слайд (1)
Тема моего выступления: Формирование читательской грамотности на уроках ИЯ
Читательская грамотность - это один из компонентов функциональной грамотности обучающихся.
слайд 2
Читательская грамотность (PISA) - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Слайд 3
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
слайд 4
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное» К. Д. Ушинский.
Умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Во ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе, как на родном, так и на иностранном языках, отмечается, что смысловое чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.
слайд 5
Смысловое чтение на иностранном языке включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение определять содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Текст является основой для развития умений учащиxся выражать свои мысли в устной и письменной форме.
слайд 6
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
слайд 7
1. Предтекстовый этап:
Цель этапа — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом.
Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать.
На данном этапе работы с текстом будут эффективными следующие приёмы, которые используются мной на уроках иностранных языков.
слайд 8
Цель — актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Перед началом чтения текста учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и предположить, о чем идет здесь речь. Можно определить по заголовку, о чем или о ком пойдет речь в тексте. Пример: 3 кл с. 18
слайд 9
«Глоссарий» (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.) Найдите в тексте слова, которые относятся к теме, и подчеркните их. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте, прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов. Пример: 3 класс текст с. 19
слайд 10
2. Текстовый этап:
Цели этапа:
проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.
слайд 11
слайд 12
Верно, неверно (для развития умения точного перевода и внимательности предлагается задание на соответствие предложенных предложений действительной информации по тексту в виде таблицы) Пример: текст с. 41, р.т. № 1 с. 32
слайд 13
слайд 14
Найди пару! или Was passt zusammen? текст с. 66, упр. 6 (в) с.68 учебник
Пример: 3 кл. текст с. 31, р.т. № 2 с. 24-25
слайд 15
«Текст с пропущенными словами». Такие задания есть учебнике,в печатной рабочей тетради.
слайд 16
Составьте предложения!
Послетекстовый этап:
Цели:
— использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи;
— использовать содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Упражнения:
Составить план текста, выделив его основные мысли.
Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно.
слайд 17
Такое многообразие упражнений позволит, в зависимости от цели урока, вида выбранного текста и этапа работа, подобрать те из них, которые наилучшим образом помогут сформировать необходимые читательские умения у школьников.
Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся по средствам работы с текстом.