СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО по теме: "Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО по теме: "Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа №24

городского округа Павловский Посад Московской области











Выступление на ШМО









Тема: «Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения»















Шеварнова Т.Н.

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 24

г. Павловского Посада Московской обл.











2020г.


Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения

В современной школе данный вопрос стоит особенно остро.

Важно видеть две стороны этой проблемы. Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.

Работа над совершенствованием навыка чтения в современной школе является составной частью работы с текстом. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской и другими методистами велись поиски совершенствования навыка чтения учащихся. Ими была разработана система упражнений, куда входили 4 вида упражнений, совершенствующих зрительное восприятие слова, произношение (т. к. у детей 1 – 3 классов при чтении имеются речедвигательные ошибки), а также упражнения, направленные на синтез восприятия слова и его понимание, и упражнения в чтении «про себя».

Упражнения в произношении проводились в самом начале урока на материале знакомых слов, использовались поговорки, пословицы, скороговорки и четверостишия. В эту группу входили также упражнения в орфоэпическом произношении слов.

Упражнения, ориентирующие в зрительном восприятии слов и сочетаний слов, проводились непосредственно перед самостоятельным чтением текста учащимися. Они были направлены на различение графических элементов в слове: упражнения в чтении слов, различающихся 1 – 2 буквами, слов с одинаковой приставкой, корнем или окончанием; на увеличение единиц восприятия (дети читали с доски или плакатов отдельные или односложные слова, затем переходили к чтению двух-трёхсложных слов, простых по смыслу, читали 2 – 3 слова). Эти упражнения подготавливали детей к чтению текста, вырабатывали зоркость к зрительному образу слова, расширяли возможности восприятия.

Для синтеза восприятия слова и его понимания на ступени овладения слоговым чтением и чтением целыми словами использовались логические упражнения, где необходимо было одновременно и прочитать и решить определённую умственную задачу, связанную с содержанием прочитанного. Для регулирования темпа проводилось чтение отрывков текста с разной скоростью в зависимости от содержания текста, чтение отрывков на время с последующим воспроизведением прочитанного.

Упражнения, способствующие сокращению, свёртыванию процесса чтения и постепенному переводу его во внутренний план, начинались в первом классе с мгновенного восприятия знакомых слов, словосочетаний, предложений. Затем шли упражнения в шепотном чтении уже знакомых отрывков с постепенным переходом к самостоятельному чтению «про себя» целых текстов.

Анализ результатов после использования этих упражнений показал, что навык чтения в контрольных классах качественно изменился.

В методике широкое распространение приобрело первичное чтение текста учителем. Фактически учащиеся всегда читают знакомый текст, понимание его определяется чтением учителя. Этот приём должен использоваться в обучении, но не становиться универсальным. Основой обучения должно быть первичное чтение произведения детьми.

Для первичного самостоятельного чтения после обучения по азбуке учащимся не могут быть рекомендованы тексты объёмом более 50 – 60 слов (речь идёт о детях, читающих слогами).

 

Банк заданий к урокам чтения

 

Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

 Упражнения для  развития техники чтения.

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки

6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение Один текст читают два ученика одновременно

9. «Очередь».  Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети
быстро его  находят  и дочитывают  все вместе.

14 . «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении.

15 . «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.).

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты
По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18.«Фото глаз»:

а) на доске столбик слов, которые уче­ники читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти  называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к
кадру.

19. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пос­ловиц;

б) чтение текста через решетку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счет слов». На максимальной ско­рости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам за­дается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поис­ках важной информации.

 

Упражнения для формирования навы­ков выразительного чтения.

1.  Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2.  Чтение труднопроизносимых  слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

3. Чтение скороговорок.

4. «Окончания». Повышенное требова­ние к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

5. Выделение голосом то одного, то дру­гого слова в предложении.

6.«На одном дыхании». Сделать глубо­кий вдох, прочитать предложение от начала
до конца.

7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

8. Чтение одного предложения с разной интонацией.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
той же интонацией.

