СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников в процессе организации и проведения внеклассной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Просмотр содержимого документа
«ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников в процессе организации и проведения внеклассной работы»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………....................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

1.1. Сущность и определение понятий «экология», «внеклассная работа», «экологическая культура», «культура»……………………………………………8

1.2. Методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников……………………......................................................................16

1.3. Особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе…………………………………………………………...24

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

  1. Изучение опыта педагогов-практиков по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.............................................................................................................24

2.2. Опытно-педагогическая деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.……………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..43















ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т.е. переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения. Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры.

Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное. 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель – привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а так же выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Проблема сожительства общества и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте. Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для достижения необходимой цели необходимо действовать в совокупности. Таким образом, сочетая знания учителя и родителей, школьники младших классов должны сформировать особенное отношение к природе, поэтому именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к природе. Практически все предметы, которые изучаются в начальных классах, призывают вносить вклад в формирование экологической ответственности ребят.

Еще известный педагог В. А. Сухомлинский вкладывал большое значение в отношение к природе именно в детском возрасте. Он считал, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на моральное развитие детей. Она считается частью фундамента детского восприятия мира. Он часто утверждал, что природа не проводит воспитательные работы, но в тоже время оказывает непосредственное влияние на взаимодействие с ней. Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку положительное отношение к природе, показывать ее красоту, а также рассказывать о влиянии человека на окружающую среду.

Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло. В концептуальных работах Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Захлебного А.Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения. Исследования Дерябо С.Д. Панова В.И., Сидельковского А.П., Ясвина В.А., освещают психологические аспекты взаимодействия школьников с природой. В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Салеева Л.П., Соколова Н.Д.), нравственно-экологическое воспитание (Карпеев С.А., Южакова Т.П.), развитие экологической культуры личности младших школьников (Яковлева Е.В.), ознакомление младших школьников с окружающим миром (Виноградова Н.Ф., Тарасова О. А.), экологическое воспитание средствами туристско-краеведческой деятельности (Буковская Г.В.), экологическое воспитание в процессе обучения и организация практической деятельности в рамках учебных предметов (Плешаков А.А., Сарыбеков М.Н., Барышникова Г.Б.), организация внеклассных занятий природоведческого содержания в начальной школе (Минаева В.М., Китижева Д.М). Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.

Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Решение этой проблемы - непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично воздействовать с окружающим миром и осознавать своё место в природе. Проблемы, связанные с изучением экологической культуры школьников, активно разрабатываются в педагогике.

Необходимо всесторонне изучить проблему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности. В связи с этим тема ВКР является актуальной.

Объект исследования: воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования основ экологической культуры младших школьников во внеклассной работе.

Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить педагогические условия по формированию основ экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.

Гипотеза исследования:

- работа по формированию основ экологической культуры у младших школьников будет проходить более успешно, при соблюдении следующих условий:

- учитель знает теоретические основы формирования экологической культуры у младших школьников;

- учитель владеет методами диагностики уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;

- учитель систематически использует во внеклассной работе следующие методы и приёмы: анализ, наблюдение, экскурсии, загадки, беседы, дидактические игры, творческие задания, самооценка.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятий «экологическая культура», «культура», «экология», «внеклассная работа»;

- выявить специфику методов и приёмов формирования экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе;

проанализировать опыт педагогов – практиков по проблеме формирования экологической культуры в начальной школе;

- организовать и провести опытно-педагогическую деятельность по проблеме формирования основ экологической культуры у младших школьников в процессе организации и проведения внеклассной работы.

Методологические основания исследования: научные труды ученых посвященные анализу данной проблемы в частичности научная работа Дроновой Е.С «Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе».

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, подбор диагностик по проблеме исследования;

- эмпирические: изучение и анализ опыта педагогов – практиков по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа.

- практические: разработка и проведение внеклассных мероприятий, подбор и проведение диагностик, родительского собрания .

Практическая значимость исследования состоит: в разработке внеклассных занятий, экскурсий, заданий на сопоставление дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами начальной школы при организации работы с младшими школьниками по формированию экологической культуры .




База исследования: МБОУ СОШ№ 16 г. Батайска, Ростовской области, 3 класс.

Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из : оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.




ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ


    1. Сущность и определение понятий «экология», «экологическая культура», «культура» «внеклассная работа».

Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить и обожествляли. Термин экология переводится с греческого как учение о доме. Экология изучает абсолютно все воздействия человека на живую среду, она затрагивает множество актуальных вопросов, интересующих человечество. Технический прогресс постоянно развивается, люди мало обращали внимание на окружающую среду, в связи с чем загрязнился воздух, вымирают многие виды животных и растений.

Сейчас миллионы активистов стараются решать экологические проблемы, постепенно улучшая нынешнее положение дел.

Экология, также как и остальные учения рассказывает о многих разделах жизни планеты. Уместить все основные факторы, влияющие на среду, не получится в одном направлении. Получится либо запутаться окончательно, либо и вовсе сбиться с верного пути для решения возникших проблем.

Стоит помнить, что экология зародилась не более 200 лет назад, однако она получила высокую степень значимости наряду с физическими, математическими и химическими учениями. Многие научные сферы не просто затронуты экологией – она берет их в качестве своих основ.

В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение : эколо́гия - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей. [ 24,с.100 ]

По определению из Википедии экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы).[ 27,86]

В большой советской энциклопедии определение экология – это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Э. определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет задачи обновления содержания, методов обучения и достижения нового качества результатов при изучении школьных предметов в развитии экологической культуры ученика начальной школы. В книге С.А. Степанова [21, 48] описывается, что обращение к проблеме развития экологической культуры подрастающего поколения фиксируется в России уже в конце XIX - начале XX века, когда широкое распространение получает уникальное философское направление - Русский Космизм (В.И. Вернадский, B.C. Соловьёв, К.Э. Циолковский, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев и др.). Учёные нового столетия, занимающиеся проблемой становления личности, утверждают, что одним из условий преодоления конфликта между природой, человеком и обществом является развитие «экологической культуры» (З.А. Клепинин, И.Д. Зверев, С.Д. Дерябо, А.М.Макарский, JI.B. Симонова, И.Т. Суравегина) В словаре экологических терминов даётся такое определение «экологическая культура» - способ социоприродного существования человека, выражающий единство человека и природы, развёртывающееся в освоении человеком предметов и процессов природы, ставшими средствами жизни для человека, которое осознаётся им в историческом и индивидуальном развитии». [22,80]

В историческом развитии человека в системе общество-природа можно выделить три этапа экологической культуры. Первый этап, мифологический, как этап целостной культуры, особенностью которого является синкретический тип мышления, неспособный выделить человека из природного мира. Человек был неразрывно связан с природой, являясь её частью. Образы человека-животного нашли отражение в мифологии. Особенностью экологической культуры этого периода: является речевое единство человека с природой, связанное с развитием первобытного искусства.

На втором этапе экологической культуры происходит её дифференциация на отдельные отрасли. К этому времени относится возникновение и развитие антропоцентрического мышления, которое характеризуется не только способностью выделить человека из природного мира, но и возглавившего сложную природную иерархию.

Третий этап экологической культуры характеризуется вновь как целостный. На этом этапе человек осознанно стремится к гармоничному единству с природой, формирует экологическое сознание и мышление. Целью экологической культуры на этом этапе является формирование экологической личности, а инструментом формирования становится экологическая этика.

В учебном пособии Л.И. Егоренкова говорится, что одними из первых компонентов экологической культуры выделили А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина [14, с. 58].

Экологическая культура касается всех сфер материальной и духовной жизни общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования.

И. Д. Зверев полагал, что «экологическая культура - это наличие у человека определённых знаний, убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе» [15, с. 3].

З.А. Клепинин считает, что «экологическая культура – это сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы» [9, с. 94]. Стратегия экологического образования должна включать формирование экологической культуры, предполагающей личную ответственность человека в отношении окружающей природной среды, его собственную деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации.

Большой вклад в развитие экологической культуры российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью образования будущего поколения. Однако и сегодня в этой области воспитания остаётся множество неразрешённых вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребёнок должен узнать раньше, о чём позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.

З.В. Молодцова полагала, что «экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как часть окружающего природного мира» [18, с. 41].

В последние годы возрос интерес учёных и педагогов к исследованию проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся её неотъемлемой частью.

Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологическое воспитание формирует у населения высокую экологическую культуру во всех видах человеческой деятельности, так или иначе, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте все дети получают основы систематических знаний. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом обучении.

А теперь рассмотрим понятие «культура».

