Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»
Лазарева Ольга Геннадьевна
преподаватель
Выступление на конференции «Особенности преподавания психологии студентам негуманитарных направлений колледжа»
Преподавание психологических дисциплин в колледжах обусловлено требованиями обновленных образовательных стандартов, поэтому различные разделы психологии внесены в учебные планы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
На первый взгляд может показаться, что изучение психологии личности, психологии общения, социальной психологии напрямую не связано с будущей профессиональной деятельностью студентов, которые будут работать автомеханиками, поварами-кондитерами или специалистами IT- сферы.
И действительно, компетенции, которые приобретают обучающиеся на этих направлениях, прежде всего нацелены на личностное развитие. Но опосредованно они, вне всякого сомнения, будут полезны в любой профессиональной деятельности. Ведь прежде чем приступить к ремонту автомобиля, автомеханику необходимо пообщаться с его владельцем. А это означает, что нужно уметь слушать и слышать собеседника, договориться о сроках и цене ремонта, успокоить рассерженного или встревоженного клиента.
Содержание различных психологических дисциплин для студента колледжа – это практически незнакомый материал, так как он не изучается в школе. Иногда обучающимся сложно дается освоение терминологии и понимание сущности изучаемых процессов и явлений. Поэтому наилучший путь для преподавателя – это популяризация психологических знаний с использованием различных диагностических методик для самоисследования студентов. Помимо этого, активизация ассоциативного восприятия в ходе занятий по психологии способствует более качественному усвоению информации и повышению учебной мотивации.
Например, при изучении темы «Личность как предмет психологического познания» использование на занятии теста Куна – Макпартленда «Кто Я?» в модификации Т.В. Румянцевой дает возможность оценить представления студентов о собственных социальных ролях, об их приоритетах. Многим студентам трудно найти 20-30 социальных ролей, но это лишь показатель того, что они никогда об этом не задумывались. После некоторого разъяснения со стороны преподавателя обучающиеся довольно быстро и легко справляются с заданием.
Использование в ходе занятий коммуникативных игр способствует развитию коммуникативных навыков для реального общения. Это очень важно, так как современные молодые люди, проводящие много времени в киберпространстве, начинают утрачивать навыки личной коммуникации. Когда я прошу поднять руки тех, кто считает себя личностью, обычно поднимают руки все присутствующие в аудитории. Но когда вслед за этим даю возможность аргументировать это, продолжив предложение: «Я – личность, потому что…», немногие могут выполнить это задание. Коммуникативная игра «Снежный ком», используемая при знакомстве с группой, поначалу тоже смущает студентов. Они стесняются назвать свое любимое занятие из-за опасения быть осмеянными своими сверстниками. Но после проведения рефлексии напряженность обычно спадает, и атмосфера в аудитории «теплеет».
Некоторым студентам с трудом даются техники на отработку взаимодействия в паре или в группе, потому что совместная деятельность предполагает умение договариваться с партнерами по общению. И тем не менее, обучать взаимодействию нужно, потому что при современном уровне конкуренции от этого зависит успешность профессиональной, личностной реализации и качество жизни человека в целом. Поэтому техники парной работы, такие, как «Варежка», «Ладонь в ладонь», «Совместное рисование» помогают юноше или девушке моделировать отношения с разными людьми, независимо от того, нравится однокурсник или нет. Таким образом, каждому студенту предоставляется возможность посмотреть на однокурсников с другого ракурса, переоценить отношения с ними. Это в конечном итоге способствует снятию эмоциональных зажимов в межличностных отношениях и сближению молодых людей.
На занятии по теме «Общение, речь и речевые свойства личности» активизация студентов включает самостоятельное формулирование ими правил делового и личного общения, обозначение особенностей вербальной и невербальной коммуникации. И здесь наблюдается значительный разрыв между знаниями студентов и их поведением в реальной действительности. То есть можно отметить следующее: студенты хорошо знакомы с правилами делового общения, но не соблюдают их, считая необязательными для исполнения во время учебы в колледже. На вопрос о причине такого несоответствия молодые люди отвечают, что эти правила они будут соблюдать, поступив на работу.
Отмечая иллюзорное восприятие студентами действительности, преподаватель поясняет, что время обучения в колледже – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. И уже на данном этапе необходимо заняться воспитанием самодисциплины и управляемости для успешной адаптации на рабочем месте в будущем. Студентам предлагаются проблемные вопросы и ситуации, не имеющие однозначного разрешения. Это способствует повышению познавательного интереса в области изучаемой дисциплины и положительно сказывается на результатах обучения.
Повышению результативности обучения также способствует использование в ходе занятий ситуативных задач. Например:
«Вы – работодатель. К вам на вакантную должность подано 2 заявления. Первый претендент на вакансию – опытный специалист предпенсионного возраста, второй – начинающий специалист, недавний выпускник вуза. Найдите «сильные» и «слабые» стороны каждого из кандидатов и сделайте выбор. Обоснуйте его»
«В настоящее время всё больше распространяется состояние, которое развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Что это за состояние? Кто наиболее может быть подвержен данному состоянию?»
«4 друга опоздали в театр. Они пришли, когда спектакль уже начался, и в зал никого не пускали. Первый стал спорить с билетером, утверждая, что часы в театре спешат, а он пришел вовремя. Второй пошел искать путь на балкон, чтобы не проходить мимо билетера. Третий подумал, что все самое интересное будет во 2 действии и пошел в буфет дожидаться антракта. Четвертый почувствовал себя очень несчастным и отправился домой. Обоснуйте позицию каждого из участников, найдите силу и слабость в каждой из них»
В заключение хотелось бы отметить то, что преподавание психологических дисциплин студентам негуманитарных направлений - совсем не простое дело, которое требует от специалиста высокого уровня профессионального мастерства как в преподавании, так и в организации занятий. Но необходимость психологических знаний, психологическое просвещение молодого поколения на сегодняшний день также необходимо, как и ведение здорового образа жизни. По сути, это одна из составляющих ЗОЖ, так как человек здоровый – это человек, который здоров физически, психически и социально.
Список источников:
Нечаев, А. Как преподавать психологию?/ А. Нечаев. – СПб.; 2021.
Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя/ П.И. Пидкасистый, Л.М. Портнов. – М., 2019.
Психология личности: Тексты. – М.: МГУ, 2020.
Панибратцева, З.М. Методика преподавания психологии/ З.М. Панибратцева. – М., 2020.
Турусова, О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3 т./ О.В. Турусова. – Самара., 2019.