СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО по теме:"Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО по теме:"Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности"»

Выступление на МО физиков 10.02.2018г


«Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»


Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”.

Бернард Шоу



В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:

  1. проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;

  2. введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.



Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность; моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках; использования активных методик.

Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, практикум, деловая игра.

Наиболее ценным видом моей деятельности являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых учащиеся выясняют законы, описывающие физические процессы.

Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики, продемонстрирую на примере исследовательской лабораторной работы по физике для 6 го класса.

По теме: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Цель урока состоит в том, чтобы

научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело, исследовать от чего зависит эта сила;



А так же способствовать развитию исследовательских навыков – умения ставить перед собой цель, искать способы достижения поставленной цели, анализировать полученные данные, делать выводы;

способствовать развитию умения работать самостоятельно и в сотрудничестве с товарищами.

Исследовательская работа носит дифференцированный характер, уровень сложности зависит от теоретической подготовленности учеников, их умения работать с приборами, самостоятельности.

I уровень – обязательный минимум знаний, умений, навыков

II уровень – исследование по предложенному плану

III уровень – самостоятельное исследование

На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты

Работу начинаем беседой с классом.

1. Формулируем цели работы. Выясняем, что мы хотим узнать, чему научиться.

Цель работы: 1.Научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело. 2. Исследовать, от чего зависит эта сила.

2. Выясняем, какие приборы и материалы для этого необходимы: динамометр, сосуды с различными жидкостями (можно использовать воду и соляной раствор), различные тела (тела могут отличаться плотностью, объемом, формой).

3. Вспоминаем, как работаем с динамометром. Определяем цену деления динамометра. Размышляем, как измерить выталкивающую силу. Составляем план действий.

Определить вес тела в воздухе.

Определить вес тела в жидкости.

Найти разность показаний динамометра.

Делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело равна разности веса тела в воздухе и веса тела в жидкости.

4. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила: от свойств жидкости и свойств тела. Какие это свойства? Намечаем план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от



а) плотности жидкости;

б) объема погруженного тела;

в) плотности тела;

г) формы тела;

д) глубины погружения тела.



(План может быть предложен самими учащимися).



5. Выясняем, как определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости: взять одно тело и жидкости разных плотностей. Сравнить измеренные выталкивающие силы в обоих случаях.



Для определения зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела, берем одну жидкость и тела разного объема, изготовленные из одного материала. (В данном опыте имеется в виду полное погружение тела в жидкость. Вариантом может служить частичное погружение одного и того же тела).



Задания в, г, д предлагаются для самостоятельного исследования. (В качестве тел можно использовать гайки, болты, пластилиновые шарики и т.д.)



6.Ход работы:

(Дифференцированное выполнение заданий: на «3» - уровень 1, на «4» - +уровень 2, на «5» - +уровень 3)

Таблица результатов

Уровень

№ опыта

Условия проведения опыта

Вес тела в воздухе

Р1, Н

Вес тела в жидкости

Р2, Н

Выталкивающая сила

F=Р12, Н

1

1 контрольный

Ж вода

Т №1




2

2

Ж раствор соли Т №1




3

Ж вода Т №1 V2 V1







3

4

Ж вода

Т №1 h1≠h2









Уровень 1

1) Определение выталкивающей силы, действующей в воде на данное тело

(любое из имеющихся). Fв = P1 – P2 Fв = …. H



Уровень 2

2)Исследование:

а) зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

  1. В воде (ρ1 = 1000 кг/м3): Fв1 = …

  2. В соленой воде (ρ2 = 1030 кг/м3): Fв2 = …



Вывод: ….

б) зависит ли выталкивающая сила от объема тела.

  1. Половина цилиндра в воде: Fв1 = …

  2. Весь цилиндр в воде: Fв2 = …



Вывод: ….



Уровень3

3)

а) зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела:

1. Fв у дна = …

2. Fв у поверхности = …

Вывод: ….







Сокращения: ж – жидкость, т – тело



7. Обсуждение полученных результатов.



Первый опыт является обязательным для выполнения всеми учащимися. Он же является контрольным: сравнивая с ним результаты, полученные в других экспериментах, можно сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от той или другой величины.



Обсуждая результаты опытов, делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.



III. Подведение итогов урока.



В ходе беседы выясняем чему научились на уроке, что узнали нового о выталкивающей силе, какие трудности возникли при выполнении работы.



В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в окружающем мире или придумать самим примеры использования выталкивающей силы.

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Используемые источники:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009

3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006

4. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики».http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html 2.

5. Самсонова Н. Ю. «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»
































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!