СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом семинаре учителей начальных классов «Профессиональный рост учителя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом семинаре учителей начальных классов «Профессиональный рост учителя»»

Выступление на методическом семинаре учителей начальных классов

«Профессиональный рост учителя»


Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию. Концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. 

В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом, а школа в этих условиях – одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в школе формируется личность будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства. 
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Упорным трудом, методом проб и ошибок педагог достигает своего мастерства. «Учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности» учитель обретает профессиональное мастерство». Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при овладении им системой необходимых знаний, навыков, умений, формировании профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности и изменениям. 

Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.

Утверждение «образование в течение всей жизни» в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием". 

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам. 

Современность выдвигает перед нами такие требования как постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. 

«Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы». 

Профессиональное развитие учителя - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.

В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. 

Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутренние силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности. 

От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности. 

Учитель, обладающий рефлексией, является менеджером по отношению к самому себе и своим поступкам и исследователем по отношению к учащимся. 

Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения самосовершенствоваться.

В своей педагогической деятельности я стараюсь применять и даже не побоюсь этого слова «примерять» все педагогические инновации. Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. И все эти инновации через самообразование, повышение квалификации и совершенно новую форму - сетевое сообщество. И все это непременно на УРОК. 

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны: 

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: 

а) организация методических объединений в школах,

б) курсы повышения квалификации.


2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя: 

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков. 

Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога. 

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышения квалификации и профессионализма учителей, т. е. их профессиональной компетентности.

Повышение методического мастерства неотъемлемая часть педагогической работы. Во-первых, это курсы повышения квалификации на базе городского научно-методического центра, регионального института повышения квалификации учителей. На сегодняшний день возможно дистанционные интернет-курсы повышения квалификации.

Во-вторых, семинары, конференции различного уровня: областные, всероссийские, международные. Появилась удобная дистанционная форма — вебинары по вопросам качества образования.

Городские, районные и методические объединения по различным направлениям образовательной деятельности. Мастер-классы.

А самое главное мотивация педагогов, если есть интерес к деятельности, познанию нового, то всё возможно. Это самообразование педагогов.

Интернет-ресурсы дают высокие возможности для повышения знаний, повышения и признания своей профессиональной компетентности.

На сегодняшний день необходима конкурентоспособная личность педагога, прогнозирующая результаты своей деятельности и моделирующая образовательный процесс.

Пока учитель стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. 

Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель. 

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!