Впервые понятие «культура» встречается в «Тускланских беседах» римского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона(106-43 гг. до н. э.). Под понятием культура он подразумевал – «возделывание человеческой души, интеллектуальное, эстетическое, духовное воспитание человека». [9,52]

Самое первое определение термину «культура» дал английский этнограф Эдуард Тэйлор: «Культура-комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». [6,40]

Лотман Ю.М –советский и российский литературовед, культуролог и семиотик считал, что «Культура, прежде всего – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как язык - явление общественное, то есть социальное.» [10,88]

«Культура» - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.[17,66]

Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Обратимся к сущности понятия «внеклассная работа».

Е.И. Афанасьева уверена, что успешность формирования экологической культуры младших школьников возможна, только если использовать весь образовательный потенциал, в том числе и возможности внеклассной работы [3, с.26].

В.П. Коновалов считает, что внеклассная работа – учебно -воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [13, с.67].

А.Н. Пучкова считает, что под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. [20].

А.С. Курбатова пишет, что внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть системы образования. Внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель - это формирование и развитие творческой личности учащегося[16].

С.С. Игнатьева, М.П. Ноговицына, М.Г. Шапошникова уверены в том, что внеклассная работа - система совместной деятельности, содержание которой лежит за рамками образовательной учебной программы начального образования. Внеклассная работа - одно из звеньев процесса воспитания [12].

В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.[20] . Такие формы как : индивидуальная форма, групповая, школьные музеи, массовые формы- экскурсии, праздники, сборы и т.п.

Таким образом, под внеклассной работой в начальной школе понимается - составная часть учебно-воспитательного процесса, совокупность различных форм, видов деятельности и одна из форм организации досуга младших школьников, организованная после уроков с целью развития интереса, расширения кругозора и интересов, экологического образования и развития учащихся.

Мы проанализировали определения понятий «экология», «экологическая культура», «культура» и «внеклассная работа». В нашей работе будем ориентироваться на сущность выбранных понятий, т.к они являются ключевыми. Таким образом, основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологическое воспитание формирует у школьников высокую экологическую культуру во всех видах человеческой деятельности, так или иначе, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Далее для раскрытия нашей темы следует рассмотреть методы и приемы формирования экологической культуры у младших школьников.


    1. Методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников


В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Р.А. Петросова и В.П. Голов под формированием экологической культуры понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют её направление, содержание, методы и приёмы, научность, связь с жизнью, практикой и т. д. [19, с. 117].

А.Н. Захлебный утверждает, что наблюдения и анализ школьниками реальной жизни позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы её улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы [14, с. 38].

Процесс формирования экологической культуры зависит от многих факторов. Он требует применения разнообразных методов и приёмов.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель во время беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

В справочнике Е.В. Пятикрестовской говорится, что на ступени теоретического знакомства ученика с воздействиями общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учётом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность должна формировать ценностные ориентации, развивает интересы и потребности школьников. Увеличивается желание в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.) [20, с. 7].

В программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» в основные задачи реализации курса входит: формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, взаимодействия в социуме [21, с. 3].

Решение задач экологической культуры требует разбора методов и приёмов обучения. Большинство учителей начальных классов отдаёт предпочтение методам и приёмам, рассмотренным Л.П. Симоновой:

- побуждение учащихся к регулярному пополнению знаний об окружающей среде. Поэтому на уроках используются викторины, беседы, сюжетно-ролевые игры, доклады учащихся.

- шаг вперёд в творческом мышлении, умения предугадать возможные последствия взаимодеятельности человека и природы. Для этого привлекаются методы, обеспечивающие формирование умственных навыков. Методы включают в себя: лабораторную работу, анализ, опыт, синтез, беседу, сравнение, установление причинно-следственных связей, наблюдение.

- создание исследовательских навыков, умений, способностей принимать решения и самостоятельно получать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;

Привлечение ребёнка в практическую работу по решению проблем природы местного значения (выявление редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологической тропы, бережное отношение к природе, возрождение леса, агитация экологических знаний: лекции, беседы, плакаты) [19, с. 69].

В формировании экологической культуры учащихся начальных классов важны не отдельные занятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

С.А. Степанов утверждает, что ценностный подход в экологическом образовании реализуется во взаимосвязи естественно-научных знаний, учащихся с социальными аспектами экологии. Специфической особенностью ценностного подхода является то, что проблемы охраны окружающей среды рассматриваются и по отношению к человеку. Широкое понимание ценности природы даёт возможность более полно рассматривать направления её использования человеком и обществом в целом [23, с. 54].

По своему содержанию, организации, методам проведения работа по формированию экологической культуры очень разнообразна: индивидуальная работа; групповая работа; массовые мероприятия.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.

К индивидуальным видам работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представления о строении, образе жизни, развитии живых существ.

С.Н. Николаева к самым распространённым видам групповой работы относит:

Основную форму работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию.

Массовые виды работы: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН [15, с. 14].

З.А. Клепинин выделяет следующие приёмы работы над формированием экологической культуры:

проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы; (лес, поле, сквер), с последующим экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места оформлением собранных материалов;

организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;

ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;

беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных [6, с. 188].

Мы рассмотрели сущность понятия экологическая культура и пришли к выводу, что экологическая культура – понимание личной ответственности человека в отношении окружающей природной среды, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации. Нами также были рассмотрены методы и приёмы формирования экологической культуры: побуждение учащихся к пополнению знаний, шаг вперёд, наблюдения, марафоны и др. используя методы и приёмы для формирования экологической культуры, можно создать благоприятную атмосферу, развивать умение рассуждать детей, ценить, любить природу. Именно от этих особенностей и зависит положительный процесс формирования экологической культуры, но перед этим нужно учесть особенности формирования экологической культуры, которые мы рассмотрим в следующей главе.


    1. Особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе


Для реализации поставленных цели и задач экологического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы, необходима организация и осуществление педагогического процесса, основой которого является создание системы педагогических условий оптимального развития экологической культуры учащихся.

Н.Ф. Виноградова считает, что педагогическим условием эффективного и прогнозируемого развития экологической культуры является проведение диагностической работы, направленной на изучение состояния, уровня экологической воспитанности учащихся младших классов.

Практика показывает, что педагоги не всегда имеют четкое представление о степени сформированности экологического сознания, мышления воспитанников. Успех диагностической работы обусловлен целым комплексом качеств, необходимых педагогу: умением грамотно ставить задачи, отбирать и строить систему методов оценки, осуществлять процедуру педагогической диагностики, обрабатывать и анализировать результаты и др. [6, с. 20].

Систематическая диагностическая работа способствует изучению экологической культуры личности младшего школьника, как в целом, так и в сравнительном плане отношений ребенка к экологическим ситуациям, проблемам, новым знаниям.

Ведущими методами диагностики сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста является наблюдение, анкетирование, метод неоконченных предложений. Использование этих методов нацелено на выявление знаний воспитанников об окружающей природе и природоохранных действиях, ценностях личности и ее готовности к участию в воспитательной деятельности.

Самым главным методом оценки в младшем школьном возрасте является наблюдение. Наблюдая детей в общении, деятельности, игре, педагог видит индивидуальный рост каждого ребенка в сфере природы и ее охраны, отслеживает приобретение им новых знаний, умений и навыков, совершенствование черт характера в экологическом направлении, корректирует на этой основе свою деятельность по формированию экологической культуры. Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе.

Принципиально отметить, что поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности воспитуемого, которых хочет достичь педагог. Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели педагога, воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны.

В качестве реальных источников педагогического целеполагания выступают:

1) запрос общества как его потребность в определенном характере воспитания, выражающийся в объективных тенденциях развития общества и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан;

2) ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность;

3) педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого» [24, с. 107].

Важным является умение отбирать систему средств для решения задач, поставленных в процессе целеполагания. Это умение, в первую очередь, определяется способностью соотносить поставленные цели и задачи развития экологической культуры младших школьников с имеющимися в распоряжении учителя средствами педагогической деятельности. Успешности деятельности также способствует развитие навыков отбора содержания воспитания, планирования этапов работы, подбора оптимальных методов, приемов, технологий, способствующих формированию экологической культуры учащихся младшего школьного возраста и соответствие (адекватность) используемых содержания, средств и методов обучения цели и задачам формирования экологической культуры.

Необходимым условием для формирования экологической культуры младших школьников, так же является включение младших школьников в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе. Организация целенаправленного долгосрочного практического участия ребенка в охране природы, которое предполагает его сознательные экологические действия, выступает основой экологического развития личности, формирования индивидуальных экологических ценностей.

Исследователями доказано, чтобы при выявлении склонностей и способностей ребенка, надо обладать опытом самых разных взаимодействий с самыми разными объектами мира. Справедлива в этой связи мысль В.Б. Тугова: «Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: «Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке... Сознание формируется в процессе деятельности» [10, с. 38].

Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать.

Включение учеников в различные виды природоохранной деятельности протекает в рамках системного подхода в образовании и воспитании. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Поэтому организация субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогическими кадрами при проведении природоохранной деятельности, широкое взаимодействие с родителями учащихся является важным педагогическим условием эффективного формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе. Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяет учителю более эффективно осуществлять экологическое воспитание учащихся начальных классов. [25].

Успешность формирования экологической культуры во многом обусловлена единством учебной и внеклассной работы с организацией рефлексивной деятельности.

Усиление опытно-экспериментальной работы созданием ситуаций успеха по каждому виду деятельности – одно из важных педагогических условий эффективного формирования экологической культуры младших школьников. Отличительной чертой младших школьников является недостаточное развитие воли: ребенок еще не умеет концентрироваться на достижении поставленной цели, целеустремленно преодолевать трудности и препятствия. В случае неудачи он может потерять веру в свои силы и возможности. Поэтому в педагогической деятельности чрезвычайно важным является умение учителя создать ситуацию успеха для каждого ученика, помочь ребенку преодолеть сомнение, напряжение в сложных ситуациях, неуверенность в собственных силах и т.п. [23].

В эпоху технологического прогресса, быстрого развития инновационных технологий необходимо их активно применять как формирующее экологическую культуру средство, которое поможет повысить эффективность внеклассной работы, детально изучить вопросы экологического характера. В младшем возрасте дети лучше воспринимают объекты и процессы, которые они могут наблюдать, ощущать. Благодаря использованию ИКТ ( информационные и коммуникационные технологии) можно значительно расширить круг изучения тем экологической направленности, продемонстрировать детям последствия не соблюдения экологических норм или возможности изменения экологической ситуации на планете благодаря повышению экологической культуры в глобальных масштабах. Но, не смотря на все плюсы использования ИКТ, ни в коем случае нельзя забывать о том, что эти технологии лишь средство и не смогут заменить опыт приобретённый ребёнком в процессе исследования природных объектов.

В связи с этим, во внеклассной работе будет обоснованно использование метода «образования в природе». Этот метод заключается в изучении детьми природных явлений и объектов не только «по книжкам», но и в реальных условиях: на экскурсиях, в проведении опытов и экспериментов и т.д. Подобная наглядность и возможность прочувствовать суть и важность изучаемых процессов в природе в значительной степени повышает интерес учащихся к экологическим проблемам.

Для формирования экологической культуры младших школьников также не стоит забывать о проектной деятельности. Проектный метод способствует развитию интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым фактором формирования экологической культуры учащихся. Проектная деятельность помогает, очевидно соединить теоретические идеи с жизнью, требуют гражданской активности, нравственного выбора, формируют мотивацию. Чрезвычайно ценным будет участие в проектной деятельности родителей, которые получат возможность вместе с детьми освоить нормы осознанного отношения к природе и перенести экологические идеи в контент семейного воспитания. [9, с. 14]

Формирование экологической культуры должно проходить в комфортной для ребёнка среде. На формирование образовательной среды оказывает влияние много факторов: и выбранная учебным учреждением концепция обучения, и особенности детско-взрослого общения, и коммуникативная сфера, и организация жизненного пространства.

В условиях эколого-развивающей образовательной среды для учителя становится актуальной новая функция - воспитание личности с новым экологическим типом мышления, владеющей мировоззренческими экологическими понятиями, имеющей положительный опыт экологически оправданного поведения в природе. В силу этого работу, направленную на развитие экологического мировоззрения учителю «необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям». Приоритетность задач выживания никогда не даст возможность стать актуальными задачам развития, внеклассная работа по формированию экологической культуры будет рассматриваться только как обременение[18].

Педагог И.Д. Зверев писал, что, для того чтобы разобраться в системе образования необходимо всесторонне изучить проблему учительства. «Задавленный огромным количеством уроков, бесчисленными циркулярами, безденежьем, учитель, по его многочисленным утверждениям, нуждается в защите». Жестоко что-либо требовать от людей, предварительно не предоставив им возможности выполнить требуемое. Ощущение психологического дискомфорта, как со стороны учителя, так и со стороны школьников - это непреодолимое препятствие на пути формирования личностно и эколого-развивающей образовательной среды. [11, с. 97].

