СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном метод. объединении.Изучение родного языка и литературы в условиях ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении учителей родных языков "Изучение родного языка и литературы в  условиях ФГОС».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном метод. объединении.Изучение родного языка и литературы в условиях ФГОС».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чинарская СОШ №2 имени М.М. Гусаева»









Доклад

на

тему:

«Изучение родного языка и литературы в

условиях ФГОС».




Подготовила и выступила:

Улиева Г.Д.









2019г.

Родной язык и литература - эти предметы, призванные формировать у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа.

Задача это решается путем ярких рассказов о своем селе, о своем народе, о своих героях, об уважении к старшему поколению.  

Одним из актуальных вопросов модернизации современного школьного образования является введение ФГОС нового поколения. В основу обучения, в соответствии с ФГОС нового поколения, положен системно- деятельностный подход, основным результатом которого должны стать воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются идея, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Основная идея инновационного образования - учить не мыслям, а мыслить.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на уроках родного языка предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий несколько, а на уроках родного языка можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму направлению относятся система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. На уроках часто организовываю групповую работу.

Хочу выделить следующие преимущества совместной (групповой) работы:

- возрастает объем и глубина понимания материала;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

- желание вступать в контакт с окружающими;

- знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

-умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, быть в сотворчестве равных и разных.

Групповая поддержка

вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

На уроках родного языка в 5 классе использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:

«Подготовь рассказ на тему: «Моя семья.». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

Популярной формой инновационного обучения на уроках родного языка и литературы является метод проектов. Использование проектной деятельности позволяет решить важнейшие задачи современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, формирование УУД, создание атмосферы сотрудничества и сотворчества[2, С. 35]. Проектная деятельность завершается реальным результатом, имеющим практическое значение. Выше названные методы часто реализую в различных формах нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование, модульный урок. Это помогает избегать однообразия, рутины в обучении. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность. Типы домашнего задания: подготовить иллюстрации к произведениям; придумать сказку, продолжить неоконченные произведения; подготовить словарные диктанты; составить конспект по опорным словам и т.д.

На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»

На уроки материал выбираю разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом: восприятие текста, сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану, умения участвовать в учебном диалоге, описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы.

Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,

- умение и убеждать, и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечиваю через обучение правильному пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебниках по лакскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи..

. Создавая проблемную ситуацию на различных видах уроков, стараюсь пробудить интерес детей к знанию. На уроках родного (лакского) языка и литературы использую современные обучающие технологии:

1) при обучении языку использую учебно-методические комплексы, стараюсь  включить в активную индивидуальную учебную деятельность по овладению аудированием и чтением всех учащихся;

2) дидактическая игра занимает важное место в системе личностно-ориентированного обучения.

Дидактические игры эффективны в обеспечении успешного развития коммуникативных навыков. Игры способствуют созданию на уроке языковой среды, вносят в учебную коммуникацию фактор естественности. В игровой практике  придерживаюсь определенных принципов:

1. Для имитации заданной среды, как правило, используются музыка, выставка книг, репродукции картин, перестановка в классе. Целесообразно привлекаю учащихся и к процессу изготовления дидактических игр.

2. Кроме духа соревновательности, придаю играм проблемность. Учащиеся, играя, решают важные задачи, связанные с устранением пробелов в их знаниях, с отработкой навыков произношения, с решением проблем литературоведческого анализа текста.

З. Учитывая разный уровень развития учащихся, предлагаю игры на выбор, нередко составляю индивидуальные планы игр.

4. После игры обязательно обсуждается итог, отмечаются успехи каждого.

Дидактические игры.

1. «Письмо литературного героя».

2. «Затерянная страница». В шкатулке могут быть стихи без автора, портрет, иллюстрации какого –либо села, отрывок из произведений, т.д. Другая функция игры: попробовать написать или дописать текст к затерявшемуся названию.

З. «Значение слова». Цель игры: развитие навыков различения прямого и переносного значений слов.

4. Сюжетно-ролевая игра «Редакция». Цели: развитие корректорских навыков, формирование умений озаглавливать текст, понимать его структуру, содержание, основную мысль.

Считаю нужным донести до своих учеников слова Паустовского : «По отношению человека к своему родному языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но гражданской ценности. ИСТИННАЯЛЮБОВЬ К РОДНОЙ СТРАНЕ НЕ МЫСЛИМА БЕЗ ЛЮБВИ К СВОЕМУ ЯЗЫКУ!!!! Чтобы добиться определенных результатов и вовлечь ученика в активный процесс получения и переработки знаний использую в своей работе методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, ролевые, деловые игры. Развитие коммуникационных умений учащихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. В повышении эффективности образовательного процесса  уделяю  особое внимание развитию у обучающихся инициативы к активному добыванию знаний.

Популярной формой инновационного обучения на уроках родного языка и литературы является метод проектов. Использование проектной деятельности позволяет решить важнейшие задачи современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, создание атмосферы сотрудничества и сотворчества. Проектная деятельность завершается реальным результатом, имеющим практическое значение. Выше названные методы часто реализую в различных формах нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование, модульный урок. Это помогает избегать однообразия, рутины в обучении. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность. Типы домашнего задания: подготовить иллюстрации к произведениям; придумать лингвистическую сказку, продолжить неоконченные произведения; подготовить словарные диктанты; начертить лингвистическую карту, составить конспект по опорным словам и т.д.

Одним из критериев оценки компетентности современного учителя является применение на уроке ИКТ, так как ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо касается сферы образования, которая готовит ученика к полноценной жизни в современном обществе. Использование ИКТ повышает интерес к урокам родного языка и литературы, объективно ведет к улучшению качества обучения, позволяя задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Информационные технологии позволяют осуществлять обучение по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект. [8, С. 121]

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видео:

1) при подготовке учителя к уроку: различные образовательные сайты, программа Power Point позволяет создать яркие презентации, используя в слайдах схемы, таблицы, кроссворды, тесты, дидактические игры в динамике «оживить» урок;

2)при изложении нового материала: видеоматериалы литературным произведениям, к биографиям писателей, заочные экскурсии на родину писателей, прослушивание образцового чтения;

3) закрепление изложенного материала: тренинг - разнообразные обучающие программы, тесты;

4) система контроля и проверки: он-лайн тесты, контролирующие программы;

5)самостоятельная работа учащихся: обучающие программы, электронные словари и справочники, энциклопедии, развивающие программы, выполнение проектных работ, видеоуроки;

7) при выполнении домашнего задания: поиск информации в сети Интернет, составление презентаций.



Родной язык является средством приобщения к духовному богатству татарской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая активность определяют достижения человека практически во всех областях жизни. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1.Энциклопедия образовательных технологий.2006

2.Мутаева С.Р. Методика преподавания лакского языка в городских школах.









Заявка

1. Ахмедханова Анзират Ахмедовна.

2. МБОУ «СОШ №2» г. Каспийск.

3. Учитель родного (лакского) языка.

4.-

5.

6. г. Каспийск, улица Гамзата Цадасы 102-11, 8 918 734 88 04.

7. ansira/a@vail/ru

8. Тема: «Методы преподавания уроков лакского языка и литературы в 5-х классах в условиях ФГОС.»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!