СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"вышивка крестиком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я выбрала твотческий проект "Вышивка крестиком"так как я люблю вышивать.

Просмотр содержимого документа
«"вышивка крестиком"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа № 1»



























Выполнила: ученица 5 «А» класса

Пахомова Анастасия



Руководитель:

Полтарина Н.Г., учитель технологии












2020

Содержание:



1.Выбор и обоснование темы

2.Определение конкретной задачи и её формулировка

3.Выявление основных потребностей к изделию

4.История вышивки

5.Разработка идей, вариантов

6.Анализ идей и выбор лучшего варианта

7.Составление схемы работы

8.Выбор материалов, инструментов, оборудования

9.Последовательность изготовления изделия

10.Правила безопасного труда

11.Что получилось

12.Контроль качества и экологическое обоснование

13.Экономическое обоснование

14.Оценка и самооценка

15.Реклама

16.Литература

17. Приложение (4 вышивки)

























  1. Выбор и обоснование темы



… «Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство.».

Гёте



Я выбрала творческий проект по теме «Вышивка крестом», так как мне нравится вышивать. Это очень интересное и увлекательное занятие, потому что из белого полотна ткани и ниток получается произведение искусства. Вышивать меня научила мама и бабушка. Первые крестики у меня были не ровными, кривыми, «фальшивыми» (т.е. было разное направление нитей). Но потом со временем начали получаться ровные, красивые крестики. Считаю, что вышивка «крестом» наиболее популярна и распространена в наше время. Её легко выполнить на любой ткани, отсчитывая определённое число нитей. Вышитые крестом картины смотрятся очень красиво, оригинально, они очень красиво вписываются в домашний интерьер. Вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность. Тем более, зная, что я сделаю приятно не только себе, но и близким людям, процесс вышивания картин будет еще интереснее для меня. А это имеет немалое значение - ведь когда знаешь, что твоя работа не будет бесполезной, и работаешь с удовольствием.

Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие - всё дело в процессе созидания, когда на глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, происходящем с окончание работы. Ведь вышивание-это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя и привлекая интерес окружающих.












2.Определение конкретной задачи и её формулировка



Подумав, я выбрала вышивку крестиком, потому что мне очень нравится эта техника, к тому же это несложно.



3.Выявление основных потребностей к изделию



По моему мнению, изделие должно быть аккуратно вышито, чистым, поглаженным и красивым.



4.История вышивки



Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта-полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре. Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:

  • в центре, всадники или птицы по сторонам;

  • держащая ветки или светильники;

  • с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.



5.Разработка идей, вариантов



1) «Малинка» 2) «Бабочки»







3) «Попугай»









6.Анализ идей и выбор лучшего варианта



Больше всего мне понравился третий вариант, «Попугай», т.к. я очень люблю животных, и он будет очень мило смотреться у меня дома, украсит интерьер.



7.Составление схемы работы





















8.Выбор материалов, инструментов, оборудования



Для ручного вышивания необходимы: канва, игла, наперсток, нитки, пяльцы, ножницы, а также линейка с сантиметровыми делениями.

Иглу необходимо подбирать в соответствии с толщиной нитки и ткани. Для вышивания употребляют хлопчатобумажные вышивальные нитки или мулине. На плотных тканях можно вышивать нитками «ирис».

Пяльцы для ручного вышивания хорошо иметь с винтом, для прикрепления их к столу.

Размер пялец в диаметре 20 - 25 см.

Ножницы желательно иметь двух видов с прямыми и изогнутыми острыми концами. Самая удобная длина ножниц 10 - 12 см, ширина 6 - 7 мм.

При вышивании без пялец не следует наматывать ткань на один указательный палец левой руки, а, натянув ее на три пальца, придерживать большим пальцем и мизинцем: тогда вышивка не будет стянутой.





















Нитки мулине




























Пяльцы































Канва

9.Последовательность изготовления изделия


1) Выбор схемы

2) Покупка ткани

3) Покупка ниток

4) Закрепление ткани в пяльцах

5) Вышивание

Технология выполнения образца:

6) Стирка и глажка готового изделия

7) Оформление в рамку

10. Правила безопасного труда

при использовании ножниц, иголок и булавок:



  • Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвия, кольцами вперед.

  • Нельзя шить ржавой иголкой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней след и, кроме того, может сломаться.

  • Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке, а булавки – в коробочке с крышкой.

  • Не прикусывать нитки зубами – можно испортить эмаль и поранить губы.





11.Что получилось















12.Контроль качества и экологическое обоснование



Использование ткани, ниток, иголок, ножниц, пялец и т.д., вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани, ниток является растение хлопок, возделываемое человеком.

На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего проекта не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.



13.Экономическое обоснование

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия. На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:



Название

Условная цена за единицу измерения

Расход материала на изделие


Затраты на материал в руб.

Нитки

1м – 8 руб.

6 цветов


48

Канва

1м – 250 руб.

50см


125

Пяльцы

50 руб.

1 шт.


50 руб.

Итог




223



14.Оценка и самооценка



Выполненная мною вышивка мне самой очень понравилась, также она понравилась моим друзьям и родственникам. Она отлично украсила интерьер комнаты.

Плюсом вышивки является то, что на её изготовление я потратила всего 223 рубля. А в магазине мне пришлось бы потратить намного больше.

Я довольна результатом, и всегда буду стараться делать всё своими руками.









15. Реклама

Слушайте внимательно и не пропустите,

Если вы хотите вышивать крестом

И всем похвалиться своим мастерством,

То набор купите, инструкцию прочтите.

Так вы быстро сможете вышить полотно

И украсить стену в доме заодно…


16.Литература

1.Алёшина Л.А. Живопись иглой и ниткой

2.Детская энциклопедия

3.Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия

4.Литвинец Э.Н. Учись вышивать

5. Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В, Бичукова Т.В. Юной вышивальщице



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!