Мы познакомились с некоторыми особенностями формирования экологической культуры во внеклассной работе и пришли к выводу, что для эффективного и прогнозируемого развития экологической культуры, важным является проведение диагностической работы и в первую очередь наблюдение. Важным на наш взгляд условием формирования экологической культуры младших школьников является включение обучающихся в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе. Мы выяснили, что только комплексное использование всех доступных форм и средств внеклассной работы (ИКТ, «образование в природе», проектная деятельность, пропаганда эстетической ценности природы, беседы, рассказы, читательские конференции и др.) способствуют полноценному развитию у детей экологического мышления, осознанию преимуществ экологически целесообразного поведения, развитию экологического мировоззрения, а в итоге формированию экологической культуры.

На основании изученного мы сделали вывод, что экологически – культурная личность – результат эффективного экологического образования в комфортной для участников образовательного процесса эколого – развивающей среде.

Изучив теоретический материал по данной проблеме, мы познакомились с сущностью понятий «экология», «экологическая культура», «культура», «внеклассная работа» и их целями и принципами. Мы рассмотрели методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников, исходя, из этого поняли что, используя эти методы и приёмы можно создать благоприятную атмосферу, развивать умение рассуждать детей, ценить, любить природу.

В следующей главе нами будет представлены опыт педагогов – практиков по данной проблеме, а также проведенная нами опытно-педагогическая деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.



ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Изучение опыта педагогов-практиков по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе

Изучив теоретические основы проблемы нашего исследования, мы понимаем значимость опыта педагогов-практиков и рассмотрим его в этом параграфе.

Проанализируем опыт Дроздовой Л.В учителя начальных классов МОУ СОШ №1, Забайкальского края, пгт. Дарасун.

Дроздова Л.В считает, что основной задачей первой ступени формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста - пробуждать и развивать чувство ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно - эмоционального восприятия, способствует освоению элементарных практических навыков и правила поведения во время прогулок и экскурсий. [9]

На протяжении нескольких лет преподавания в школе где работает Дроздова Л.В накоплен некоторый опыт. Экологическое воспитание учащихся реализуется в рамках программы системы "Чистая Земля XXI век". Эта программа имеет три ступени способствует возрастным особенностям детей, и предполагает использование новых и уже апробированных отечественных и зарубежных специалистов педагогических методов и приемов совокупность в определенной системе дают высокий воспитательный эффект. Краеведо - туристическая деятельность младших школьников является организуется в течение всего учебного года по сезонам циклам форме эколога - краеведческих игр- экспедиций: "Айболит"- 1 класс, "Разведчики природы" -, 2 -3 классы, "Светлячки" - 4 класс.

"Айболята" знакомится со своим ближайшим окружением: школы, школьным двором, пришкольным участком, учатся вести наблюдение за живой и неживой природы в разное время года.

Задача втором этапе - создание образовательной среды позволяющий освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наука о земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения; освоить некоторые, то есть навыки.

Главное лаборатории по изучению природы для "Разведчиков природы" становится парк, водоем, лес, луг. Дети узнают о взаимосвязи между растениями и животными, между животные в лесу, на лугу, водоема; о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство "Светлячков" еще более расширяется. Это позволяет младших школьников развивать свои представления о природных сообществах, как совокупность совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представление о природное равновесие и роли человека в его сохранении.

Задача третей ступени заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знания формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействия все объекты, осознать роль человек как сына природы ее главной преобразующей силы, способствует формированию понимание того , что усилие каждого человека значимы для микро - и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение изучаемой природной системе через изобразительно и практическую деятельность.

Таким образом Лариса Владимировна в своей работе применяет следующие методы и средства по воспитанию культуры младших школьников. В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и самим собой предлагается экологизированная туристко- краеведческая деятельность. В современной воспитательно-образовательной системе туристко-краеведческая деятельность учащихся рассматривается как эффектное средство. позволяющее решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.

Близость туристко-краеведческой деятельности к учебной заключается в том, что овладение знаниями происходит в процессе проведения специально-организованных занятий. Главное же их отличие в процессе туристко- краеведческой деятельности познавать окружающий мир целостно, а не по предметно, ставить комплекс воспитательно - образовательных задач, решение которых способствует воздействию на все сферы личности ребенка, и интегрировать все стороны воспитания. Занимаясь туризмом и краеведением, дети удовлетворяют свою потребность в физической активности, получают возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира непосредственно в природе, где моно не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, удовлетворяют потребность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в самоутверждении и положительной самооценке.

