СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Творчество без границ»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Творчество без границ»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Творчество без границ»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Сабанова Елена Михайловна

учитель изобразительного искусства


Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Творчество без границ»


Проект "Творчество без границ"

Введение
Достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства должно стать приоритетной задачей системы образования, на решение которой должна быть направлена работа каждого управленца, педагога и родителя. Ключевой задачей современной школы становится воспитание лидеров, готовых к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Международный положительный опыт в сфере образования указывает на необходимость и важность раннего всестороннего гармоничного развития детей - интеллектуального, физического, музыкального, художественного, духовно-нравственного.

Преподавание предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического направлений должно осуществляться через искусство, что будет способствовать поддержке культурного наследия, более интенсивному включению искусства в образование детей и юношества на всех ступенях,аспространению инновационных подходов в образовании, и в итоге - повышению его качества.

Проект «Творчество без границ» направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности творческой личности.

Реализация данного проекта обеспечит подготовку обучающихся к освоению фундаментальных знаний, даст возможность выйти на новый уровень получения образования, будет способствовать развитию творческого, логического, креативного мышления детей, что позволит им в будущем занять свое достойное место в современном мире.

I. Актуальность проекта «Творчество без границ
Сегодня наблюдается растущий разрыв между познавательным и эмоциональным аспектом процесса обучения. Одним из инструментов преодоления этого, может стать данный проект «Творчество без границ». Исследование влияния эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления показало, что никакое движение мыслительного процесса невозможно без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Изобразительное искусство, как раздел предметной области «Искусство» призван развивать физические, умственные и творческие способности детей.

Качественное преподавание этого предмета позволяет осуществлять взаимосвязь между образованием, культурой и искусством более динамично и плодотворно.

Рисунок - один из древних видов изобразительного искусства. Работая над рисунком, человек учится выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. Основная часть мыслей человека, мечтаний и фантазий формируется с помощью образов.

Раннее приобщение ребенка к рисованию способствуют развитию речи и психики, работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память.

В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать продукт творческой деятельности.

Обучение рисованию с раннего возраста раскрывает творческую и интеллектуальную одаренность человека, развивает познавательные способности, в том числе к логическому и абстрактному мышлению.

Занятие рисованием у человека развивает способность воспринимать вещи во всей их яркости и полноте. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Основная идея проекта «Творчество без границ»: это не только творческий, но и благотворительный проект, в котором принимают участие дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и дети с ОВЗ.

Цель проекта:
- повышение качества образования посредством усиления роли изобразительного искусства в воспитании и развитии творческой и креативной личности.
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи проекта:
- приобщение детей и взрослых к миру художественного творчества;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- формирование навыков работы с различными художественными материалами;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- развитие фантазии и творческое начало, снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться,
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, воспитание нравственных чувств;

II. Анализ текущей ситуации
Согласно Учебному плану ОУ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1- 4 классах отводится 138 часов, в 5-7 классах основной школы - всего 104 часов, уроки проводятся 1 раз в неделю. Этого, безусловно, недостаточно для обучения данной дисциплины и раскрытия способностей детей.

Дополнительные часы по предмету «Изобразительное искусство» введены в план дополнительного образования. Для учащихся разработаны программы кружков «Творческая мастерская». В дошкольном учреждении села занятия по изобразительному искусству ведут воспитатели. В старшем поколении разработана программа «Рисуем все».

К специфическим проблемам относятся:
1. Усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой;
2. Второстепенная роль предмета «Изобразительное искусство» на всех уровнях общего образования;

3. Недостаточное количество часов внеаудиторной деятельности, выделяемое на изучение предмета «Изобразительное искусство»;
4. Слабая материально-техническая обеспеченность преподавания предмета.

