Преемственность начального и основного (общего) образования
(выступление на МО)
Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.
Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой, но на разных этапах решалась по-разному.
На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива должна проходить проходит в три этапа:
Подготовительный.
Адаптационный.
Стабилизационный.
Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.
Основные задачи на подготовительном этапе:
Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени.
Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста.
Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени.
Психологическое сопровождение.
Подготовительный этап включает:
Создание информационных карт.
Проведение подготовительных организационных мероприятий.
Коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят пробные уроки, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы.
Формируются временные творческие группы. В состав ВТГ входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя предметники основной школы, психолог, социальный педагог.
Адаптационный период.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.
В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.
Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в среднюю, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам. Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, появляются много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становится ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система. Распространяется явление «беспризорности» Это непреходящая проблема. Каждый учитель по-своему видит свой предмет. Преподавание индивидуально, хотя учебники и программы одни для всех.
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 5 классов в период адаптации, – это тревожность.
Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.