СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете школы "Развитие творческих способностей на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя — вызвать интерес к изучению предмета. Можно ли научить творчеству на уроках физики? Как раскрыть творческий потенциал личности?

Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете школы "Развитие творческих способностей на уроках физики"»

Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя — вызвать интерес к изучению предмета. Можно ли научить творчеству на уроках физики? Как раскрыть творческий потенциал личности?

Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода.

Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Метод «проектов» я применяю с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой. Обычно такие «проекты» предлагаю создать как работу по прохождению той или иной темы (например: 7 класс - изготовить прибор для демонстрации закона Паскаля, изготовить макет действующего фонтана; 8 класс - изготовить электроскопы)

Использовать данный метод меня побудили следующие причины:

С одной стороны - учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

С другой стороны - на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования, умение работать в коллективе, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко.

Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта:

  1. Это самостоятельная работа по подготовке проекта.

  2. Самовыражение учащегося через творческий подход в реализации проекта.

Поставив перед собой цель развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью.

Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.

Эксперименты.

Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету. Проявить свои творческие способности можно при выполнении домашнего задания по изготовлению приборов, принцип действия которых были изучены на уроках. Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители (пример: 8 класс - расчет стоимости электроэнергии, затраченной дома при работе бытовых электроприборов)

Сказки, рассказы, кроссворды.

Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении (пример: 7 класс - речь адвоката (прокурора) на суде над трением) При сочинении сказок и рассказов происходит развитие творческого воображения, образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления.

Литературные фрагменты, пословицы.

Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.

Зачитывая пословицы и поговорки, ребята должны уметь объяснять их, основываясь на полученных на уроках физики знаниях (пример: внеурочная игра для 10-11 классов «Лирики против физиков»)

Презентации-проекты, рефераты, доклады, сообщения.

Учащиеся самостоятельно работают над этими видами выступлений. Эта работа формирует умение публичного выступления, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. (Пример: мини-проект «Атомная энергетика», реферат «Выращивание кристаллов», презентации по астрономии)

В качестве примера показать реферат, приготовленный учащимися- старшеклассниками «Выращивание кристаллов»

Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей учащихся. Но и они дают хорошие результаты. Ребята неплохо выступают на районных физических олимпиадах, успешно сдают ГИД и ЕГЭ. Ежегодно выпускники нашей школы награждаются золотой или серебряной медалями, выпускники поступают в технические ВУЗы, ССУЗы. Думаю, это наглядное подтверждение того, что развитие творческого потенциала учащихся дает положительные результаты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!