СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках окружающего мира»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках окружающего мира»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №10 города Димитровграда Ульяновской области»


учитель начальных классов


Бочкарева Ирина Валентиновна




Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках окружающего мира»

Возрастающая потребность общества в людях, способных креативно подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. Делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Одним из условий развития креативности у школьников, особенно младших классов является подготовленность учителей к работе в режиме поощрения развития креативности.

Креативность- уровень творческой одаренности,способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Для оценки уровня креативности ученые выделяют различные критерии:

  1. беглость, гибкость (предполагает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию), оригинальность, разработанность

  2. уровень психотизма (так как именно умеренный уровень психотизма предрасполагает к высокой креативности)

  3. умение человека использовать контекстуальную информацию и объединять ее главной идеей

  4. способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи (умение сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения)

  5. уровень оценочных способностей человека (оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее выполнения)

  6. критерий изящества и простоты (оригинальные решения должны быть простыми и в то же время изящными)

  7. легкость генерирования идей (если человек для решения задачи выдвигает большое количество идей, значит он проявляет творческий подход. Из большого количества идей легче выбрать правильные)

  8. широта выдвигаемой идеи (объяснение с ее помощью большого числа разнородных факторов)

  9. Оценка воображения или фантазии (с помощью воображения человек моделирует события с использованием прошлого опыта) и т.д.

Развитию креативности в наше время уделяют колоссальное внимание. Человек, умеющий мыслить не по шаблону, создавать новые идеи, образы, будет успешней, авторитетней.

В младшем школьном возрасте в центре невербальной креативности оказывается оригинальность при создании образных элементов.

Существует множество способов, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Я выбрала самые интересные способы, которые можно использовать для развития креативного мышления на уроках окружающего мира.

1. Синквейн. В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпс. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. В этом мне помогают составление с детьми синквейнов. При внешней простоте формы, синквейн- быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Таким образом,синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Например, при изучении темы " Какой бывает транспорт", дети составили следующий синквейн:

Автомобиль

Быстрый, скоростной

Движется, мчится, сигналит.

Автомобиль облегчает человеку передвижение

Средство повышенной опасности.

2.Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

На уроках окружающего мира можно выделить 4 типа проблемных ситуаций.

1 тип. Когда проблемная ситуация возникает при противоречии или несоответствии ранее усвоенных знаний и использовании их в новых практических условиях.

Например.Урок во 2 классе на тему "Растения зимой".

Дети рассматривают органы растений разных групп в зимнее время (веточки деревьев и кустарников). На осенней экскурсии дети узнали, что всего органов растений шесть. Какие? И обнаруживают ещё один орган: почка. Что это? Или, какой это орган растений? Значит, надо развернуть почку. Обнаружили листочек внутри. Значит, из этой почки развивается стебель и листья. Это не новый орган, а приспособление растений к суровым условиям зимы.

2 тип.

Урок во 2 классе на тему "Органы растений"

Для предметного урока учитель приготовил различные овощи. Среди них одна свёкла была прошлогоднего урожая с жёлтыми листьями. У ребят возник вопрос: почему у свёклы жёлтые и длинные листья.

2-ой тип проблемной ситуации возникает при противоречии между практическими результатами и доступным для учащихся начальной школы теоретическим объяснением.

(Узнали, когда были точно сформулированы требования к условиям прорастания растений: тепло, свет, питательные вещества, воздух, влага). Отложить до весны тему "Условия жизни растений".

3 тип.

Обобщающий урок по результатам наблюдений в октябре.

Дети отмечают характерный признак осени - похолодание.

- А почему стало на улице холоднее? (Уже неоднократно заостряли внимание во время наблюдений на положении солнца. Солнце поднимается ниже).

-А как доказать, что солнце ниже, чем летом? (по длине тени: ниже солнце - длиннее тень).

Проблемная ситуация 3-его типа возникает при противоречии теоретического знания и невозможностью проверить это знание непосредственно.

4 тип. Дети не знают способа решения задачи.

Урок во 2 классе на тему "Термометр".

Урок начинается с проблемной ситуации. На столе учителя стоят 3 сосуда с водой разной температуры. В 1-ом сосуде +6 -7 градусов; во 2-ом – вода комнатной температуры +20 градусов; в 3-ем подогретая вода 50-55 градусов.

Без названия темы урока предлагается двум детям подойти к столу, чтобы один опустил руку в 1-ый сосуд, другой в третий сосуд. Через 5-7 секунд вместе опустите руки во 2-ой сосуд. Через 1-2 сек. эти дети должны сказать (написать), какая вода во 2-ом сосуде. Один утверждает – "холодная", другой – "горячая". Возникает проблемная ситуация: какой температуры вода во 2-ом сосуде. Найти способ решения задачи. Опустить термометр. Определите тему урока.

Примеры различных проблемных ситуаций.

-Почему человек не может обходиться без воды?

- Какие свойства воды делают её незаменимой в жизни человека и природы?

