Муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа №24
городского округа Павловский Посад Московской области
Выступление на ШМО
Тема: «Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения»
Шеварнова Т.Н.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 24
г. Павловского Посада Московской обл.
2020г.
Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения
В современной школе данный вопрос стоит особенно остро.
Важно видеть две стороны этой проблемы. Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.
Работа над совершенствованием навыка чтения в современной школе является составной частью работы с текстом. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской и другими методистами велись поиски совершенствования навыка чтения учащихся. Ими была разработана система упражнений, куда входили 4 вида упражнений, совершенствующих зрительное восприятие слова, произношение (т. к. у детей 1 – 3 классов при чтении имеются речедвигательные ошибки), а также упражнения, направленные на синтез восприятия слова и его понимание, и упражнения в чтении «про себя».
Упражнения в произношении проводились в самом начале урока на материале знакомых слов, использовались поговорки, пословицы, скороговорки и четверостишия. В эту группу входили также упражнения в орфоэпическом произношении слов.
Упражнения, ориентирующие в зрительном восприятии слов и сочетаний слов, проводились непосредственно перед самостоятельным чтением текста учащимися. Они были направлены на различение графических элементов в слове: упражнения в чтении слов, различающихся 1 – 2 буквами, слов с одинаковой приставкой, корнем или окончанием; на увеличение единиц восприятия (дети читали с доски или плакатов отдельные или односложные слова, затем переходили к чтению двух-трёхсложных слов, простых по смыслу, читали 2 – 3 слова). Эти упражнения подготавливали детей к чтению текста, вырабатывали зоркость к зрительному образу слова, расширяли возможности восприятия.
Для синтеза восприятия слова и его понимания на ступени овладения слоговым чтением и чтением целыми словами использовались логические упражнения, где необходимо было одновременно и прочитать и решить определённую умственную задачу, связанную с содержанием прочитанного. Для регулирования темпа проводилось чтение отрывков текста с разной скоростью в зависимости от содержания текста, чтение отрывков на время с последующим воспроизведением прочитанного.
Упражнения, способствующие сокращению, свёртыванию процесса чтения и постепенному переводу его во внутренний план, начинались в первом классе с мгновенного восприятия знакомых слов, словосочетаний, предложений. Затем шли упражнения в шепотном чтении уже знакомых отрывков с постепенным переходом к самостоятельному чтению «про себя» целых текстов.
Анализ результатов после использования этих упражнений показал, что навык чтения в контрольных классах качественно изменился.
В методике широкое распространение приобрело первичное чтение текста учителем. Фактически учащиеся всегда читают знакомый текст, понимание его определяется чтением учителя. Этот приём должен использоваться в обучении, но не становиться универсальным. Основой обучения должно быть первичное чтение произведения детьми.
Для первичного самостоятельного чтения после обучения по азбуке учащимся не могут быть рекомендованы тексты объёмом более 50 – 60 слов (речь идёт о детях, читающих слогами).
Банк заданий к урокам чтения
Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
1. Чтение вслух.
2. Чтение про себя.
3. Чтение жужжащее
4. Чтение хором.
5. Чтение в темпе скороговорки
6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8. Бинарное чтение Один текст читают два ученика одновременно
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети
быстро его находят и дочитывают все вместе.
14 . «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
15 . «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты
По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18.«Фото глаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к
кадру.
19. «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
3. Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6.«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала
до конца.
7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
«Папа Карло: - А я-то думал, | мы тут, по крайней мере, | найдем кучу золота и серебра, а нашли всего-навсего старую игрушку».
12. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
13. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
14. Словарь настроений (см.: Начальная школа. 1997. № 2. С. 37). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.
15. Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
настроение.
16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
17. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом
мышки).
18. Чтение по ролям.
19. Чтение по ролям без слов автора.
20. Инсценирование.
21. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
22. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2 . Озаглавливание текста.
3 . Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10. Работа по вопросам учителя, учебника пли ученика.
11. Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов,
газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14. Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15. Распространение предложений. В I-II классах по вопросам учителя, в III-IV - самостоятельно.
16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом.
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
же) Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
17. Составление кроссвордов по тексту.
18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20. Подбор загадок к словам из текста.
21. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22. Составление ребусов к словам из текста.
При подготовке к уроку выбираются из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаются в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать
На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.
Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, выбирается новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 – 2 месяцев.
«Как я работаю над техникой чтения своих учеников»
Во-первых, в тексте тщательно отбираются слова, которые требуют пояснения. Если не знакомых слов много, то они обязательно включаются в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи! Как отрабатывается техника чтения в первом полугодии I класса, т.е. в добукварный и букварный периоды?
С учениками читать хором, как бы пропевая, т.е. сливая слоги. Читать по нескольку раз страничку букваря. Сначала очень медленно (с..с..с..а..ш..ша), где-то 3 – 4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но все равно медленно (с.са.ша), а после еще быстрее. Чтение текста упреждается 25-минутными фонетическими зарядками, которые включают прочтение всех слогов в каждом тексте, поэтому в букваре учащиеся читают хорошо. Когда же происходит чтение, так сказать, в чистом виде, то оно идет в темпе медленной устной речи. Торопить детей при чтении ни в коем случае нельзя. Дети очень любят фонетические зарядки. Отработав правильность произношения, четкость, силу голоса, можно избежать затруднений детей при чтении по букварю. Если каждый день на уроке заниматься по 25 мин только чтением, то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.
После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. Ученики читают почти весь урок (25-30 мин) хором с учителем, по колонкам. К столу учителя дети не вызываются. Когда они читают вслух, учитель всё время ходит около парт и смотрит, все ли следят пальчиком при чтении, наклоняется и прислушивается к чтению нужного ему ученика. Учитель ни на секунду не ослабляет своё внимание. Все читают в унисон, если кто-то сфальшивил, просит вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Когда отработано чтение, просит, чтобы читал кто-нибудь один, причем он сидит на своем месте и читает, а все следят пальчиком. Если ученик ошибся, то исправляют сразу же все хором. Нельзя спрашивать с ученика чтения, если статья слабо отработана. Цель - не отбить желание читать. Постоянно подхваливать детей, но не мимоходом, а аргументированно и чаще хвалить слабеньких.
Чтение рассказов, сказок подготавливается дома, продумывая, как оживить рассказ, прочитать его так интересно, чтобы ученик захотел непременно сам еще раз так его прочитать. Теперь работа ведётся не только над правильностью и темпом чтения, но и отрабатывается эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость... Учитель сидит с детьми над одним предложением порой 1 мин, 3 мин, пока не добьётся нужной интонации. Никогда ничем не заменяется внеклассное чтение. Много читает детям сама. Вот где можно разгуляться! Глаза ребят горят или наполняются слезами. Вздыхают, хохочут, сердятся, ласково улыбаются. И всегда говорит говорю: «Скоро и вы будете так же интересно читать, как артисты. Я вас научу». А детям даётся задание рассказать так же интересно маме, папе, бабушке, дедушке, как им прочитала учительница.
Бывает, один рассказ (маленький) читается 3-4 дня, пока не отработается его интонация. Диктанты тоже читаются выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали: упражнение, задача, текст учебника по природоведению, - читается все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.
Чтение про себя даётся очень редко, да и то с каким-нибудь заданием: что-то найти или подобрать пример на правило правописания, или найти в тексте какой-то отрывок, или подумать, какую картинку можно было бы нарисовать по данному вопросу.
Уроки внеклассного чтения проводятся по разным книгам разных авторов, но тематика одна. Тогда возникает очень широкий круг обсуждения, которое заинтересовывает детей, и они, по желанию, обмениваются книгами друг с другом. Кроме того с первого же дня занятий установлены дружеские отношения с библиотекарем. Каждую пятницу у нас проходят конкурсы на лучшего чтеца, рассказчика. Как ревностно следят судьи - все ученики класса - за чтением каждого из участников!
Bo II классе чтение тоже проводится преимущественно вслух по 20-25 мин. В качестве речевых зарядок выступают полюбившиеся детям стихотворения. Статьи, рассказы в III четверти разбиваются на абзацы и пишется план в вопросительной форме.
В III классе дети самостоятельно составляют план пересказа в утвердительной форме. И каждый пересказывает по своему плану.
