СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме: «Совершенствование системы повышения проф. мастерства педагога с учётом современных требований к методикам и технологиям».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В современных условиях перехода к федеральным государственным требованиям меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития учащегося,  владеющий  современными  технологиями  и  методиками. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме: «Совершенствование системы повышения проф. мастерства педагога с учётом современных требований к методикам и технологиям».»

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

« Дом детского творчества города Байкальска »







Выступление на педагогическом совете по теме: «Совершенствование системы повышения проф. мастерства педагога с учётом современных требований к методикам и технологиям».














Подготовил педагог

дополнительного образования

Орлова Тамара Геннадьевна











Байкальск

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». А. Дистервег.



Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагога через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.

В данном образовательном учреждении работаю педагогом дополнительного образования как педагог практик по предмету театр кукол более чем двадцать лет. Имею профессиональную подготовку руководителя самодеятельного театрального коллектива. Для устранения возникшего противоречие между образованием и творческими ожиданиями общества, для перспективы развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде, возникла необходимость в совершенствование и повышения проф. мастерства.

Разрешению данного противоречия способствовала методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагога. Так же рост моего педагогического проф. мастерства проходил через курсы повышения, через изучение современной спец. литературы и знакомства с опытом работы других руководителей театра кукол.

Данная цель конкретизировалась в ряде задач:

  1. Выявить современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагога театра кукол в дополнительном образовании: методы, условия, наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагога

  2. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в дополнительном образовании, их профессиональных потребностей, проблем, интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога дополнительного образования; разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагога.

Основополагающей формой в данном виде деятельности является самообразование.

Самообразование – эта целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой либо области науки, культуры.

Выбранная форма методической работы по повышению профессиональной компетентности педагога позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

За последние семь лет в изучении три темы по самообразованию:

  1. 2010 – 2013г. Тема: «Использование инновационных психологических и педагогических методик для развития творческих способностей, памяти, внимания и мышления на занятиях детского кукольного театра».

Цель: Определение на практике инновационных педагогических методик, способствующих развитию творческих способностей, памяти, внимания и мышления на занятиях детского кукольного театра.


  1. 2013 – 2016 г. Тема: « Формирование личностных качеств и социально - коммуникативных навыков поведения детей младшего школьного возраста».

Цель: Определение на практике педагогических форм и методов театрально – игровой деятельности, способствующих формированию у детей младшего школьного возраста личностных качеств и основ социальных навыков поведения.

  1. 2016 – 2018г. Тема: «Развитие креативной личности посредством театральной деятельности».

Цель: Определение на практике педагогических форм и методов способствующих формированию креативной личности по средством театральной деятельности.


В современных условиях перехода к федеральным государственным требованиям меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития учащегося, владеющий современными технологиями и методиками.

Виды  современных образовательных технологий и методик, используемых на занятиях по предмету театр кукол: 

технологии

Коллективное творческое дело в театре является спектакль. На каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.

Игровая технология в условиях кукольного театра составляет основу тренинга, так необходимого для развития как физического и вестибулярного аппарата, так и мышления, внимания и мгновенной реакции. Основная задача игровых тренингов подготовить, расшевелить детей, помочь им обрести уверенность на сцене и в жизни. Игра помогает ребёнку ощутить чувство свободы и преодолеть скованность и робость Большинство таких игр – упражнений выполняются коллективно. Игры подразделяются по своему назначению: игры на развитие внимания; мышления; фантазию; раскрепощение; и т.д. Иногда игры направлены на блочное развитие, то есть, направлены на развитие сразу нескольких аспектов творческой личности ребёнка.



Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания представляют большой интерес для театра, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.


Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;

  • работа в парах;

  • групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.


методики

  • Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и с учётом других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Основная задача критического мышления научить ребёнка отбирать, анализировать, подвергать сомнению и проверять полученную информацию, а для этого необходимо научить ребёнка мыслить и мыслить критически, ставя под вопрос и рассматривая любую информацию с разных позиций, пространственно – временных, проблемно – ситуативных, причинно – следственных.

Технология критического мышления или отдельные её элементы, хорошо используется на занятиях «Театра кукол» даже в тех группах, где дети не умеют читать. На занятиях данную технологию дети воспринимают как творческую игру (порой создающую азартную атмосферу), поэтому процесс развития и воспитания происходит безболезненно, в щадящей и незаметной форме для самого ребёнка.



Грамматика фантазии или сочинение сказок - Данная методика направлена на активизацию творческого воображения детей, научить видеть необычное в самом обыденном, дать свободу общения со словом и показать его возможные превращения, а так же помочь педагогу сделать процесс обучения более увлекательным.

Занятия по данной грамматике, как и во всём процессе обучения, строятся от простого к сложному.

  1. «Бином фантазии» - два ребёнка придумывают по слову: один – название живого существа, второй – неживого предмета. Например камар – ведро. Использование различных предлогов, поможет определиться с темой фантазии: комар на ведре, комар без ведра, комар в ведре.

  2. «Главная буква» - все слова сказки, по возможности, начинались на одну букву.

  3. « Ключевое слово » - выбирать слово. Например:

П – петушок

Е – ёжик

Ч – чистка

К – каравай

А – автомобиль.

Это ключевые слова, которое надо использовать при сочинении истории. Слово будет определять место действия, сказочных персонажей. Герой – петушок, ёжик. Действие происходит в городе на станции техобслуживания. На основе этих слов возможно рождение нескольких историй.

  1. «Слово в предложение, предложение в сказку» - выбрать слово. Например автобус. Каждой букве подобрать слова таким образом, что бы из них можно было составить предложение. «А ворона тоже облюбовала бандитами угнанный самолёт». Это предложение должно послужить поводом к созданию истории и должно войти в неё.

  2. «Перевирание сказок» - вспомнить любую сказку и придумать с ними другую сюжетную линию.

  3. «Сказка на заданную тему».

  4. «Салат» из сказок.

  5. Сказка «наизнанку».

  6. Сказки по картинкам.

  7. Коллективное сочинение сказки.

При этом дети постепенно знакомятся с основами, каркасам и особенностями построения сказки. Работа в данной методике позволяет ребёнку освоить технику свободного владения словом.


Я использую следующие формы организации театрально-игровой  деятельности:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театр кукол, театральное занятие, театрализованная игра.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на  коррекционно-развивающих занятиях, театрализованные игры-спектакли, миниатюры.




ВКЛАД В РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ:

Процесс развития творческих способностей воспитанников, стал более эффективным:

- Созданы условия для положительного эмоциональное настроение воспитанников, способствующие развитию творческого воображения и фантазии, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

- Развивающая работа с детьми строится на системности и диагностической основе.

- Через детальный, последовательный анализ сказочных ситуаций, характеров и действий героев, учащиеся научились анализировать свои жизненные ситуации.

- Учащиеся умению видеть и отличать сложную ситуацию от простой, формулировать задачу героя в каждой ситуации, оценивать использованный героем способ и средства решения задачи и делать выводы о том, какая мудрость заключена в сказках. Ставить задачи перед собой и искать свои способы решения жизненных проблем основываясь на нравственных нормах, не противоречащих народной мудрости.


- Высокое  качество результатов обучения и воспитания проявляются в сценическом выступлении. Дети принимают участие в городских, районных и областных конкурсах.

- Владеют навыками социально – коммуникативными навыками поведения, свободно адаптируются в любом сообществе.

- В условиях постоянного совершенствования диалогов и монологов, обладают навыками интонационной выразительности речи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!