МБОУ Бородинская ОШ
Выступление на ШМО классных руководителей
«Классный час как основа оптимального
взаимодействия классного руководителя с
обучающимися.»
Подготовила:
классный руководитель
Васюкова С.Н.
2019-2020 учебный год
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия –
быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу
дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие
называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного
руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным
структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется
познавательная деятельность, формируются социальные отношения между
учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей,
решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение
коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности обучающихся в классе и координатором
воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он
непосредственно взаимодействует как с обучающимися, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Одной из основных форм воспитательной работы с обучающимися
является классный час. Классный час можно назвать специально
организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей
формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три основные воспитательные функции классного часа:
просветительную, ориентирующую, направляющую.
Просветительная заключается в том, что классный час расширяет круг
знаний учащихся из этики, эстетики, психологии – наук, не нашедших
отражения в учебных программах. Эту просветительную функцию классного
часа часто называют функцией «ознакомления с миром». Благодаря этой
функции классные часы могут иметь самую разнообразную тематику, поэтому
они очень интересны детям.
Ориентирующая заключается в формировании у учащихся определённых
отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них
определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция –
основная, она помогает оценивать мир. Однако она неразрывно связана с
просветительной: нельзя ученику передавать отношение к объекту мира, с
которыми ученик незнаком. Чаще всего на классных часах прибегают к
ознакомлению детей с тем или иным явлением жизни именно потому, что
необходимо воспитать у детей определённое отношение к ним. Иногда
классный час может обладать только ориентирующей функцией, когда педагог
ставит своей задачей формирование того или иного отношения. Это бывает на
классных часах, когда обсуждается какое-то известное событие; такое
происходит и на классных часах, на которых анализируются анкеты учащихся; к таким классным часам относится обсуждение статей кинофильмов и т.д. Нужно отметить, что такой классный час проводить довольно сложно: надо
предугадать возможные нюансы уже имеющихся у детей отношений и
незаметно развить их в желаемом направлении.
Направляющая помогает переводить разговор о жизни в область
реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция
выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни
воспитанников. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться
«взаимодействием» с миром.
Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные
функции: он просвещает, ориентирует, направляет.
Цель классного часа – это конечный результат, к которому стремиться
педагог в системе воспитательной работы. А задача классного часа – это тот
результат, который планирует получить и получает педагог на данный момент.
Задача – ступенька в общем движении к цели. Возможен вариант, когда на
классном часе решается не одна, а две-три задачи. Многие классные
руководители допускают серьёзные ошибки: они не всегда видят различия
между целью и задачей классного часа; и задачи, поставленные ими, выглядят
тогда как «рассказать о...», «объяснить...», «посмотреть...», «обсудить...».
Проведя один классный час, классный руководитель ждёт немедленных
результатов, не создавая при этом системы соответствующих воздействий в
другой сфере жизнедеятельности учащихся; придумывая тему классного часа,
потом подгоняют под неё воспитательную цель и задачи, идут от мероприятия,
а не от воспитания. Все эти ошибки рождают порой формальное
воспитательное мероприятие.
Итак, организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с
помощью классного часа, тем самым мы содействуем передаче и развитию у
них социально ценностных отношений, являющихся основной целью этой
формы воспитательной работы.
Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок: продумывать
содержание, определять чёткую структуру, создавать обстановку и заранее
готовить вспомогательный материал. Не менее важно выстраивать
тематическую систему ряда классных часов так, чтобы они составляли цель
воздействий. Методика организации классного часа складывается из трёх
основных направлений: определение содержания классного часа,
организационное оформление, планирование серии классных часов.
Организация классного часа должна начинаться с психологической подготовки учащихся. Также не маловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной.
Основное правило регулирования времени можно сформулировать так:
«Классный час должен быть закончен до того, как ученики стали ожидать
конца».
Значительная методическая сложность классного часа заключается в том,
что непринуждённость, свобода, непосредственность должны сочетаться с
чёткими правилами поведениями, чётким порядком, уважительной тишиной и
абсолютным вниманием учащихся. Классный час – это время, когда по-
настоящему можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок,
но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает
каждый.