Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
Хотенова дарья станиславовна
социальный педагог
Выступление на конференции «Организация управления и контроля системы антинаркотической работы в учреждении среднего профессионального образования»
В организацию профилактической работы входят следующие мероприятия:
1. Разработка плана работы по ранней профилактике наркомании и токсикомании на учебный год.
2. Согласование плана с Отделением по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних (ОППН) Отдела внутренних дел района (ОВД) и утверждение его директором образовательной организации.
3. Ознакомление с планом всего педагогического коллектива образовательной организации (копии выписки из него вручаются исполнителям).
4. Заместитель директора по воспитательной работе устанавливает еженедельный контроль за ходом выполнения плана и о результатах исполнения докладывает на административных совещаниях.
5. Проблемы борьбы с наркоманией обсуждаются на заседаниях методических объединений педагогов. Не реже, чем раз в месяц заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог и заведующий библиотекой в рекомендательном порядке представляют педагогам опубликованные в средствах печати материалы, касающиеся пагубных последствий наркомании.
6. Тема профилактики наркомании включается в повестку дня заседания педсоветов по итогам каждого учебного полугодия.
7. Руководитель образовательной организации не реже, чем раз в месяц обменивается информацией о ходе профилактической работы с детскими работниками милиции.
8. Не реже раза в год ход работы по ранней профилактике наркомании обсуждается на заседаниях родительского комитета и Совета образовательной организации.
9. Проводимая работа по профилактике наркомании фиксируется в журналах учета воспитательной работы.
10. Итоги этой работы отражают в отдельном разделе в анализе воспитательной работы за учебный год.
11. Важную роль в профилактике наркомании играет организация работы библиотеки. В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия наркомании. Их можно найти в периодических изданиях, газетных статьях и очерках. Такую подборку информационного материала следует поручить заведующей библиотекой, которая в свою очередь обеспечит информацией педагогов.
В библиотеке следует организовать специальный стенд с брошюрами, журналами и другим информационным материалом по профилактике наркомании.
Из числа активных читателей можно создать группы волонтеров, задачей которых была бы подборка материалов по борьбе с наркоманией, а впоследствии и проведение профилактической работы с подростками на эту тему. Целесообразно проводить читательские конференции и диспуты по вопросам борьбы с наркоманией. В систематизации материала о наркомании полезно создать картотеку литературы по этой теме и творческую папку библиотекаря.
12. Борьба с прогулами занятий является одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику наркомании, правонарушений, формирование у подростков законопослушного поведения.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге, превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству, попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольный план профилактики наркомании и токсикомании.
Педагоги должны установить ежедневный контроль за посещаемостью занятий. В случае пропуска занятий, необходимо звонить домой, и справляться у родителей о причинах отсутствия. Если имел место прогул без уважительных причин, необходимо подключать его родителей с целью усиления контроля за поведением, в случае неоднократных прогулов, следует ученика и родителей приглашать на беседу к директору. Как правило, если прогулы не носят злостного характера, этих мер бывает достаточно для их прекращения.
В случаях, когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. Обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем случае, дает положительные результаты.
13. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны педагогов и родителей, позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим, как педагогом-предметником, так и успевающими учащимися.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды и наркоманов.
Важно, чтобы все педагоги проявили желание, терпение и настойчивость в оказании помощи и внеурочной работе с отстающими учениками, так как работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики наркомании и токсикомании и формировании здорового образа жизни.
14. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Администрацией образовательной организации должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из «группы риска». Следует организовать как проведение спортивных школьных соревнований, так и обеспечивать участие команд в окружных и городских олимпиадах.
Проведение спортивных соревнований, конкурсов, выставок, олимпиад и привлечение участия в них широкого круга учащихся в качестве не только участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск приобщения таких учащихся к наркотикам.