Романова В. В.,
учитель математики МАОУ СШ №2 г.Пестово
2019
Формирование рефлексивных качеств
Векторы и координаты в пространстве. 11 класс.
1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобренная Федеральным учебно-методическим объединение по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з.) 2.Учебное пособие для учителей общеобразовательных школ: Геометрия. Сборник рабочих программ. 10 - 11 классы. ФГОС/сост. Т.А. Бурмистрова - М.: Просвещение, 2015.
Программа углубленного уровня предназначена для профильного изучения математики; при выполнении этой программы предъявляются требования, соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; вместе с тем выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком уровне, что создаст фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе .
Для успешного продолжения образования по специальностям, связанным с прикладным использованием математики (1-й уровень планируемых результатов); для обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук (2-й уровень планируемых результатов, в программе выделено курсивом) выпускник научится , а также получит возможность научиться
Векторы и координаты в пространстве
- владеть понятиями векторов и их координат;
- уметь выполнять операции над векторами;
- использовать скалярное произведение векторов при решении задач;
- применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач;
- применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками, уравнение сферы при решении задач;
- находить объем параллелепипеда и тетраэдра, заданных координатами своих вершин;
- задавать прямую в пространстве;
- находить расстояние от точки до плоскости в системе координат;
- находить расстояние между скрещивающимися прямыми, заданными в системе координат.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
I. Векторы и координаты
Количество часов
1
14
Понятие вектора. Действия над векторами.
2
3
Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Базис векторов в пространстве.
1
1
Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве.
4
1
Связь между координатами векторов и координатами точек.
5
6-7
Простейшие задачи в координатах.
1
1
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
8-9
2
Матрица. Определители.
10
2
Векторное и смешанное произведения векторов.
11
12
1
Нахождение объема параллелепипеда и тетраэдра, заданных координатами своих вершин.
1
Уравнение плоскости, проходящей через три точки. Нормальный вектор плоскости.
13
1
Практикум «Решение задач по теме: « Векторы и координаты».
14
II. Основы аналитической геометрии
Зачет по теме: « Векторы и координаты».
1
15-16
1
14
17-18
Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве.
19
Угол между плоскостями.
2
2
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
20
Угол между прямой и плоскостью.
21
1
1
Расстояние от точки до прямой.
22-23
24-25
Расстояние от точки до плоскости в координатах.
Расстояние между скрещивающимися прямыми в пространстве.
2
26-27
1
Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями
28
2
Решение задач.
III. Использование векторно-координатного метода
1
29-31
32-33
Практикум «Решение задач векторно-координатным методом»
6
3
Зачет по теме « Использование векторно-координатного метода»
34
2
Итоговое занятие
Итого:
1
34часа
Координатно-векторный метод актуален на сегодняшний день, т.к. находит свое применение в разных областях науки и общественной жизни. Метод координат лежит в основе механики, геодезии, астрономии, используется в медицине, экономике, географии, информатике. Вектор используется в физике для характеристики физических величин. Его изучению уделяют внимание как в школьной программе, так и в таких разделах высшей математики, как «Линейная алгебра», «Функциональный анализ» и других.
Достаточно простой в применении, метод координат является необходимой составляющей решения задач различного уровня. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач, что помогает им при дальнейшем изучении, как школьного курса математики, так и при изучении математики в высших учебных заведениях. С помощью векторно-координатного метода можно быстро и успешно решать стереометрические задачи из ЕГЭ.
Координатно-векторный метод имеет преимущества перед другими в том, что не требует сложных построений в проекциях. По той простой причине, что этот метод заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними), то есть одно без другого не работает. Этот метод - довольно мощный (то есть ему поддаются даже самые «непробиваемые» казалось бы, задачи). Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются как бы сами собой, в ходе вычислений. Весь этот подход дает возможность сформировать у выпускников фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе.