СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускники Беломорской школы №1, разделившие судьбу блокадного Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году исполнилось 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Война забрала жизни миллионов, среди них и выпускники нашей школы. Этот проект направлен на изучение истории родного края, уажения к людям, внесшим вклад в общую победу над фашизмом.

Просмотр содержимого документа
«Выпускники Беломорской школы №1, разделившие судьбу блокадного Ленинграда»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Беломорского муниципального округа

«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»




80-летию полного освобождения Ленинграда

от фашистской блокады посвящается…






Проект

«Выпускники Беломорской школы №1, разделившие судьбу блокадного Ленинграда»




Выполнили: учащиеся 4А класса

МОУ «Беломорская СОШ №1»

Драль Марк, Кузнецов Роман


Руководитель: учитель начальных классов

МОУ «Беломорская СОШ №1»

Позднякова А.Г.









г.Беломорск

2024 год




Введение.

В последнее время широко распространяется патриотическое движение детей и молодёжи «Движение Первых». В прошлом году мы вступили в ряды этого движения и стали участниками Всероссийского проекта «Хранители истории»; взяли шефство над Памятной доской, установленной на территории школы в честь погибших выпускников Беломорской средней школы №1 при исполнении воинского долга.

27 января 2024 года исполнилось 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Война забрала жизни миллионов, и среди них наши выпускники. Сколько их, наших безвозвратных потерь на самом деле? Неизвестно. Но тем дороже нам каждое имя, которое сохранилось в истории школы, каждая пожелтевшая фотография, каждый солдатский треугольник – письмо с той далёкой войны.

Этот проект направлен на изучение истории родного края, уважения к людям, внесшим вклад в общую победу над фашизмом.


Цель проекта: создание брошюры о выпускниках Беломорской средней школы №1, разделивших судьбу блокадного Ленинграда.


Для достижения цели мы решали следующие задачи:

  • собрать информацию о выпусках с 1937 по 1941 годы нашей школы ;

  • найти информацию о выпускниках, которые погибли, защищая г.Ленинград;

  • составить презентацию для классных часов;

  • провести внеклассные мероприятия в 4-11 классах, посвящённые блокадному Ленинграду.

Методы:

  • изучение литературы,

  • работа в архиве школьного музея,

  • анализ,

  • обобщение.



  1. История Беломорской средней школы №1.

Историю школы нельзя рассматривать в отрыве от истории жизни людей, города, страны. За всю историю нашей школы через её стены прошли тысячи людей и судеб. Уже сама школа стала историей своих выпускников. Наша школа берёт свои истоки ещё в дореволюционной Сороке (ныне г.Беломорск).

Здание Беломорской школы № 1 было открыто1 сентября   1936 года  на улице Октябрьской. Оно представляло собой двухэтажное деревянное здание (приложение 1). Дети называли свою школу дворцом, хотя в ней ежедневно надо было натопить 48 печей.  В 1937 году был первый выпуск. В октябре 1941 года школу закрыли. Население и детей эвакуировали в Сибирь и на Урал. В годы войны здание школы было секретным учреждением НКВД. Беломорск стал военной столицей Карелии.    А выпусков в 1942,1943 годах не было…

Школа вновь заработала в 1944 году в три смены. Классы были по 40 человек. Дети разных возрастов учились в одном классе. При школе был интернат, где проживали дети из района. А 1 сентября 1976 года открылась новая просторная четырёхэтажная школа, которая объединила две школы: Беломорскую среднюю школу №1 и восьмилетнюю школу №3.


  1. Наши выпускники, разделившие судьбу блокадного Ленинграда.

 За поиском информации мы обратились в школьный музей. Нашли фотографии предвоенных выпусков, газетные статьи, воспоминания одноклассников, очерки статьи, книги. Нам стало известно, что в первом выпуске (1937г.) было 12 выпускников: 4 девушки и 8 юношей. Пятеро из них вошли не только в историю школы, но и в историю страны, которая в 1941 году вступила в самую кровопролитную войну 20 века (приложение 2). Во втором выпуске (1938г.) было уже 23 выпускника. Школа заработала в полную силу! В это время это была единственная десятилетка в городе и районе. Наши выпускники тех лет стремились в ленинградские институты, мечтали стать учителями, врачами, военными, кораблестроителями. Пока не наступил 1941 год.