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

«Папа Карло: - А я-то думал, | мы тут, по крайней мере, | найдем кучу золота и серебра, а нашли всего-навсего старую игрушку».

12. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше под­ходит к тексту, и прочитать текст под му­зыку.

13. Чтение-пение.  Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст сти­хотворения или небольшого рассказа.

14. Словарь настроений (см.: Начальная школа. 1997. № 2. С. 37). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настрое­ние, прочитать еще раз, пытаясь это настро­ение передать.

15. Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
настроение.

16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, сло­на и др.).

17. «Замена». Чтение с изменением го­лоса героя (например, слова кошки голосом
мышки).

18. Чтение по ролям.

19. Чтение по ролям без слов автора.

20. Инсценирование.

21. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель за­нимается с каждым «диктором».

22. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

 

Упражнения для понимания смысла текста.

1.      Словарная работа.  Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2 . Озаглавливание текста.

3 . Деление текста на части, составление плана.

4.Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. По иллюстрации определить содержа­ние текста.

8. Составление диафильма. Текст делит­ся на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

10. Работа по вопросам учителя, учебни­ка пли ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель чи­тает текст и пропускает одно слово. Дети должны  вставить слово,  подходящее  по смыслу.

13. Восстановление логической после­довательности текста. Статьи из журналов,
газет разрезаются на части, перемешивают­ся и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бри­гада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15. Распространение предложений. В I-II классах по вопросам учителя, в III-IV - самостоятельно.

16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом.

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой,  время  года,  место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
же)  Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы за­читываются и определяются лучшие.

17. Составление кроссвордов по тексту.

18. Викторины  по  одному  большому произведению или нескольким маленьким.

19. Мини-сочинения  с целью анализа характера или поступка героя.

20. Подбор загадок к словам из текста.

21. Подбор пословиц и поговорок, рас­крывающих тему текста.

22. Составление ребусов к словам из текста.

 

При подготовке к уроку выбираются из банка нес­колько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаются в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать

На каждом уроке выполняются следую­щие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его ус­пешно выполнять, выбирается новое зада­ние. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения прово­дится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 – 2 месяцев.

 

 

 

 

 

«Как я работаю  над техникой чтения своих учеников»

Во-первых, в тексте тщательно отбираются слова, которые требуют пояснения. Если не знакомых слов много, то они обязательно включаются в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его це­лостность, эмоциональность и художествен­ность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объ­яснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи! Как отрабатывается техника чтения в пер­вом полугодии I класса, т.е. в добукварный и букварный периоды?

С учениками читать хором, как бы пропевая, т.е. сливая слоги. Читать по нескольку раз страничку букваря. Сначала очень медленно (с..с..с..а..ш..ша), где-то 3 – 4 раза. По­том чуть-чуть побыстрее, но все равно медленно (с.са.ша), а после еще быстрее. Чтение текста упреждается 25-минутными фонетическими заряд­ками, которые включают прочтение всех слогов в каждом тексте, поэтому в букваре учащиеся читают хо­рошо. Когда же происходит чтение, так сказать, в чистом виде, то оно идет в темпе медленной уст­ной речи. Торопить детей при чтении ни в коем случае нельзя. Дети очень любят фонетические зарядки. Отработав правильность произноше­ния, четкость, силу голоса, можно избежать за­труднений детей при чтении по букварю. Если каждый день на уроке заниматься по 25 мин только чтением, то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.

После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, не­сколько видоизменяется работа над техникой чтения. Ученики читают почти весь урок (25-30 мин) хором с учителем, по колонкам. К столу учителя дети не вызываются. Когда они читают вслух, учитель всё время ходит около парт и смотрит, все ли следят пальчиком при чтении, на­клоняется и прислушивается к чтению нужного ему ученика. Учитель ни на секунду не ослабляет своё внимание. Все читают в унисон, если кто-то сфальшивил, просит вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Когда отработано чтение, просит, чтобы читал кто-нибудь один, причем он сидит на своем месте и читает, а все следят пальчиком. Если ученик ошибся, то ис­правляют сразу же все хором. Нельзя спраши­вать с ученика чтения, если статья слабо отрабо­тана. Цель - не отбить желание читать. Постоянно подхваливать детей, но не мимохо­дом, а аргументированно и чаще хвалить слабеньких.

