Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
Демкова Елена Анатольевна,
учитель биологии и химии
Выступление на конференции по теме «Анализ реализации педагогического проекта «Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время»
Постановка проблемы
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
У Сухомлинского В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность- это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний. Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство учащихся из социально неблагополучных семей, обучающиеся неуверенны в возможности продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке учащиеся проявляют интеллектуальную пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?
Причины появления проблемы
трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися;
не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей профессии;
слабая поддержка семьи.
Актуальность проекта
Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности является актуальной, так как данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Развитие познавательной активности является средством достижения более глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.
Объект проекта: повышение познавательной активности школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения, мотивирующих познавательную активность учащихся.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является повышение качества обучения биологии путем применения современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи проекта:
Изучить методологию проблемы.
Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.
Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в в современном образовании.
Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам.
Проанализировать как различные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.
Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся через деятельностный подход при использовании различных форм и методов обучения.
Ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Материально-технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием
Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный (июль-август 2018г.) – информационно-аналитическая деятельность, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта.
Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2018г.- март 2019г.) - практическая организация работы по повышению познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время. Работа по плану реализации проекта.
Третий этап – итоги проекта (апрель-май 2019г.) - уточнение и обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы.
План реализации проекта
Этапы | Задачи | Сроки | Индикаторы достижения результата | Форма представления результата |
Подготовительный | Обработать теоретические материалы по теме проекта. | Июль | Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта. Представленный проект на МО. | Папка проекта, таблица плана. Доклад. |
| Определить цели и задач для себя лично, и для проекта. | Август | | |
| Составить план реализации проекта | Август | | |
| Представить проект на МО школы. | Август | | |
Реализация проекта | Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности на уроках биологии у учащихся. | Сентябрь | Проведение анкет. (Приложение 1). | Диаграмма. |
| Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии. | Октябрь-март | Проведение уроков с применением различных современных технологий | Папка разработок уроков с приложение электронного варианта. |
| Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня. | Октябрь-ноябрь | Участие в олимпиадах. | Приказы по итогам олимпиад. |
| Ежемесячное проведение стендовых викторин | Октябрь-март | Участие в общешкольных мероприятиях. | Таблица с ответами учащихся. |
| Участвовать во Всероссийских конкурсах «Человек и природа», «Молодежном биологическом чемпионате» и т.п.. | Октябрь-март | Участие в конкурсах. | Приказы по итогам конкурсов. |
| Провести конференцию исследовательских работ в области биологии | март | Проведение конференции исследовательских работ в области биологии. | Папка исследовательских работ учащихся. |
| Участвовать в районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее». | Март | Участие в конференции. | Приказ по итогам конференции. |
Итоговый | Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы» | Апрель | Выступление на МО | Аналитические материалы по итогам работы |
| Повторно провести анкетирование на уровень мотивации к биологии у учащихся. | Апрель | Проведение анкет. | Диаграмма. |
| Провести анализ проделанной работы. | Апрель | Наличие анализа работы по проекту | Анализ в печатном виде. |
| Представить результаты на МО школы. | Май | Представленные результаты на МО. | Доклад. |
Конечный продукт:
Повышение познавательной деятельности у учащихся.
Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность
Наличие исследовательских работ учащихся.
Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии.
устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
Увеличилась мотивация к обучению у 50 % обучающихся.
Повысилось количество учащихся в конкурсах различного уровня.
Увеличилось оснащение учителя методической литературой.
Прогноз возможных трудностей и их коррекция:
Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.
Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации.
Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Список литературы:
1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36
2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205
3. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001
6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”
// Открыт. школа. – 1998.
7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.