СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО "Урок как средство формирования экологической культуры"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме: "Урок как средство формирования экологической культуры"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО "Урок как средство формирования экологической культуры"»

Л.А. Коклина,

учитель физики, «Глебовская СОШ»

Урок как средство формирования экологической культуры

(выступление на семинаре РМО учителей физики, март 2016 г)

Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотичным и безграничным.

Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических, экономических и других проблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические, воспитательные, поскольку подрастающие поколения ещё на школьной скамье должны быть подготовлены к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Вот почему идея отражения в содержании и методике преподавания физики задач формирования у учащихся экологической культуры приобрела в настоящее время исключительно важное значение. Не случайно ФГОС среди фундаментальных знаний и умений предусматривает и экологические, что требует введения в содержание школьной физики экологически ориентированных вопросов. В частности, для физики выделены следующие требования к результатам обучения в этом направлении:

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.) и для рационального природопользования, а также и охраны окружающей среды.

Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного процесса. Поэтому, подобно тому, как ныне говорят о второй — компьютерной грамотности, можно утверждать, что каждый человек должен быть грамотным и в экологических вопросах, а также экологически культурным.

Поскольку многие вопросы охраны окружающей среды соответствуют содержанию и специфике школьного курса физики, их целесообразно рассматривать именно на уроках этого предмета, чтобы учащиеся осознали необходимость хорошего знания физики для понимания природных процессов и их изменений под влиянием человеческой деятельности. Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцентируя внимание школьников на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом.

Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в результате рассмотрения некоторых физических величин (температура, давление, влажность, освещенность и др.), а также явлений (ветер, шум, различного рода излучения) и прикладных вопросов (например, использование различных видов энергии — механической, электрической, ядерной, солнечной и т.д.) с точки зрения их роли в природных процессах или влияния на них положительных и отрицательных сторон НТП, физико-технических методов и средств охраны природы. Это позволяет добиваться того, чтобы учащиеся глубже, полнее и правильнее понимали все более усложняющееся взаимодействие общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио- и телепередач, кинофильмов, интернета и т. д., могли оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды.

Определение объёма экологической информации — сложный вопрос; его решение зависит от времени, которое можно отвести на уроке на изучение элементов экологии, от имеющейся информации по той или иной теме, способа и метода изучения материала, от знания учителем физики элементов фундаментальной экологии.

Большую помощь учителям физики оказывают в этом отношении экологизированные приложения к учебникам физики, например, «Физика. Человек. Окружающая среда», автор А.П. Рыженков, журналы «Физика в школе», элективный курс «Энергетика и окружающая среда» (физика, экология.), составитель М. И. Аркуша.

Эффективность изложения вопросов экологии на уроках физики повышается, если теоретический материал опирается на физический эксперимент, имеющий экологическое содержание. Например, изучая явление диффузии, можно показать, как разного рода загрязнители проникают в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений, животных, человека. Для этого на чистое стекло нанести каплю чистой воды, а рядом (чтобы соприкасались) с ней каплю «загрязнителя» - свекольный сок; через лупу учащиеся наблюдают, как вследствие диффузии «загрязнитель» проникает в чистую воду. Или для урока по теме «Реактивное движение» одним из средств экологического воспитания можно предложить притчевую миниатюру: «Звёздное небо всегда считалось образцом спокойствия. Оно противопоставлялось земной суете и постоянным земным неурядицам. До сих пор каждый из нас испытывает какое-то умиротворенное чувство, созерцая в погожую ночь мерцающие огоньки далеких звезд. Осталось ли небо «морем спокойствия»? Что и в какую сторону может изменить его состояние? Об этом хочется размышлять и размышлять». Размышляя над притчей, учащиеся находят связь общества и природы: овладение новыми видами энергии, развитие техники, все возрастающее изменение природы в процессе труда людей. Физический эксперимент, решение задач с экологическим содержанием позволяют анализировать экологические ситуации, прогнозировать возможные последствия, выбирать природозащитные меры. На уроках также полезно использовать «экологический» материал, подготовленный учащимися в виде рефератов, сообщений. Очень эффективны уроки, на которых используются кинофрагменты экологического содержания.

Систематическое применение экологического материала повышает общий уровень экологической культуры, вызывает интерес к предмету физики и качеству его преподавания.

Рассмотрим знакомство девятиклассников с проблемами окружающей среды на планете, в стране, быту или проблемами здоровья в ходе изучения главы «Механические колебания и волны. Звук.». Например, в теме «Колебательное движение. Колебательные системы» можно рассмотреть механические колебания сооружений и конструкций (вибрация труб) и их влияние на процессы в окружающей среде. В теме «Вынужденные колебания. Резонанс» интересны механические колебания в природе (землетрясения) и глобальные экологические катастрофы, вызванные ими; вредное влияние вибраций на человеческий организм; колебание поездов, вагонов, автомобилей и амортизация. Тема «Распространение колебаний в среде. Волны» позволяет рассмотреть проблему с цунами и береговыми рельефами, прибрежными сооружениями, а также вибрации в земле, что приводит к просадке грунта и оползням. При изучении колебаний учащиеся узнают, что человеческий организм можно рассматривать отчасти как колебательную систему, отчасти как систему, испытывающую на себе воздействие внешних колебаний. Внимание учащихся важно обратить на колебательный характер таких процессов как биение сердца, дыхание, деятельность ряда желез внутренней секреции, сокращения мышц и даже протекание инфекционных болезней. Обращаясь к теме «Звук. Ультразвук и инфразвук», целесообразно подчеркнуть, что для человека применение ультразвука во многом оказывается полезным, а длительное воздействие мощного инфразвука и шумов неблагоприятно (вызывают ухудшение зрения, потерю памяти, нервные расстройства., резонансные колебания внутренних органов). Яркие демонстрации некоторых природных явлений этой главы на моделях (резонанс мостка через ручей, разрушение при сгибании алюминиевого стержня, волны в стенах, источники различного шума и др.) вызывают у обучающихся интерес к более глубокому изучению этих явлений со всех сторон.

Наиболее эффективными в экологическом воспитании всё же являются уроки, которые я полностью посвящаю изучению проблем охраны природы:

  • « Экологически «чистые» источники энергии» (8 кл., 10 кл.)

  • «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» (8 кл., 10 кл.)

  • «Воздушная оболочка Земли» (7кл., 10 кл.)

  • «Ядерная энергетика и её экологические проблемы» (9 кл., 11 кл.).

Экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал физических знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности и культуры школьников.











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!