Чтение рассказов, сказок подготавливается до­ма, продумывая, как оживить рассказ, прочитать его так интересно, чтобы ученик захотел непре­менно сам еще раз так его прочитать. Теперь рабо­та ведётся не только над правильностью и темпом чтения, но и отрабатывается эмоциональ­ность чтения, соблюдение паузы при знаках пре­пинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость... Учитель сидит с детьми над одним предложением порой 1 мин, 3 мин, пока не добьётся нужной интонации. Ни­когда ничем не заменяется внеклассное чтение. Много читает детям сама. Вот где можно разгу­ляться! Глаза ребят горят или наполняются слеза­ми. Вздыхают, хохочут, сердятся, ласково улыба­ются. И всегда говорит говорю: «Скоро и вы будете так же интересно читать, как артисты. Я вас научу». А детям даётся задание рассказать так же интересно маме, папе, бабушке, дедушке, как им прочитала учительница.

Бывает, один рассказ (маленький) читается 3-4 дня, пока не отработается его интонация. Дик­танты тоже читаются выразительно, эмоциональ­но. Над чем бы ни работали: упражнение, зада­ча, текст учебника по природоведению, - читается все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.

Чтение про себя даётся очень редко, да и то с каким-нибудь заданием: что-то найти или по­добрать пример на правило правописания, или найти в тексте какой-то отрывок, или поду­мать, какую картинку можно было бы нарисо­вать по данному вопросу.

Уроки внеклассного чтения проводятся по разным книгам разных авторов, но тематика одна. Тогда возникает очень широкий круг об­суждения, которое заинтересовывает детей, и они, по желанию, обмениваются книгами друг с другом. Кроме того с первого же дня заня­тий установлены дружеские отношения с библиотекарем. Каждую пятницу у нас прохо­дят конкурсы на лучшего чтеца, рассказчика. Как ревностно следят судьи - все ученики класса - за чтением каждого из участников!

Bo II классе чтение тоже проводится преиму­щественно вслух по 20-25 мин. В качестве ре­чевых зарядок выступают полюбившиеся де­тям стихотворения. Статьи, рассказы в III четверти разбиваются на абзацы и пишется план в вопросительной форме.

В III классе дети самостоятельно составля­ют план пересказа в утвердительной форме. И каждый пересказывает по своему плану.

С I класса 5 раз в неделю идут уроки развития речи. Во II классе они ведутся до второго полугодия, преимущественно с устными видами работы. Дети приносят книжечки, а потом сами делают книжки-малютки со своими рисунками и небольшими текстами (1-2 предложения) под рисунком. Читают очень много. Вслух учитель учит читать грамотно, эмоционально, т.е. так, как того требует текст. Возможно, при этом будет всего 40-60 слов в минуту, а может, и 30 слов, но гла­зами, про себя, некоторые читают в минуту даже 360 слов, а большинство - 200-240 слов в мину­ту, самые слабые по 180-200 слов в минуту. Я проверяю осознанность прочитанного постоян­но, главным образом, через вопросы, пересказы, выборочное чтение, составление «своих» предложений с отдельными словами и т.д.

Автор статьи утверждает на основе своего мно­голетнего и выстраданного опыта, что в I клас­се и в первом полугодии II класса детей не на­до торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение, бездуш­ное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения не будет никогда! Надо чаще читать хором! Читать весь урок! Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота.

Соблюдение правил орфоэпии при чтении вводится постепенно и только со второго полуго­дия II класса. Лишь в стихах, которые вы­учиваются в классе, а дома закрепляются, учитель напоми­нает некоторые правила орфоэпии, так как дети учат стихи с голоса учителя. Для того чтобы письмо было грамотным, нельзя спешить с правилами орфоэпии.

