СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей: "Коррекционная и развивающая работа, направленная на повышение уровня развития навыков чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на методическом объединении учителей о работе, направленной на повышение уровня развития навыков чтения у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей: "Коррекционная и развивающая работа, направленная на повышение уровня развития навыков чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями"»

Коррекционная и развивающая работа, направленная на повышение уровня развития навыков чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями



Навык чтения характеризуется следующими качествами: правильность, беглость, выразительность и сознательность.
Правильность определяется как главное чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного.
Беглость - это скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Эта скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за 1 минуту.
Выразительность - это такое качество чтения, при котором с помощью средств устной речи передается главная мысль произведения и собственное отношение к нему.
Сознательность чтения - это такое чтение, при котором полностью понимается замысел автора, осознаются художественные средства, помогающие реализовать этот замысел, происходит осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Работа по формированию этих качеств чтения протекает в единстве.

Для формирования полноценного навыка чтения в работе используются коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности:

1. Развитие фонематического слуха у детей.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие дикции.

4.Развивитие смысловой догадки.

5.Развивитие навыка периферического зрения.

6.Развитие артикуляционного аппарата.

7.Развитие зрительной памяти.

Работа на уроке начинается с отработки чистого произношения звуков. Для этого проводятся фонетические и артикуляционные упражнения, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивается умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

Применение коррекционно-развивающих упражнений возможно на различных этапах урока. Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.


1. Развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений:

  • Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? ( А-а-а…) или как дрожат от холода? (В-в-в…).

  • Игра “Кто больше?”Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б ] (береза, булка, баран, батон, бабочка).

  • Игра “Кто внимательный?” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. (Ответ: Даша.)

  • Звук заблудился. Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:
    Жучка будку (булку) не доела;
    Неохота, надоело.
    Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей).

  • Узнай звук. Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук [т] (книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля).


2.Развитие зрительного восприятия.

Виды упражнений:

  • Найди лишнее.

Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.

Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.

Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.



  • Слоговое лото.

На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например:
Га – газета, газель.
Гу – гуси, гудок.
Гру – груша.

  • Лесенка.

На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской.
бак зуб
бант зола
булка загар
блузка звонок
бабочка зеленый
больница землянка

  • Превращение слов – волшебная цепочка.

Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса (коза), дверь (зверь).

  • Из одного слова – несколько.

Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

В эту же группу включены специальные карточки –горки и карточки –столбики.

3.Развитие дикции.

  • Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

  • Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца арла – арча
Арта – арда арча – аржа

  • Чтение громко и уверенно:
    гарь – парь – жарь
    дверь – зверь – червь

  • Чтение четко и быстро.
    гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь
    вол – вой – волк
    ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР
    вес – весь – весть – вещь

  • Отчетливое произнесение слогов: громко – тихо, тихо – громко.
    ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
    фи – фэ – фа – фо – фу – фы
    ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
    ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА

4.Развивитие смысловой догадки.

  • Допиши в словах окончания. Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость.
    Мягк… игрушка
    Звонк … хлопушка
    Стар… подушка
    Бел… снежинки

  • Доскажи строчку. Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить.
    Ло-ло-ло – как на улице … . (светло)
    Ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул)
    Мама Милу мыла мылом,
    Мила мыло не … .(любила)

  • Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
    . лесень . вёкла
    . лакат . калка
    . ровод . колько

  • Занимательные модели.
    - е – (мел, сел, лес).
    Е – – (еда, ели, ела).
    Е – – – (енот, езда, ерши).
    – е – – (леса, села, пела).

  • Слова – неведимки.
    – Я толстоногий и большой. С - - -
    -Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
    -На мене кузнечики звенят. С - - -
    -А я конечный результат. - - - -
    (Ответ: слон, стон, стог, итог.)
    Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.


5.Развивитие навыка периферического зрения.

  • Игра “Фотографирование предметов”. Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом даётся команда: “Приготовились! Внимание! Фотографируем!”

  • Числовые и буквенные пирамиды. Цель этого упражнения – фиксация зрения на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов. Например:
    М ! а
    м _!_ о
    м __!__ у
    м ___!____ и
    м _____!______ е
    м _______!_______ ы


Эти упражнение даются на начальном этапе обучения чтению. В 5, 6 классах при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.

Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного видения и предварительное проговаривание трудных слов.

  • Цифровые и буквенные таблицы.

О

Т

Е

Г

У

Т

Е

Б

У

О

Г

Д

О

Т

Р

У

О

Т

Е

Г

Е

Г

П

Ю

Т


Памятка для работы с таблицей.

Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

Таблица, состоящая из ряда слов не связанных по смыслу.