С I класса 5 раз в неделю идут уроки развития речи. Во II классе они ведутся до второго полугодия, преимущественно с устными видами работы. Дети приносят книжечки, а потом сами делают книжки-малютки со своими рисунками и небольшими текстами (1-2 предложения) под рисунком. Читают очень много. Вслух учитель учит читать грамотно, эмоционально, т.е. так, как того требует текст. Возможно, при этом будет всего 40-60 слов в минуту, а может, и 30 слов, но глазами, про себя, некоторые читают в минуту даже 360 слов, а большинство - 200-240 слов в минуту, самые слабые по 180-200 слов в минуту. Я проверяю осознанность прочитанного постоянно, главным образом, через вопросы, пересказы, выборочное чтение, составление «своих» предложений с отдельными словами и т.д.
Автор статьи утверждает на основе своего многолетнего и выстраданного опыта, что в I классе и в первом полугодии II класса детей не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения не будет никогда! Надо чаще читать хором! Читать весь урок! Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота.
Соблюдение правил орфоэпии при чтении вводится постепенно и только со второго полугодия II класса. Лишь в стихах, которые выучиваются в классе, а дома закрепляются, учитель напоминает некоторые правила орфоэпии, так как дети учат стихи с голоса учителя. Для того чтобы письмо было грамотным, нельзя спешить с правилами орфоэпии.
Грубой родительской ошибкой считается когда детей до школы учат читать и даже писать.
Подводя итог своему рассказу автор перечисляет правила:
1). в детях надо пробуждать любовь к чтению;
2) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;
3) первый раз читать тексты должен только учитель: он передает текст грамотно, эмоционально (не надо поручать первоначальное чтение ученику, как бы хорошо он ни читал);
4) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 минут, включая фонетические зарядки в I классе;
5) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;
6) в I классе не следует опрашивать ученика путем индивидуального чтения перед всем классом;
7) домашних заданий в 1 и II классах, кроме чтения, не должно быть;
8) домашнее задание по чтению должно быть с творческим уклоном: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;
9) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Екимушкина), причем предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки предметов (животных), составлять задачи по математике и т.д. Кроме того, ребенок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Это заинтересовывает и других учеников, они хотят узнать что-то интересное, чем и они могут поделиться с друзьями, родителями. А наилучшее из того, что понравилось ученикам, учитель прочтёт классу сам. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения;
10)во II и III классах учитель просит, чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день (найти столько времени всегда можно); где найти литературу для чтения и какую, рекомендует. Если это входит в систему, то интерес к чтению возрастает; кроме того, важно, чтобы дети
тоже читали родителям то, что они сами хотят;
11) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над которыми (чтение по главам или частям) требует
больших затрат времени (3-4 часа);
12) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;
13) чаще надо проводить выборочное чтение;
14) даже в III классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, колонками, рядами, парами, по одному;
15) в III классе опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано хором всем классом. Если надо проверить стихотворение, то сначала ученики читают его хором 2-3 раза, а затем учитель приступает к опросу. Почему? Цель - привить
любовь к книге, к чтению, чтобы ребята не боялись даже случающейся плохой оценки (не у всех учеников одинаковая память, и хотя все предпринимается для того, чтобы именно на уроке стихотворение было выучено, бывает, даже повторив его несколько раз дома, ученик после ночи забывает весь текст или часть его. А если в классе повторить стихотворение, то ребенок вспомнит заученное и ответит. Каждое из стихотворений, заданное для заучивания наизусть, повторяется в течение всего года;
16) проводятся конкурсы чтецов или литературные викторины, что очень любят дети;
17) начиная с I класса, проводятся выставки книг разных авторов на общую тему;
18) даже в III классе на уроке чтения лежат книги, прочитанные в I и II классах. Проходим, например, тему «Осень» - читаем произведения по книгам I и II классов, вспоминаем стихи и рассказы об
осени, а потом читаем стихи по учебнику II класса, сравниваем произведения и находим, какие авторы пишут, например, в песенном стиле (Есенин, Кольцов, Некрасов) и т.д. Заучиваем 2-3 стихотворения по выбору детей; учитель знакомит детей с писателями, их творчеством и предлагает найти в книгах их
произведения на данную тему;
Итак, чтение не ограничивается только учебным материалом. Учитель старается читать своим ученикам больше книг, сеящих доброе: произведения классиков, устного народного творчества – былины, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Они инсценируются, оформляются общие тетради (дети по очереди записывают пословицы, загадки, считалки, потешки и т.д., разрисовывают и подписывают каждый свою страничку).