Мы нашли статью Ж.Захаровой «Уходили школьники на фронт», в которой рассказывается про последний выпуск перед войной. В этом выпуске 1941 года было 19 выпускников, из них многие ушли на фронт и не вернулись домой [2, с.3]. В другой статье выпускница этого года – Евдокия Васильева вспоминает, что 17 июня 1941 года на выпускном вечере они сфотографировались все вместе в последний раз, а уже после объявления войны все мальчики из их класса записались добровольцами на фронт (приложение 3). Вскоре, в бывшем 10б классе остались только девочки [1, с.4].

В школьном музее мы нашли информацию о 6 выпускниках, которые разделили судьбу блокадного Ленинграда. Но, конечно, погибших в разы больше, и поэтому мы только открыли этот скорбный счёт в надежде, что когда-нибудь будут известны все наши герои.


Латкин Сергей Константинович (1917 – 1943). Родился Сергей в 1917 году в селе Шуерецкое. Он был отличником учебы, работал в районной газете, писал репортажи, очерки. Увлекался шахматами, любил играть в футбол. После школы Сергей вместе со своей девушкой Ниной Вдовиной поступил в Педагогический институт в городе Ленинграде. Там они поженились, у них родились две дочери. В 1940 году они вернулись в Беломорск. Сергей стал работать учителем русского языка и литературы в средней школе №17. Но вскоре началась война. Из-за зрения его не брали на фронт, поэтому он ушёл добровольцем. Служил в артиллерии Ленинградского фронта, защищал блокадный Ленинград. На фронте вступил в партию, был парторгом, назначен командиром взвода. Но в мае 1943 года на адрес школы пришло письмо. Однополчанин писал, что Сергей был тяжело ранен и отправлен в госпиталь Ленинграда. Больше сведений о нём семья не получала. Долгие годы он считался пропавшим без вести. Уже после смерти жены его дочь, Елена Сергеевна Стёпина, узнала, что он умер в госпитале от ран в 1943 году. Похоронен в Братской могиле в Ленинградской области, в городе Кирове [4, с.22-24].


Власова Августа Васильевна (1919-1941). Августа Власова родилась в 1919 году в селе Сороке. Окончила среднюю школу № 1 в 1937 году. Поступила учиться в Ленинградский медицинский институт. Когда началась блокада, она работала терапевтом в эвакопункте. В Ленинграде начинался голод, в магазинах уже ничего не было. Жила вместе с подругами, топили печь-буржуйку. Погибла Августа в октябре 1941 года. Когда она была на главпочтамте, начался фашистский артобстрел, и снаряд попал в здание почты. Августа оказалась засыпанной под лестницей обломками. Её сразу раскопали и отвезли в госпиталь, но она в себя уже не пришла. Прожила только несколько часов и умерла. Её коллега, врач, рассказала родителям, что они её похоронили на Волковском кладбище. Так трагически оборвалась жизнь Августы, девочки из Беломорска, навсегда оставшейся в блокадном Ленинграде [4, с.20-21].


Рубцов Николай Степанович (1919-1942). Выпускник первого 1937 года Беломорской школы №1. Ушёл на фронт в первые дни войны. Служил Николай в 21 отдельном восстановительном железнодорожном батальоне. С сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Питание было очень скудным. Как результат, Николай умирает от болезни – колит. Захоронен на Пискаревском кладбище в Ленинграде. Все факты были взяты из «Донесения о безвозвратных потерях» на сайте «Память народа» [4, с.24-25].


