СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете: "Система работы учителя русского языка по подготовке к ОГЭ в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете: "Система работы учителя русского языка по подготовке к ОГЭ в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности"»






Выступление на педагогическом совете;



"Система работы учителя русского языка по подготовке к ОГЭ в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности"



Подготовила учитель русского языка

и литературы Шершнёва Е.А.





























2023

Введение

Частыми причинами учебной неуспешности обучающихся являются слабая сформированность метапредметных умений и существенные пробелы в базовой предметной подготовке. Диагностика обучающихся с трудностями в учебной деятельности позволит выявить их причины, например:

- слабая сформированность читательских навыков и навыков работы с информацией;

- слабая сформированность навыков самоорганизации, самокоррекции;

- конкретные проблемы в предметной подготовке (неосвоенные системообразующие понятия, элементы содержания, без владения которыми невозможно понимание следующих тем; слабо сформированные предметные умения, навыки и способы деятельности).

По итогам диагностики складывается содержательная картина проблем в обучении каждого класса, которая может быть взята за основу адресной корректировки методики работы учителя и образовательных программ. В зависимости от распространенности среди учеников класса конкретной проблемы в обучении выбираются индивидуальные или групповые формы организации учебной работы.

В случае выявления проблем с грамотностью чтения и информационной грамотностью целесообразно больше внимания уделять работе с текстом учебника, детальному разбору содержания выдаваемых обучающимся заданий.

Система работы учителя может быть акцентирована на развитии у обучающихся навыков самоорганизации, контроля и коррекции результатов своей деятельности (например, посредством последовательно реализуемой совокупности требований к организации различных видов учебной деятельности, проверке результатов выполнения заданий).

Индивидуальные пробелы в предметной подготовке обучающихся могут быть компенсированы за счет дополнительных занятий во внеурочное время, выдачи обучающимся индивидуальных заданий по повторению конкретного учебного материала к определенному уроку и обращения к ранее изученному в процессе освоения нового материала. Наличие одинаковых существенных пробелов в предметной подготовке у значительного числа обучающихся класса требует определенной корректировки основной образовательной программ.

Современный этап развития образования характеризуется переосмыслением функций учебного предмета «Русский язык» как в образовательной системе в целом, так и в системе филологического и собственно лингвистического образования в частности, выражающегося в реализации деятельностного подхода в обучении родному языку, ориентированного на многостороннее развитие личности школьника, его способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.



Описание проблем в образовательной подготовке обучающихся, балансирующих на грани преодоления минимального балла


Анализ проблем в образовательной подготовке обучающихся по русскому языку, балансирующих на грани преодоления минимального балла, позволяет получить качественную обобщенную информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки выпускников по русскому языку и позволяющую обозначить существующие проблемы в преподавании предмета. Анализ строился на основе пробного экзамена ОГЭ по русскому языку в 2020-2021 учебном году.

Что представляет собой ОГЭ по русскому языку? Он содержит три вида работы: сжатое изложение, тестовая часть из семи вопросов и сочинение по выбору обучающегося.

ОГЭ претерпел значительные изменения: теперь в тестовой части нельзя набрать необходимое количество баллов для преодоления минимального порога ( максимально 7 баллов из 15 ), а значит обучающимся необходимо написать и изложение, и сочинение, что крайне сложно для ребят с пробелами в базовых знаниях.

Анализ показал, что из тестовой части особую сложность представляют задания 2, 3, 5, которые требуют хороших знаний по орфографии, синтаксису и пунктуации. Также ребята, как правило, не умеют писать сжатое изложение, не владеют способами сжатия текста, плохо запоминают материал, не представляют структуру сочинения-рассуждения. Все эти трудности и выявил пробный экзамен.

Что в такой ситуации делать учителю, когда до основного экзамена остаётся меньше полугода?


Система подготовки к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Первое, с чем нужно познакомить ребят - это нормативно-правовая база и правила сдачи экзамена. Ребята должны чётко представлять структуру экзамена - это поможет справиться с эмоциональным напряжением.

Все критерии, нормы оценивания должны быть досконально изучены и разобраны с учениками, чтобы они сами могли оценить свои слабые и сильные стороны, понять, на что нужно обратить внимание при подготовке. Такая работа должна быть проведена в начале учебного года. Также необходимо учитывать, что ОГЭ включает в себя ещё и устное собеседование, подготовку к которому тоже необходимо осуществлять, потому что опыт показывает, что слабые ученики очень плохо читают, пересказывают, не умеют свободно выражать свои мысли. Однако, имея достаточный опыт, учитель может объединить эти два вида подготовки и сделать таким образом общую подготовку к ОГЭ более эффективной.

Я начала подготовку с определения пробелов в знаниях ребят, что позволило понять, как именно с ними работать, чтобы обеспечить сдачу ОГЭ.

Начали мы с подготовки к сжатому изложению. Это очень сложный вид работы, и, конечно, подготовку к нему надо начинать раньше, с восьмого класса.