III. Проектное решение
Сроки реализации 2019-2021 гг.
Реализация проекта условно разделена на три основных этапа:
Подготовительный- стадия запуска «Творчество без границ»;
- этап реализации «Творчество без границ»;
- заключительный – оценка внедрения «Творчество без границ»

Возрастные категории участников проекта
1. Дошкольники – по плану в два раза в месяц;
2. Школьники - разработаны программы кружков «Творческая мастерская»;
3. Молодежь – работает программа «Воскресная школа художника»;
4. Коллектив школы – по плану один – два раза в четверть;
5. Школа третьего поколения – по плану на дому индивидуальная и групповая.

Основными механизмами реализации проекта являются:
1. Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;
2. Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
3. Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации художественно-эстетического развития.
5. Создание интерактивных музеев изобразительного искусства, проектов на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональных интернет сообществ.
6. Привлечение преподавателей к проведению занятий по изобразительному искусству, в том числе с использованием технологии дистанционного обучения предмету.
7. Популяризация изобразительного искусства как одного из эффективных методов развития творческой личности. (Создание информационной базы.)
8. Разработке рабочих программ элективных курсов, факультативных курсов, кружков по предмету «Изобразительное искусство».
9. Познавательно-эстетический принцип изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
Важным этапом реализации проекта «Творчество без границ» является диагностика результатов работы. С этой целью в проекте присутствует оценивающий этап, который включает систему критериев оценки освоения программ дополнительного образования, эффективности эмоционального, социального, культурного, познавательного и творческого воздействия изобразительного искусства.

Критерии оценки деятельности будут складываться из анализа следующих показателей:
• результатов анкетирования обучающихся и их родителей;
• результативности освоения дополнительных образовательных программ;
• результативности участия обучающихся в олимпиадах, творческих конкурсах регионального, российского, международного уровней;
• мониторинга успешности учащихся по итогам учебных годов;

Для реализации проекта используются следующие ресурсы: нормативно-правовые, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы.

Для реализации проекта «Творчество без границ» наиболее затратными являются: выездные стажировки учителей изобразительного искусства; мастер-классы, обучающие семинары; а также приобретение инвентаря для занятий.

VI. Риски. Минимизация рисков
При разработке данного проекта «Творчество без границ» автором проведен анализ возможных рисков, которые могут послужить причиной неэффективного внедрения, и предложены пути минимизации этих рисков.
1. Кадровые. При уменьшении нагрузки, в результате перераспределения часов педагогические работники дошкольных и общеобразовательного учреждения могут выражать недовольство и оказывать сопротивление внедрению проекта.
2. Административные. Администрация школы и ДОУ может оказывать сопротивление внедрению проекта, отдавая предпочтение профильным предметам. Для минимизации данного риска необходимо провести разъяснительную работу на всех уровнях управленческой деятельности.
3. Финансовые. Отсутствие дополнительных финансовых средств, связанных с реализацией проекта.

VII. Результаты реализации проекта
В результате реализации проекта будет сформирован системный подход к повышению качества образования через воспитание и развитие творческой и креативной личности.

Созданная система взаимодействия между учреждениями образования, культуры позволит: во-первых, сконцентрировать лучшие педагогические кадры для организации более эффективной работы; во-вторых, расширить диапазон возможностей для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Оценка результативности проекта осуществляется по системе критериальных признаков. Основные критерии эффективности деятельности по проекту:
1. Увеличение числа детей, удовлетворенных своей деятельностью; Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;
2. Повышение доли удовлетворенности качеством образования участниками образовательного процесса.
3. Положительные взгляды старшего поколения на изобразительное искусство.

Для оценки деятельности участников образовательного процесса используются тесты оценки потребности в достижении, методы экспертной оценки, тесты на выявление творческого мышления, портфолио детей, опросник участников проекта.

Реализация данного проекта обеспечит подготовку обучающихся к освоению фундаментальных знаний, даст возможность конкурентных преимуществ выпускникам, будет способствовать развитию творческого, логического, креативного мышления детей, что позволит им в будущем стать лидерами, готовыми внести качественные изменения в жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!