Выступление на МО физиков 10.02.2018г
«Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»
“Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”.
Бернард Шоу
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:
проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность; моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках; использования активных методик.
Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, практикум, деловая игра.
Наиболее ценным видом моей деятельности являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых учащиеся выясняют законы, описывающие физические процессы.
Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики, продемонстрирую на примере исследовательской лабораторной работы по физике для 6 го класса.
По теме: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Цель урока состоит в том, чтобы
научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело, исследовать от чего зависит эта сила;
А так же способствовать развитию исследовательских навыков – умения ставить перед собой цель, искать способы достижения поставленной цели, анализировать полученные данные, делать выводы;
способствовать развитию умения работать самостоятельно и в сотрудничестве с товарищами.
Исследовательская работа носит дифференцированный характер, уровень сложности зависит от теоретической подготовленности учеников, их умения работать с приборами, самостоятельности.
I уровень – обязательный минимум знаний, умений, навыков
II уровень – исследование по предложенному плану
III уровень – самостоятельное исследование
На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты
Работу начинаем беседой с классом.
1. Формулируем цели работы. Выясняем, что мы хотим узнать, чему научиться.
Цель работы: 1.Научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело. 2. Исследовать, от чего зависит эта сила.
2. Выясняем, какие приборы и материалы для этого необходимы: динамометр, сосуды с различными жидкостями (можно использовать воду и соляной раствор), различные тела (тела могут отличаться плотностью, объемом, формой).
3. Вспоминаем, как работаем с динамометром. Определяем цену деления динамометра. Размышляем, как измерить выталкивающую силу. Составляем план действий.
Определить вес тела в воздухе.
Определить вес тела в жидкости.
Найти разность показаний динамометра.
Делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело равна разности веса тела в воздухе и веса тела в жидкости.
4. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила: от свойств жидкости и свойств тела. Какие это свойства? Намечаем план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от
а) плотности жидкости;
б) объема погруженного тела;
в) плотности тела;
г) формы тела;
д) глубины погружения тела.
(План может быть предложен самими учащимися).
5. Выясняем, как определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости: взять одно тело и жидкости разных плотностей. Сравнить измеренные выталкивающие силы в обоих случаях.
Для определения зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела, берем одну жидкость и тела разного объема, изготовленные из одного материала. (В данном опыте имеется в виду полное погружение тела в жидкость. Вариантом может служить частичное погружение одного и того же тела).
Задания в, г, д предлагаются для самостоятельного исследования. (В качестве тел можно использовать гайки, болты, пластилиновые шарики и т.д.)
6.Ход работы:
(Дифференцированное выполнение заданий: на «3» - уровень 1, на «4» - +уровень 2, на «5» - +уровень 3)
Таблица результатов
Уровень | № опыта | Условия проведения опыта | Вес тела в воздухе Р1, Н | Вес тела в жидкости Р2, Н | Выталкивающая сила F=Р1-Р2, Н |
1 | 1 контрольный | Ж вода Т №1 | | | |
2 | 2 | Ж раствор соли Т №1 | | | |
3 | Ж вода Т №1 V2 V1 | | | | | | |
3 | 4 | Ж вода Т №1 h1≠h2 | | | | | | |
Уровень 1
1) Определение выталкивающей силы, действующей в воде на данное тело
(любое из имеющихся). Fв = P1 – P2 Fв = …. H
Уровень 2
2)Исследование:
а) зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.
В воде (ρ1 = 1000 кг/м3): Fв1 = …
В соленой воде (ρ2 = 1030 кг/м3): Fв2 = …
Вывод: ….
б) зависит ли выталкивающая сила от объема тела.
Половина цилиндра в воде: Fв1 = …
Весь цилиндр в воде: Fв2 = …
Вывод: ….
Уровень3
3)
а) зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела:
1. Fв у дна = …
2. Fв у поверхности = …
Вывод: ….
Сокращения: ж – жидкость, т – тело
7. Обсуждение полученных результатов.
Первый опыт является обязательным для выполнения всеми учащимися. Он же является контрольным: сравнивая с ним результаты, полученные в других экспериментах, можно сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от той или другой величины.
Обсуждая результаты опытов, делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.
III. Подведение итогов урока.
В ходе беседы выясняем чему научились на уроке, что узнали нового о выталкивающей силе, какие трудности возникли при выполнении работы.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в окружающем мире или придумать самим примеры использования выталкивающей силы.
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
Используемые источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009
3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006
4. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики».http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html 2.
5. Самсонова Н. Ю. «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»