СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей - предметников по теме "Дифференцированный подход в обучении математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей - предметников по теме "Дифференцированный подход в обучении математики"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4








«Дифференцированный подход

в обучении математике»










Курская Оксана Владимировна,

учитель математики




г.Кимовск, 2019 г.

(2) К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой

(Рескин)

(3)Целью школьного образования является создание условий для формирования личности выпускника с прочным интеллектуальным, творческим и деятельностным фундаментом, способной органично влиться в социальные, политические, экономические и культурно-национальные отношения в регионе и государстве.

В последнее время многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

(4)Приоритетное направление школы: Гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности в соответствии с индивидуальными возможностями. В своей педагогической деятельности для решения этой задачи я применяю технологию дифференцированного обучения.

(5) Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников

(6)Главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого обучающегося (группы обучающихся) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом. При этом нужно исходить из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т.д.).

(7)В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы.

Группа с низким (базовым) уровнем  развития познавательных интересов (усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся). Группа со средним уровнем развития познавательных интересов (усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости). Группа с высоким (повышенным) уровнем развития познавательных интересов (свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время). 

(8)В использовании технологии дифференцированного обучения важно сочетание следующих этапов:

  • Изучение индивидуальных особенностей всех обучающихся

  • Отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы.

  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов обучения.

  • Разработка и использование в учебном процессе разно-уровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для проведения контроля знаний и самостоятельной работы.

  • Этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым обучающимся.

(9)В методической литературе по математике различают два вида дифференциации: уровневая (внутренняя) и профильная

(10)Уровневая дифференциация

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.



(11)Реализация дифференцированного подхода к учащимся прослеживается на разных этапах урока математики

 Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группу детей (2-я, 3-я группы), которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся (1-я группа)  еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя главное. Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений и т.д.

 В процессе объяснения нового материала стараюсь совместно с детьми вывести алгоритмы, схемы, которые помогут учащимся при первичном закреплении выполнить тренировочные упражнения.

(12) Тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений (карточек – консультаций, записей на доске) (Приложение 2). (Использую как на этапе объяснения нового материала, так и на этапе закрепления и применения знаний и умений).

  На карточках использую различные виды помощи:

(13)- Образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения (Приложение 1)

(14)- Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила

(Приложение 2).

Учащиеся (2-й, 3-й групп) решают самостоятельно задания из учебника с опережением.

На этапе закрепления и применения знаний и умений основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего находится возможностей для учета особенностей учащихся. Непременным условием также является индивидуализация всех самостоятельных заданий, чтобы соблюдалась их посильность, происходил учет меры сложности персонально для каждого ученика или группы детей, имеющих равный уровень развития.

Выполнение самостоятельных заданий предлагаю как для учащихся всего класса, так и для отдельных его групп в зависимости от пройденной темы и уровня подготовленности детей.

(15)В качестве самостоятельной работы на уроке использую: деформированные задания как для обучающихся всего класса (Приложение 3), (16) так и для более подготовленных учеников (Приложение 4);

(17,18) разноуровневые задания с выбором ответа (Приложение 5, 6);

(19) тесты (Приложение 7);

(20)карточки для работы с теоретическим материалом, предназначенные для работы 1-ой группы детей (Приложение 8).

Дифференцированно провожу и на этапе контроль усвоения материала. (21) Контрольные (Приложение 9)

(22,23) и самостоятельные работы (Приложение 10, 11) составляю разноуровневые на три варианта. Вариант I рассчитываю на слабо подготовленных учащихся. Главная задача – проверить степень усвоения обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом образования. Вариант II и III усложняю: наряду с заданиями, направленными на проверку основных умений, в них содержатся задания, требующие логического мышления, комбинированные задачи и задания на сообразительность и внимание.

(24)Так же в зависимости от конкретного материала, провожу контрольные работы по следующему образцу. Включаю в вариант контрольной работы как задания, направленные на проверку обязательного уровня, так и требующие дополнительных знаний и свободного владения приобретенными знаниями и умениями. Это дает возможность правильно оценить знания учащихся, судить об их возможностях, сформированных умениях и навыках, способов деятельности (Приложение 12).

При таком подходе есть ряд преимуществ:

  • появляется право выбора;

  • открытость оценки знаний;

  • ответственность за выбор ложится на ученика, т.е. он сам выбирает задания того уровня, соответственно он отвечает за отметку.

Домашняя работа учащихся – особый вид самостоятельной работы, который проходит без непосредственного руководства учителя, поэтому он особенно нуждается в создании всех необходимых условий для успешного его выполнения.   Домашнее задание должно представлять собой логическое продолжение урочной деятельности ученика.

(25)Поэтому дифференцированный подход  использую и при подборе домашних заданий (Приложение 13), распределяя задания по группам (по степени сложности). Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

(26)Дифференциация имеет свои плюсы:

  •   слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий ,

  • повышается интерес,

  • создается благоприятный психологический климат,

  • учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха,

  • происходит повышение познавательной активности,

  • растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями,

  • рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации,

  • берутся за решение задач более высокого уровня.

  • активизация мыслительной деятельности,

  • положительная мотивация к учебе.

(27)   Пока будет существовать классно-урочная система занятий, в школе всегда будет актуальна дифференциация обучения.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их

возможностями.

(28)Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.

Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.

«… разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает информацию”Гарднер



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!