Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Доклад приготовила: учитель ОРКСЭ Дмитриева М. С.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает, прежде всего, нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни подразумевает поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, предполагают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
В ходе работы с родителями использую дифференцированный подход, который строится на условном выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка:
1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;
2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;
3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;
4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.
В своей практике использую массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями, осуществляя их по 2 направлениям:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, с помощью таких форм работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания и конференции, лектории, педагогические практикумы и дискуссии, ролевые игры, мини опросы, анкетирование
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса ОРКСЭ.
Формы и методы работы с родителями
В нашей школе родители выбрали курс «Основы православных культур». Родителей и членов семей учеников я приглашаю на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы православных культур». Лучше, если они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
В 2018-2019 учебном году в мае мы провели православный праздник «Троица» и пригласили родителей. Заранее я подготовила 4 класс и они рассказали остальным учащимся начальной школы о традициях «Троицы». Много интересного узнали для себя и родители.