Выпускная экзаменационная работа
10 класс
Ответами к заданиям являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы. Пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1) В ходе экспериментов учёные выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) – важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2) Сам по себе стриатум не связан напрямую с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3) он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоции помогают запоминать новый материал. |
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Изучая новые слова, человек испытывает приятные эмоции, что обусловлено, по мнению ученых, действие стриатума – важного отдела мозга, подкрепляющего мотивацию к запоминанию нового материала.
2) В ходе экспериментов учёные выявили, что стриатум (полосатое тело) – это важный отдел головного мозга, который имеет непосредственное отношение к мотивации.
3) Учёным удалось доказать, что стриатум не имеет отношение к языковой функции, так как он не расшифровывает значения слов и не запоминает их – для этого в коре головного мозга есть особые лингвистические центры.
4) Освоение новых слов, как считают учёные, стимулирует активность важного отдела мозга – стриатума, который подкрепляет мотивацию к изучению языка приятными эмоциями.
5) Изучив данные, полученные учёными в ходе экспериментов, можно предположить: удовольствие от освоения новых слов стало причиной того, что человечество научилось пользоваться речью.
2. Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Во-вторых, Однако Сначала Например, Даже
Ответ:_______________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦЕНТР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ЦЕНТР, а, м.
1) Точка в геометрической фигуре, теле, обладающая каким-н. только ей присущим свойством и обычно получаемая пересечением линий, осей, плоскостей. Ц. окружности, Ц. тяжести
2) Центральная часть города, большого населенного пункта. Жить в центре. Квартира в центре.
3) Город с административными, промышленными и другими учреждениями. Промышленные центры страны. Областной, районный ц.
4) Высший руководящий орган. Директивы центра
5) Группа нервных клеток, регулирующих какую-н. функцию организма (спец.) Двигательные центры. Дыхательный ц.
6) Главенствующее, ведущее учреждение какой-н. отрасли. Кардилогический ц. Онкологический ц. Телевизионный ц.
Ответ:_____________
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бАнты осведомИшься снятА облегчИт тамОжня
Ответ:______________________
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
акк..мпанировать
те..ретический
пл..вец
оз..рились (солнцем)
к..ллекционный
Ответ:_____________________________________
6. Определите ряд, к котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
от..брал,пр..язык бе..ценно, в..дремнул
ра..гон, и..печь пр..зыв, пр..злой
роз..ск, с..змала
Ответ:___________________________________________
7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
заботл..вый услужл..вый
откле..ться миндал..вый
забывч..вый
Ответ:________________________________
8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
закруч..нный увид..нный завяж..шь встро..нный задерж..шься
Ответ:_________________________________________
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Во времена А.С. Пушкина картинная галерея Эрмитажа (1) помещавшаяся на средних этажах (2) двух примыкающих к Зимнему дворцу (3) зданий (4) занимала около сорока залов.
Ответ:_____________________________
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Должно быть (1) ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали (2) кажется (3) что кто-то подымает занавеску и осторожно следит за тобой.
Ответ:______________________________________
11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) неразрывно связана с углублённым интересом к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами.
Ответ:_____________________________________
12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В горах прошли дожди (1) и (2) если мост через реку сорван (3) то геологам придётся дожидаться полного спада воды (4) чтобы добраться до базы.
Ответ:_______________________________
Ответы
№ задания | Правильный ответ |
1 | 14 |
2 | однако |
3 | 5 |
4 | осведомишься |
5 | теоретический |
6 | розыск сызмала |
7 | миндалевый |
8 | задержишься |
9 | 14 |
10 | 13 |
11 | 14 |
12 | 134 |