Выступление на тему:
Учитель православной культуры
МОУ «Илёк-Пеньковская СОШ»
Краснояружского района
Белгородской области
Нежибецкая И.В.
Красная Яруга
Современное российское общество живёт в условиях первой половины третьего тысячелетия со времён Рождества Христова – начала новой эры в истории человечества. Это ставит перед всей социальной сферой, в том числе и системой образования, новые, сложные и ответственные задачи. Образование и воспитание юных граждан Российской Федерации – людей XXI века – должно способствовать возрождению национальных духовно-нравственных ценностей.
Проблема общечеловеческих духовных ценностей относится к числу обширных и многогранных. Образование, педагогическая наука не могут быть свободными от нравственности, от понятий добра и зла, совести и милосердия.
В настоящее время российская культура переживает сложный период перемен, когда вместе со стремлением к духовности, к возрождению православных традиций существуют и негативные тенденции, способствующие моральной и физической деградации личности, к появлению разнообразных форм антисоциального поведения. Особенно подвержено этому пагубному влиянию подрастающее поколение, в среде которого нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества, разрыв с историческими корнями предков.
Формирование личности современного подростка происходит в условиях нарастающего агрессивного влияния культа потребления, бездуховности, пропаганды ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям призвана школа, которой обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.
Фундаментальной задачей педагогики всегда было взаимодействие знаний и морали. Главное внимание уделяется формированию таких духовно-нравственных качеств, как совесть, благочестие, смиренномудрие, доброжелательность.
Для воспитания духовности важно иметь понятие о зарождении и развитии любви, ненависти, гнева и страха, а также надо четко знать, чем они возбуждаются, подавляются, ускоряются или ослабляются. Поэтому становление духовности происходит в процессе нравственного, эстетического и религиозного воспитания. Нравственное воспитание возможно только в сфере гуманности, в которой созревает чувство правды и справедливости. Для этого необходимо приучать детей вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать. В процессе такого воспитания ребёнок приобретает чувство справедливости, которое и станет проявлением духовности.
Сейчас, как никогда, мы наблюдаем «сбои» в формировании духовности личности, особенно юношеского возраста. Это эгоизм, пассивность в трудовой и общественной деятельности, равнодушие к чужой боли, оценка людей по их материальному положению, лицемерие в поведении, грубость, отсутствие доброты и скромности.
В настоящее время обострилось внимание к проблеме связи нравственности и религиозности, взаимоотношений школы и церкви, а отсюда и к проблеме духовно-нравственного воспитания в целом. И это не случайно, т.к. слишком велик негативный фон, который питает личность и оказывает своё отрицательное влияние на её духовное становление.
Проблема связи нравственности и религиозности достаточно сложна и здесь не может быть однозначного решения. Церковь и школа могут выполнить свою духовно-нравственную функцию, если одна будет нести идею о вере в Бога, а вторая функцию культорологическую, связанную с историей культуры народа, его нравственных помыслов и устремлений, нашедших своё воплощение не только в литературных источниках, но и в подвижничестве, акциях милосердия и миротворчества.
Однако никто не станет отрицать культурологическую роль религии, её важное место в организации жизнедеятельности людей и регулирования межличностных отношений.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков.
Становление государственности всегда шло параллельно с развитием православия на Руси, поэтому ознакомление учащихся с основами православной веры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что в конечном счете способствует формированию гражданственности и патриотизма.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь.
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Церковь и государство отличаются объемом своей деятельности. Государство ограничено территорией, Церковь является вселенской. Также существует различие в способах влияния на население. Государство часто применяет принудительные меры, а Церковь никогда не должна применять насилие, должна действовать только путем убеждения и примера.
Православие всегда оказывало огромное влияние на формирование и развитие государственности, политико-правовых идей, общественного строя. Но эти два института имеют разные задачи. Главная задача Церкви - заботиться о душах верующих, о воспитании их в духе Иисуса Христа, о приближении их к Христу, о единении их с Христом. Государство должно заботиться о мире и благополучии в обществе, защищать права и свободы граждан, следить за тем, что бы всем людям были обеспечены равные права и обязанности, чтобы все были равны перед законом, заботиться о материальном благосостоянии граждан.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Духовное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности.
Духовно-нравственная культура является важнейшим условием формирования личности.
Деятельность школьников должна носить нравственный характер и быть направленной не только на удовлетворение их собственных нужд, но и нужд школы, нужд тех людей, которым необходима благотворительная помощь.
Важное место в формировании духовности и нравственности занимает эстетическое воспитание. Необходимо помочь школьнику увидеть прекрасное в искусстве, во взаимоотношениях людей, в природе, в трудовой деятельности, а также пробудить у ученика соответствующие чувства.
Другим важным фактором становления духовной нравственности школьника является семья. В.А. Сухомлинский утверждал, что ребёнок – зеркало духовно-нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей, иногда это зло выливается в слепую инстинктивную любовь к своему ребёнку. Если отец и мать все силы своего сердца отдаёт своему ребёнку, если за ним не видят других людей, - эта любовь в конце концов оборачивается несчастьем.
Также на формирование духовного мира личности влияют физическое развитие и здоровье человека. Часто говорят: в здоровом теле здоровый дух. Действительно физически здоровый человек в большей мере способен к различным видам труда, у него больше возможностей к общению с людьми в процессе деятельности, больше положительных эмоций – всё это создаёт значительный потенциал в формировании духовной нравственности.
За последние годы российское общество пережило один из самых крутых поворотов в нашей истории. Произошла радикальная смена ориентиров, идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Процессы, идущие в наши дни, вызывают и ещё долго будут вызывать самые острые споры. Россия заново и в новом историческом контексте обретает свои традиции, своё лицо. Важно в данном случае прививать учащимся навыки и обеспечивать знаниями, необходимыми для осознания себя в изменяющихся и новых общественных условиях. Необходимо ориентироваться на вечные, а не сиюминутные ценности, на опыт многих поколений людей, всей нации и человечества в целом.
Не будь православия, наша страна не была бы такой великой, какой ее сделали наши предки, которые свои действия регулировали в связи с канонами христианства. Из всего этого следует вывод, что православие и Россия являются одним целым, их судьбы не разделимы, и если бы не было православия, то и не было бы современной России.
Школа может считать свои педагогические функции успешно реализованными лишь в том случае, если юноши и девушки будут чувствовать определённую психологическую готовность к принятию на себя социальной ответственности, если они станут борцами, способными осуществлять правильный моральный выбор в сложных противоречиях ситуациях.
7