Росляков Дмитрий Васильевич (1921-1941) Дмитрий Росляков родился в 1921 году в селе Сорока. Учился в первой средней школе. За хорошую учёбу каждый год получал благодарности. Окончив 7 классов, он поступил учиться на токаря в ФЗО. Однажды его вызвали в завком и послали работать пионерским вожатым в Беломорскую школу №2. А когда Дмитрию исполнилось 18 лет, он был избран вторым секретарём районного комитета комсомола. Когда началась война, он ушёл защищать нашу Родину. В 1941 году Дмитрий героически погиб, защищая Ленинград. Он прожил 20 лет. Шел Росляков туда, где он был нужен, находился всегда там, где труднее. Этот скромный, но весёлый парень, иногда застенчивый, но никогда неунывающий – должен остаться в нашей памяти [3, с.14-17].


Круглый Александр Васильевич (1923-1941). Александр родился в 1923 году в селе Шижня. С детства любил конструировать и мечтал о кораблестроительном институте. В 1941 году стал выпускником Беломорской школы №1 и был призван на фронт. Впереди был блокадный Ленинград. Учился в Ленинградской школе связистов. Служил радистом. Саша постоянно писал письма своим родным из Ленинграда. Он волновался о том, как они питаются, есть ли дрова в доме, как у отца дела на работе. О том, как трудно ему было в блокадном Ленинграде не упоминал, не расстраивал близких. В феврале 1942 года домой пришло сообщение о гибели Александра – умер от истощения. Похоронен в Братской могиле [3, с.30-31].


Клепиков Анатолий Михайлович (1923 – 1941). Родился в 1923 году. Анатолий был другом Саши Круглого и тоже мечтал поступить в Кораблестроительный институт, но война изменила планы. В 1941 году Анатолий окончил нашу школу и был призван на фронт. В декабре 1941 года пропал без вести. Много лет о нём ничего не было известно. Лишь в 2009 году в результате поискового движения России его смогли опознать по медальону и подписанной ложке. Из «Книги Памяти блокадного Ленинграда» стало известно, что Толя служил в 20 стрелковой дивизии, умер от ран 5 ноября 1941 г. Похоронен в Ленинградская области, в деревне Озерки [3, с.32].


Собрав всю информацию, мы с ребятами в рамках акции «Хранители истории» провели классные часы для учащихся 4-11 классов на тему «Блокадный Ленинград» и рассказали о трагических судьбах наших выпускников (приложение 4).

2024 год – год восьмидесятилетия тех страшных событий, и наши выпускники отдали свои молодые жизни за свободу и независимость нашей Родины. Нам надо об этом помнить и чтить память наших героев!


Заключение.


В результате проделанной работы:

  • был собран материал о 6 выпускниках, разделивших судьбу блокадного Ленинграда;

  • проведено 7 внеклассных мероприятий для учащихся 4-11 классов;

  • составлена презентация и брошюра, где дана полная информация о наших выпускниках для проведения классных часов (приложение 5).

Считаем, что цель проекта достигнута. Все материалы переданы в школьный музей и могут быть использованы на уроках краеведения, во внеклассной работе.



Список литературы:


1. Васильева Е. Помню, как сейчас, наш десятый класс// Беломорская трибуна. – 2006.- №17.- С.4.

2. Захарова Ж. Уходили школьники на фронт // Беломорская трибуна. – 1985. - №12.- С.3

3. Позднякова А.Г. Наши безвозвратные потери… Беломорск: [б.и.], 2021. – 48 с.

4. Сергеева Г.Л. Четыре девочки и восемь мальчиков: Судьбы первых выпускников 1937 года Беломорской средней школы №1.- Беломорск, 2017. – 48 с.


Приложение 1.

Беломорская средняя школа №1.




Приложение 2.

Первый выпуск 1937 года.









Приложение 3.


Выпуск 1941 года.


Приложение 4.

Выступление на внеклассных мероприятиях, посвященных блокадному Ленинграду.











Приложение 5.

Брошюра «Выпускники Беломорской школы №1, разделившие судьбу блокадного Ленинграда».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!