Грубой родительской ошибкой считается когда детей до школы учат читать и даже писать.

Подводя итог своему рассказу автор перечисляет правила:

1). в детях надо пробуж­дать любовь к чтению;

2) следует постоянно рас­ширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;

3) первый раз читать тексты должен только учитель: он передает текст грамот­но, эмоционально (не надо поручать первоначаль­ное чтение ученику, как бы хорошо он ни читал);

4) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 минут, включая фонетические заряд­ки в I классе;

5) не надо торопить детей при чте­нии, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;

6) в I классе не следует опраши­вать ученика путем индивидуального чтения пе­ред всем классом;

7) домашних заданий в 1 и II классах, кроме чтения, не должно быть;

8) до­машнее задание по чтению должно быть с творче­ским уклоном: нарисовать картинку по пройден­ному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди сво­их книг найти книгу по теме урока;

9) важно про­сить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чару­шина, Екимушкина), причем предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы ма­леньким он ни был. Почему нужно читать о жи­вотных? Детям будет легче составлять предложе­ния, легче описывать признаки   предметов (животных), составлять задачи по математике и т.д. Кроме того, ребенок с удовольствием расска­зывает о прочитанном классу. Это заинтересовывает и других учеников, они хотят узнать что-то интересное, чем и они могут поделиться с друзья­ми, родителями. А наилучшее из того, что понра­вилось ученикам, учитель прочтёт классу сам. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения;

10)во II и III классах учитель просит, чтобы родите­ли читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день (найти столько времени всегда можно); где найти литературу для чтения и какую, рекомен­дует. Если это входит в систему, то интерес к чте­нию возрастает; кроме того, важно, чтобы дети
тоже читали родителям то, что они сами хотят;

11) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением це­лых больших текстов, полная работа над кото­рыми (чтение по главам или частям) требует
больших затрат времени (3-4 часа);

12) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают свое мнение о героях, рассказы­вают о том, как бы они поступили сами;

13) чаще надо проводить выборочное чтение;

14) даже в III классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, ко­лонками, рядами, парами, по одному;

15) в III классе опрос по чтению лучше про­водить после того, как что-то прочитано хором всем классом. Если надо проверить стихотворе­ние, то сначала ученики читают его хором 2-3 раза, а затем учитель приступает к опросу. Почему? Цель - привить
любовь к книге, к чтению, чтобы ребята не боя­лись даже случающейся плохой оценки (не у всех учеников одинаковая память, и хотя все предпринимается для того, чтобы именно на уроке стихотворение было выучено, бывает, даже повторив его несколько раз дома, ученик по­сле ночи забывает весь текст или часть его. А если в классе повторить стихотворение, то ребе­нок вспомнит заученное и ответит. Каждое из стихотворений, заданное для заучивания наи­зусть, повторяется в течение всего года;

16)  проводятся конкурсы чтецов  или литературные викторины, что очень любят дети;

17) начиная с I класса, проводятся выставки книг  разных авторов на общую тему;

18) даже в III классе на уроке чтения лежат книги, прочитанные в I и II классах. Проходим, например, тему «Осень» - читаем  произведения по книгам I и II классов, вспоминаем стихи и рассказы об
осени,  а  потом  читаем  стихи  по учебнику II класса, сравниваем произведения и нахо­дим, какие авторы пишут, например, в песен­ном стиле (Есенин, Кольцов, Некрасов) и т.д. Заучиваем 2-3 стихотворения по выбору детей; учитель знакомит детей с писателями, их творчеством и предлагает найти в книгах их
произведения на данную тему;

Итак, чтение не ограничивается только учеб­ным материалом. Учитель старается читать своим ученикам больше книг, сеящих доброе: произведе­ния классиков, устного народного творчества – былины, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Они инсценируются, оформляются общие тетради (дети по очереди записывают пословицы, загад­ки, считалки, потешки и т.д., разрисовывают и подписывают каждый свою страничку).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!