Еще одним методом воспитания экологической культуры является проект. Апробация методов проекта в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания (в нашем случае экологической культуры) возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов.

Отличительные черты проектного метода:

1. Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня...

2. Школьные проекты представляют собой как бы копии различных сторон хозяйственной жизни страны, чем обуславливается служебное подчинение или так называемых школьных предметов.

3. Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое принципу самодеятельности, и от всего сердца производимой работы ученика. Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами себе наметить программу занятий и интенсивно ее выполнять для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое...

4. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практически выполнение ее.

Далее проанализируем опыт Бурчегановой О.А учителя начальных классов «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области». Бурчеганова О.А считает - что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

Педагог повествует, что если определять степень новизны ее педагогического опыта, то по определенной классификации, это “третий уровень творчества”, который предполагает адаптацию к конкретным условиям уже известных методов и средств. Опыт формировался на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополняемой участием ее учащихся в работе школьного научного общества.

Опыта педагога заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известного в условиях малого города.

На основе изучения опыта своих коллег, у нее сложилась своя система по формированию эко культуры младших школьников. В определенном смысле – это совокупное творчество учителей разного возраста и специализации, но объединенных желанием привить любовь к природе и воспитать экологически культурную личность.

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы. В описании технологии опыта своей педагогической деятельности считает целесообразным определить цели своей работы.

Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.

Технологию опыта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:

Подготовительный этап. Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;

Выбрана программа преподавания окружающего мира. (А.А. Плешаков, программа “Зеленый дом”);

Урочные занятия дополняются занятиями экологического кружка.

Этап внедрения технологии.

Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные) и др.;

Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;

Этап совершенствования.

Организация системной работы;

Содержательное расширение практической деятельности;

Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;

Участие в экологических конкурсах различного уровня.

Мониторинг эффективности технологии.

Проведение мониторинга:

Сформированной у учеников системы знаний;

Осознанного ценностного отношения школьников к природе.

Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”).

Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Несмотря на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:

дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.

Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

На уроках русского языка работу по формированию экологической культуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой.

Таким образом, Ольга Анатольевна в своей работе исследует следующие направления работы:

Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).

Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц).

Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка я использую следующие формы работы:

наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

экскурсии в природу;

беседы, доклады, сообщения;

выпуски стенгазет;

экологические игры;

праздники;

исследовательские проекты.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы . Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.



2.2. Опытно-педагогическая деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе

Практическое исследование по теме работы «Педагогические условия формирования основ экологической культуры в процессе организации и проведении внеклассной работы», было проведено в период с 26.04.2021г. по 22.05.2021г. Базой исследования стала МБОУ СОШ №16 г. Батайск Ростовской области, в 3-ем классе. Школа обеспечивает начальное общее, основное общее и среднее общее образование обучающихся.

В классе, в котором проводилось исследование, в составе 21 человек. Все дети практически одного возраста. В классе 11 девочек и 10 мальчиков. Из беседы с учителем Мухиной М.А, было выяснено, что уровень знаний класса средний. Есть ученики с ярко выраженным интеллектуальным потенциалом. Некоторые испытывают трудности в учении, так как невнимательны и часто отвлекаются, есть те, кто часто невнимательно выполняют задания. По оценке учителя, знания у учеников, об основах экологической культуры недостаточно сформированы, и на это стоит обратить внимание.

Опытно-педагогическая работа по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе проходила в три этапа:

1 этап – начальный. Целью этого этапа являлось выявление уровня сформированности экологической культуры младших школьников путем проведения диагностики.

2 этап – основной. Специфика работы заключалась в разработке и реализации на практике заданий, направленных на развитие формирования экологической культуры у младших школьников в процессе проведения внеклассной работы.

3 этап – заключительный. Повторное проведение диагностики и сравнительный анализ полученных результатов.

Диагностика, проведенная на начальном этапе исследования для выявления исходного уровня сформированности экологической культуры младших школьников, была проведена на базе 3 «В» класса. Ученикам были предложены задания с открытой формой ответа. При анализе и обработке ответов учеников мы пользовались таблицами 1-3. Выявление уровня развития экологической культуры младших школьников мы проводили с помощью диагностики. При выборе оценочных критериев, показателей и диагностических заданий мы опирались на диагностические методики в системе экологического образования Л. В. Моисеевой [28].

