Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бородинская основная школа
Выступление на педагогическом совете по теме:
"Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника"
Подготовила:
Учитель немецкого языка:
Васюкова Светлана Николаевна
2018-2019 учебный год
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
В. А. Караковский
Цель:
- Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.
- Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроках.
Задачи:
- Обогатить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
- Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
- Создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.
- Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики обучающегося, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его уроки дети любили, учили и получали только хорошие отметки. Как же заинтересовать детей, сделать так, чтобы дети с удовольствием шли на уроки, им было там хорошо, и уютно, как избежать на своих уроках скуки и однообразия? Что же нужно сделать, чтобы ученику в школе было комфортно, чтобы он с желанием шел на урок, хотел учиться и сам работать, получая при этом чувство собственного удовлетворения?
Я думаю, что планируя свою работу, учитель должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, насколько создан благоприятный микроклимат на занятиях, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и, в первую очередь, личности самого учителя, стилю его взаимоотношений с обучающимися. А одной из главных составляющих психологического комфорта является комфорт на уроке. Состояние класса во многом зависит, прежде всего, от учителя.
Принципы психологического комфорта:
- учеба должна давать детям радость;
- протекать на фоне положительных эмоций;
-исключать психотравмирующие ситуации.
Ребенок должен себя легко и свободно чувствовать на уроке, не бояться отвечать, высказывать свою точку зрения, идти к доске.
Сегодня очень часто стали присутствовать в психологических портретах школьников такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, напряженность. Дети зачастую испытывают эмоциональный дискомфорт на уроках. А это явно приводит к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется интерес к учебе.
Очень важно основываться на терпении, любви, уважении и понимании – вот четыре основополагающих процесса воспитания и обучения.
Источником психологической комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Все уроки похожи и разны,
Если к ним приглядеться с разных сторон.
Но бывают уроки как радостный праздник,
А бывают они как мучительный сон.
Критерии психологического комфорта урока:
- отсутствие усталости у детей и учителя;
- положительный эмоциональный настрой;
- удовлетворение от сделанной работы;
- желание продолжать работу;
- создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
- Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.
- Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
- Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
- Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
- Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
- Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания.
- Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
- Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания.
- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.
- Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят.
Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами. Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.
Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата.
Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Неслучайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.
Заповеди учителя
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.