Чтобы хорошо справиться с изложением, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения. Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

Всё вышесказанное, как правило, представляет сложность даже для ребят с хорошим базовым уровнем знаний. Поэтому мне пришлось создать для каждого вида работы универсальный максимально простой алгоритм действий, который позволил бы даже слабым ученикам справиться с заданием.

Например, алгоритм работы с изложением выглядел примерно следующим образом:

- внимательно слушаем текст, определяем по интонационным паузам и содержанию абзацы. Помним, что каждый абзац - это микротема. В тексте всегда три абзаца! (я учу ребят сразу записывать начало каждого абзаца)

- выявляем ключевые слова. Они связаны темой, часто являются однокоренными. Совокупность этих слов указывает на общую тему текста. ( слова также необходимо выписать)

- обращаем особое внимание на названия чего-либо, имена, непонятные слова. Также выписываем, так как их неверное написание приводит к фактическим ошибкам (здесь же сразу вспоминаем и записываем, что и когда в русском языке пишется в кавычках)

- во время второго чтения дополняем начатые абзацы только главной информацией!

Сразу оговоримся: это самая большая проблема - научить ребят выявлять её. Во-первых, необходимо, чтобы они знали о способах сжатия, во-вторых - нужно научить их пересказывать текст вслух. То есть, самостоятельно читать, карандашом выделять главное, пересказывать - такая работа очень полезна, хоть и занимает много времени. Лишь когда мы научились выделять главную информацию и работать с ней визуально, только тогда перешли к письменному виду работы.

- после второго чтения работаем со своими записями, определяем, что и куда относится, пишем черновик, считаем слова. Выбрасываем лишнее (объём - 70 слов, можно до 80-85, не больше). Снова читаем, пишем окончательную версию черновика. (я объясняю, что писать надо, максимально упрощая синтаксис и орфографию, что позволит избежать ошибок)

- пишем чистовик в бланк.

Такой алгоритм составляется для всех видов работы. Например, мы изначально решили работать с темой 9.3 в сочинении. Это типичное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, которое должно быть аргументировано примером из текста и жизни (второй аргумент можно брать и из литературы, из истории и т.п.)

Здесь нам пришлось работать по нескольким направлениям.

Во-первых, необходимо было объяснить ребятам структуру сочинения, дать чёткую схему, записать слова и фразы, позволяющие перейти от одного этапа к другому.

Во-вторых, разбирались и записывались морально-этические понятия. Это очень полезный вид работы, если построить его правильно, так как он позволяет ребятам думать и говорить о том, что такое дружба, добро, вежливость, нравственные ценности и т.д. Подростки задумываются об этом чаще, чем мы думаем, поэтому необходимо каждое понятие обсудить с ними, проговорить, записать, попытаться вспомнить примеры из жизни, литературы, истории. Я считаю, что из всех видов сочинений это самое полезное, так как позволяет совместить подготовку к экзамену и дать какие-то нравственные ориентиры, заставить задуматься о чём-то важном.

В-третьих, нужно было научить ребят работать с текстом, из которого следует выбрать и привести первый аргумент. Это самое сложное, так как ребята не привыкли анализировать текст. Они замечают лишь внешние события, забывая о том, что в литературе важен не путь из пункта А в пункт Б, а то, как изменился персонаж на этом пути. Здесь также пришлось составлять перечень вопросов, ответив на которые можно найти и правильно записать первый аргумент.

Также очень важным было научить ребят правильно выражать свои мысли. Тут я советовала им читать вслух то, что они написали, писать простыми предложениями, использовать только знакомую лексику.

Это очень краткая схема того, как можно подготовить к сочинению, потому что подробный рассказ может быть темой отдельного доклада.

Попутно мы повторяли наиболее значимые орфограммы и пунктограммы, работали над синтаксическими единицами, делали задания теста.

Для подготовки к заданиям теста я часто пользуюсь алгоритмами, которые дают ребёнку ясное представление о том, что именно необходимо делать. Например, работу с заданием №5 (орфографический анализ) начинаем с определения части речи, смотрим морфологические признаки (если они упоминаются в задании), затем выделяем необходимые морфемы (если они упоминаются в задании, сверяемся с заданием и лишь потом вспоминаем правило.

ПРИМЕР

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. – ГЛАГОЛ, ПРИСТАВКА РАС-, ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛО.

2)  РЕШЕНА (задача)  — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ, ПЕРЕХОДИМ К СЛЕДУЮЩЕМУ.

3)  ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. ГЛАГОЛ, КОРЕНЬ –КАС-, ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛО.

4)  (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, 1 СКЛОНЕНИЕ, ПЕРЕХОДИМ К СЛЕДУЮЩЕМУ.

5)  (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. - НАРЕЧИЕ, ПРИСТАВКА ПО-, СУФФИКС -И, ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛО.

Такой подход не увеличивает время выполнения задания, напротив, уменьшает его, позволяя отсеять неправильные варианты, чтобы ученик не вспоминал не нужное в данной ситуации правило. Работа с остальными видами анализа ведётся по такому же принципу.

Таким образом, подготовка к экзамену должна проводится в системе, иметь чёткую схему, учитывать сильные и слабые стороны учеников. Такой подход поможет подготовить ребят к экзамену даже в очень ограниченные сроки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!