СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Особенности преподавания психологии студентам негуманитарных направлений колледжа»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Особенности преподавания психологии студентам негуманитарных направлений колледжа»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Особенности преподавания психологии студентам негуманитарных направлений колледжа»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»


Лазарева Ольга Геннадьевна

преподаватель


Выступление на конференции «Особенности преподавания психологии студентам негуманитарных направлений колледжа»


Преподавание психологических дисциплин в колледжах обусловлено требованиями обновленных образовательных стандартов, поэтому различные разделы психологии внесены в учебные планы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

На первый взгляд может показаться, что изучение психологии личности, психологии общения, социальной психологии напрямую не связано с будущей профессиональной деятельностью студентов, которые будут работать автомеханиками, поварами-кондитерами или специалистами IT- сферы.

И действительно, компетенции, которые приобретают обучающиеся на этих направлениях, прежде всего нацелены на личностное развитие. Но опосредованно они, вне всякого сомнения, будут полезны в любой профессиональной деятельности. Ведь прежде чем приступить к ремонту автомобиля, автомеханику необходимо пообщаться с его владельцем. А это означает, что нужно уметь слушать и слышать собеседника, договориться о сроках и цене ремонта, успокоить рассерженного или встревоженного клиента.

Содержание различных психологических дисциплин для студента колледжа – это практически незнакомый материал, так как он не изучается в школе. Иногда обучающимся сложно дается освоение терминологии и понимание сущности изучаемых процессов и явлений. Поэтому наилучший путь для преподавателя – это популяризация психологических знаний с использованием различных диагностических методик для самоисследования студентов. Помимо этого, активизация ассоциативного восприятия в ходе занятий по психологии способствует более качественному усвоению информации и повышению учебной мотивации.

Например, при изучении темы «Личность как предмет психологического познания» использование на занятии теста Куна – Макпартленда «Кто Я?» в модификации Т.В. Румянцевой дает возможность оценить представления студентов о собственных социальных ролях, об их приоритетах. Многим студентам трудно найти 20-30 социальных ролей, но это лишь показатель того, что они никогда об этом не задумывались. После некоторого разъяснения со стороны преподавателя обучающиеся довольно быстро и легко справляются с заданием.

Использование в ходе занятий коммуникативных игр способствует развитию коммуникативных навыков для реального общения. Это очень важно, так как современные молодые люди, проводящие много времени в киберпространстве, начинают утрачивать навыки личной коммуникации. Когда я прошу поднять руки тех, кто считает себя личностью, обычно поднимают руки все присутствующие в аудитории. Но когда вслед за этим даю возможность аргументировать это, продолжив предложение: «Я – личность, потому что…», немногие могут выполнить это задание. Коммуникативная игра «Снежный ком», используемая при знакомстве с группой, поначалу тоже смущает студентов. Они стесняются назвать свое любимое занятие из-за опасения быть осмеянными своими сверстниками. Но после проведения рефлексии напряженность обычно спадает, и атмосфера в аудитории «теплеет».

Некоторым студентам с трудом даются техники на отработку взаимодействия в паре или в группе, потому что совместная деятельность предполагает умение договариваться с партнерами по общению. И тем не менее, обучать взаимодействию нужно, потому что при современном уровне конкуренции от этого зависит успешность профессиональной, личностной реализации и качество жизни человека в целом. Поэтому техники парной работы, такие, как «Варежка», «Ладонь в ладонь», «Совместное рисование» помогают юноше или девушке моделировать отношения с разными людьми, независимо от того, нравится однокурсник или нет. Таким образом, каждому студенту предоставляется возможность посмотреть на однокурсников с другого ракурса, переоценить отношения с ними. Это в конечном итоге способствует снятию эмоциональных зажимов в межличностных отношениях и сближению молодых людей.

На занятии по теме «Общение, речь и речевые свойства личности» активизация студентов включает самостоятельное формулирование ими правил делового и личного общения, обозначение особенностей вербальной и невербальной коммуникации. И здесь наблюдается значительный разрыв между знаниями студентов и их поведением в реальной действительности. То есть можно отметить следующее: студенты хорошо знакомы с правилами делового общения, но не соблюдают их, считая необязательными для исполнения во время учебы в колледже. На вопрос о причине такого несоответствия молодые люди отвечают, что эти правила они будут соблюдать, поступив на работу.

Отмечая иллюзорное восприятие студентами действительности, преподаватель поясняет, что время обучения в колледже – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. И уже на данном этапе необходимо заняться воспитанием самодисциплины и управляемости для успешной адаптации на рабочем месте в будущем. Студентам предлагаются проблемные вопросы и ситуации, не имеющие однозначного разрешения. Это способствует повышению познавательного интереса в области изучаемой дисциплины и положительно сказывается на результатах обучения.

Повышению результативности обучения также способствует использование в ходе занятий ситуативных задач. Например:


  1. «Вы – работодатель. К вам на вакантную должность подано 2 заявления. Первый претендент на вакансию – опытный специалист предпенсионного возраста, второй – начинающий специалист, недавний выпускник вуза. Найдите «сильные» и «слабые» стороны каждого из кандидатов и сделайте выбор. Обоснуйте его»


  1. «В настоящее время всё больше распространяется состояние, которое развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Что это за состояние? Кто наиболее может быть подвержен данному состоянию?»



  1. «4 друга опоздали в театр. Они пришли, когда спектакль уже начался, и в зал никого не пускали. Первый стал спорить с билетером, утверждая, что часы в театре спешат, а он пришел вовремя. Второй пошел искать путь на балкон, чтобы не проходить мимо билетера. Третий подумал, что все самое интересное будет во 2 действии и пошел в буфет дожидаться антракта. Четвертый почувствовал себя очень несчастным и отправился домой. Обоснуйте позицию каждого из участников, найдите силу и слабость в каждой из них»


В заключение хотелось бы отметить то, что преподавание психологических дисциплин студентам негуманитарных направлений - совсем не простое дело, которое требует от специалиста высокого уровня профессионального мастерства как в преподавании, так и в организации занятий. Но необходимость психологических знаний, психологическое просвещение молодого поколения на сегодняшний день также необходимо, как и ведение здорового образа жизни. По сути, это одна из составляющих ЗОЖ, так как человек здоровый – это человек, который здоров физически, психически и социально.


Список источников:

  1. Нечаев, А. Как преподавать психологию?/ А. Нечаев. – СПб.; 2021.

  2. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя/ П.И. Пидкасистый, Л.М. Портнов. – М., 2019.

  3. Психология личности: Тексты. – М.: МГУ, 2020.

  4. Панибратцева, З.М. Методика преподавания психологии/ З.М. Панибратцева. – М., 2020.

  5. Турусова, О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3 т./ О.В. Турусова. – Самара., 2019.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!