- Что едим у картофеля? (стебель, об этом говорят почки на клубне, которые бывают только на стебле).

- Почему песок и глина – дети гранита, а стакан и чашка – его родные "внуки"?

- Принцип работы термометра. Опыт с поднятием и опусканием жидкости в трубке при нагревании или охлаждении.

-Маленькая колбочка, полная подкрашенной воды, закрывается пробкой с вставленной в неё трубкой. Опустить колбочку в сосуд с горячей водой (вода поднимается). Опустите эту колбочку в сосуд с холодной водой (вода опускается). Что мы продемонстрировали? (принцип работы термометра).

-Почему дятел живёт в лесу, а не в поле? (дерево, хвост, клюв, язык, окраска, когти).

-Мальчик сломал нечаянно мамин любимый цветок герань.Признаться в поступке боялся. Он воткнул герань в почву и полил. Через некоторое время мама узнала об этом. Как она узнала? (органы растений).

-Ствол у дерева – что это такое?

- Почему корни растений растут вниз (после наблюдений за прорастанием семян бобов или гороха)

3.Метод "Ментальные карты" разработал Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается. Данный метод дает возможность учителю: повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся, развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности ,активизировать деятельность, выявлять причины когнитивных затруднений, корректировать знания учащихся. При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.

- Основная идея, проблема или ключевое слово располагается в центре листа.

- Для изображения центральной идеи желательно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь должна иметь свой цвет.

- Главные ветки соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка в свою очередь соединяются с главными ветвями.

- Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

- Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.

- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Образец ментальной карты:

Тема «Город не Неве» - у детей вспомогательные картинки. Отвечая на вопросы викторины, они создают карту (в группах).

Викторина.

  1. Как называется город, стоящий на Неве?

- На центр листа клеем город, для начала найдите подходящую картинку, фотографию. Дальше продолжаем самостоятельно.

2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?

3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг?

4. Как иначе назывался этот город?

5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?

6. С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга?

7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и

Александровской колонны?

8. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга?

9. В честь кого воздвигнут памятник "Медный всадник"?

-Теперь, выходим и прикрепляем свои работы на доску.

4. Синектика. Автор — Уильям Гордон. В его теории главный источник новых идей – это поиск аналогий. В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику. И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений. Пример: "Неживая природа зимой", снег (снежный покров) - соль, сахар, похож, вата, одеяло; шкаф - почтовый ящик, скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, квартира для одежды.

Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный, словесный или графический образ объекта (знаки). Профессию учителя –символ? Знаки "больше", "меньше".

Личная аналогия (эмпатия) необходимо войти в роль кого-либо, или чего-либо. Пример: Урок окружающего мира. Тема: "Где зимуют птицы?" Вы воробей. Вы попугай. Что вы ели, чем занимались, где спали?

Вы кошка, собака, лошадь, попугай.

Тема «Московский Кремль» - я Московский Кремль и могу рассказать о себе…

Фантастическая аналогия. Позволяет снять психологическую инерцию, способна перенести в сказку любую ситуацию.

5.Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. В этом методе объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем применяют эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Алгоритм применения метода:

1. Выбрать объект или явления, которое мы хотим изменить.

2. Найти случайным образом 3-4 объекта.

3. Составить перечень признаков и свойств выбранных случайных объектов.

4. Признаки и свойства случайных объектов приписать фокальному объекту по очереди или

в наиболее оригинальных сочетаниях.

5. Развить идеи на основе полученных сочетаний, используя ассоциации.

6. Ассоциация – поиск необычных связей между предметами и явлениями таких, которые чем-то отличаются от реальных.

7. Ассоциация одна из основных операций творческого процесса.

8. Каждую полученную ассоциированную идею нужно оценить с точки зрения новизны и полезности.

6.Кластер – данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии.

Например, на уроке окружающего мира при изучении темы "Системы органов человека" дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: в центре будет "Человек" (это главное в теме), вокруг – системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …), причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции (некоторые из них дети уже могут знать ). И так "гроздь" разрастается.

Тема «В гости к весне» - ключевое слово весна, дети крепят карточки с изменениями в природе весной.

7. Друдлы - это загадки - головоломки. Интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Дети могут увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. Данный друдл может быть всем, что ему припишут дети. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не то, что изображено на рисунке. Пример:

-Ребята, придумайте более 6 различных вариантов описания того, что изображено на рисунке. Проявите свои креативные способности. Реально для каждого изображения возможно более 15 различных толкований.

Тема «Россия на карте» - знак Города, Река, Равнина, Озеро, Горы

8. Ключевые термины. Вариант "а": Модификация приема "Ключевые термины". Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально "перепутанной" логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии "рефлексии" учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант "б": На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Данные виды заданий способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Они были связаны с развитием умений: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебники и информацию, полученную на уроке; отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков; группировка и классификация объектов; установление причинно-следственных связей; выявить аналогии на предметном материале; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!