щавель

холод

ветерок

километр

компас

фанера

шофёр

арбуз

договор

свёкла

магазин

банкир









Задания:

  • прочитать и запомнить последнее слово во втором столбике;

  • прочитать слова, которые содержат букву « р »

  • прочитать слова, которые начинаются на букву « к »;

  • прочитать слова из 6 букв.


6.Развитие артикуляционного аппарата.

Цель заданий и упражнений шестой группы -развитие артикуляционного аппарата. Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задачу- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

  • Работа с чистоговорками:

Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
По семеро в сани уселись сами.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.

3. Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения.
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.

  • Работа со скороговорками.
    1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку.
    Лара у Вали играла на рояли.
    2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось?
    Иней лег на ветки ели,
    Иглы за ночь побелели.

Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).

Теоретически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук, исходя из величины проекции кисти рук в двигательной области коры головного мозга и ее близости к моторной речевой зоне.
Используя на уроках пальчиковую гимнастику, педагоги отмечают высокую эффективность и в плане подготовки руки ребенка к письму, формировании почерка, и в плане тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической коррекции. Педагоги-практики считают, что у многих пальчиковых игр нет возрастных границ. Пальчиковую гимнастику в специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно проводить до 5 класса. Особенности речевого развития у умственно отсталого ребенка проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Одним из приемов преодоления нарушения речи является пальчиковая гимнастика. Учащиеся охотно выполняют эти упражнения. Но для отработки одного упражнения уходит несколько уроков, т. к. не все дети могут сразу запомнить движения рук, а тем более выполнить их в сочетании с речью.

7.Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти осуществляется с помощью заданий включающих в себя запоминание слов за определенный отрезок времени, зрительные диктанты.

Работа со зрительными диктантами проводится с 7-ого класса, так как у этой возрастной группы достаточно сформированы темп письма и каллиграфия.

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти применяются на таких этапах урока как, словарная работа, закрепление изученного, повторение пройденного. Конечно, зрительные диктанты эффективнее использовать на уроках письма, так как уроки чтения в специальной (коррекционной) школе не предполагают наличия тетрадей.

Основные параметры для проверки и анализа техники чтения:

1. Правильность чтения:

  • невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);

  • побуквенное чтение;

  • замена слова другим, несходным по буквенному составу;

  • замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);

  • вставка согласных звуков;

  • добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;

  • пропуск конечного гласного звука;

  • перестановка звуков;

  • замена гласных звуков;

  • замена оппозиционных звуков (звонкие – глухие, мягкие – твердые);

  • нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.

2. Осознанность чтения:

  • непонимание значений отдельных слов;

  • фрагментарное понимание текста;

  • неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;

  • неумение установить смысловые связи между частями текста.

3. Беглость чтения (1 кл. – 10 слов, по слогам, плавно; 2 кл. – 10–15слов в начале учебного года, 15–20 со второй четверти, по слогам с переходом на чтение целыми словами; 3 кл. – 20–25 слов, целыми словами; 4 кл. – 30–35 слов, плавное чтение целыми словами).

  • чтение целыми словами;

  • слоговое чтение;

  • побуквенное чтение.

4. Выразительность чтения (вводится с 3 класса):

  • применение при чтении знаков препинания;

  • эмоциональность чтения.

Большинство учащихся при чтении допускают ошибки. В основном это смешение графем, имеющих отдельные сходные элементы (например, "б"-"д", "в"-"з", "а"-"о" и т.п.); допускают смягчение согласных в конце слов ("могуть" вместо "могут"); нестойкие замены парных глухих и звонких согласных (читают "витят" вместо "видят" и т.п.); перестановки, пропуски букв, слогов (читают "он" вместо "но"); не дочитывают окончаний ("как" вместо "какая"); встречаются ошибки зрительного восприятия (повторения звуков и слогов; добавления - при чтении учащиеся включают в слова отсутствующие в них слоги или отдельные звуки - например, вместо слова "начал" - "сначал"); заменяют отдельные звуки в словах, что в одних случаях приводит к искажениям слов, а в других - к синтаксическим заменам их другими словами (читают "тянуть" вместо "тонуть").
    Ошибки чтения у умственно отсталых детей  нестойкие и диффузные: у одного и того же ученика наряду с ошибочным наблюдается и правильное чтение одних и тех же слоговых структур. Количество ошибок значительно возрастает при чтении слов со сложной слоговой структурой, слогов со стечением согласных.
Довольно распространены ошибки, связанные с искажением звуко-слоговой структуры слова, что связано с недостатками зрительного восприятия, слабостью звукового анализа и синтеза, недостаточной координацией речедвигательного и зрительного анализаторов. Полученные данные при обследовании наглядно показывают значительные трудности в формировании навыка чтения, вызываемые специфическими особенностями умственного и речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!