

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Духовное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности.

Духовно-нравственная культура является важнейшим условием формирования личности.

Деятельность школьников должна носить нравственный характер и быть направленной не только на удовлетворение их собственных нужд, но и нужд школы, нужд тех людей, которым необходима благотворительная помощь.

Важное место в формировании духовности и нравственности занимает эстетическое воспитание. Необходимо помочь школьнику увидеть прекрасное в искусстве, во взаимоотношениях людей, в природе, в трудовой деятельности, а также пробудить у ученика соответствующие чувства.

Другим важным фактором становления духовной нравственности школьника является семья. В.А. Сухомлинский утверждал, что ребёнок – зеркало духовно-нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей, иногда это зло выливается в слепую инстинктивную любовь к своему ребёнку. Если отец и мать все силы своего сердца отдаёт своему ребёнку, если за ним не видят других людей, - эта любовь в конце концов оборачивается несчастьем.

Также на формирование духовного мира личности влияют физическое развитие и здоровье человека. Часто говорят: в здоровом теле здоровый дух. Действительно физически здоровый человек в большей мере способен к различным видам труда, у него больше возможностей к общению с людьми в процессе деятельности, больше положительных эмоций – всё это создаёт значительный потенциал в формировании духовной нравственности.

За последние годы российское общество пережило один из самых крутых поворотов в нашей истории. Произошла радикальная смена ориентиров, идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Процессы, идущие в наши дни, вызывают и ещё долго будут вызывать самые острые споры. Россия заново и в новом историческом контексте обретает свои традиции, своё лицо. Важно в данном случае прививать учащимся навыки и обеспечивать знаниями, необходимыми для осознания себя в изменяющихся и новых общественных условиях. Необходимо ориентироваться на вечные, а не сиюминутные ценности, на опыт многих поколений людей, всей нации и человечества в целом.

Не будь православия, наша страна не была бы такой великой, какой ее сделали наши предки, которые свои действия регулировали в связи с канонами христианства. Из всего этого следует вывод, что православие и Россия являются одним целым, их судьбы не разделимы, и если бы не было православия, то и не было бы современной России.

Школа может считать свои педагогические функции успешно реализованными лишь в том случае, если юноши и девушки будут чувствовать определённую психологическую готовность к принятию на себя социальной ответственности, если они станут борцами, способными осуществлять правильный моральный выбор в сложных противоречиях ситуациях.




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!