Мы выделили три уровня сформированности экологической культуры: высокий, средний и низкий, а так же выбраны показатели ЭК, такие как – экологические знания, культура чувств, и экологические знания, выраженные в поступках, В соответствии с этим, по 3 уровням были описаны показатели экологической культуры . см. табл. 2.1. (Приложение 1)

Для определения уровня экологической культуры нами были обозначены рамки в балльной системе оценивания. Из таблицы с диагностическими заданиями см. табл. 2.2 (Приложение 2) видно, что каждый вопрос предполагает 3 эталона ответов, которые в свою очередь определяют уровень сформированности того или иного показателя см. табл. 2. 1.(Приложение 1)

Соответственно: если ответ ученика соответствует 1 варианту эталона ответа, ему начисляется 3 балла, что соответствует высокому уровню; если ответ соответствует 2 варианту эталона ответа, начисляется 2 балла, что свидетельствует о среднем уровне; если ответ ученика соответствует 3 варианту эталона ответа, начисляется 1 балл, что говорит о низком уровне. В обобщенном и структурированном виде, эти данные представлены в таблице см. табл 3. (Приложение 3)

Результаты по методике Л. В. Моисеевой предоставленны в Диаграмме 2.1 и Диаграмме 2.2

Диаграмма 2.1.

Уровень сформированности экологической культуры, на начальном этапе формирования экологической культуры у обучающихся 3 класса МБОУ СОШ №16 г.Батайска, исследование в %

На диаграмме 2.1. показаны в обобщенном виде, результаты входной диагностики. Так, из всех опрошенных (21 человек), только у 5% (что составляет 1 человек) был выявлен низкий уровень сформированности экологической культуры, у 81% опрошенных (17 человек) – средний уровень, и у 14% (3 человека) выявлен высокий уровень сформированности Э.К



Диаграмма 2.2.

Анализ результатов на начальном этапе формирования экологической культуры по каждому показателю Э.К

Самое высокое значение (2,2) принадлежит показателю - культура чувств. Это говорит о том, что дети эмоционально сопереживают природе. Данные чувства побуждают учеников соблюдать определённые правила поведения в природе, предусматривать последствия своих действий, а также познавать и открывать для себя что-то новое в окружающем мире. Одинаковое значение таких показателей как, экологические знания и знания, выраженные в поступках, свидетельствует о том, что дети активно оперируют уже полученными знаниями и могут применять их в жизни, что является немаловажным фактором в формировании экологической культуры.

Таким образом, диагностические процедуры помогли определить точную направленность и планирование дальнейшей работы по формирования экологической культуры.

На основном этапе, в ходе нашего исследования была проведена внеклассная работа, направленная на развитие и формирование экологической культуры у младших школьников. Каждое занятие было разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Был проведен классный час (Приложение 4) на тему: «Экологический калейдоскоп».

Цель занятия: формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.

Задачи: воспитывать экологическую культуру (видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды).

На занятии мы использовали несколько методов и приемов на формирование познавательного интереса направленного на формирование Э.К у обучающихся.

Далее на этапе Актуализация опорных знаний, использовали метод беседа, рассказ, метод стимулирования занимательным содержанием. Из рассказа ученики узнали что такое «Экология», и прослушали историю про «Царство природы». Ребята слушали и осмысливали, а в конце истории были заданы вопросы на восприятие истории, и выслушано их мнение

На этапе Операционно-исполнительский этап был применен метод использование игр и игровых форм. Играли в игры.

На этапе Самостоятельная работа была организована работа в группах, ребята выполняли задания в карточках, комментировали свои результаты.

Все обучающиеся на протяжении всего занятия, были достаточно активны и заинтересованы темой.


Классный час (Приложение 5) на тему: «Экологическое ассорти».

Цель: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; воспитывать экологическую культуру; выяснить знания о правилах поведения на природе;

Классный час был организован в форме виртуальной экскурсии, на этапе Актуализации знаний с помощью метода иллюстрации, учащимся был вывешен плакат стихотворения Е. Евтушеко, с помощью которого подвели к теме занятия.

На всем этапе Открытие нового знания, мы реализовывали поставленные задачи и формирование познавательного интереса. Детям была показана презентация на тему « Эко репортаж», а также, просмотр видеоролика «Не рвите цветы». Работая в группах отгадывали тематический кроссворд с загадками. Нами были применены такие методы: использование игр и игровых форм, игра, метод взаимной проверки,рассказ,беседа, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, метод стимулирования занимательным содержанием.

На этапе самостоятельная работа, под музыку ученики работали в парах. Ученики рисовали запрещающие знаки, которые показывают отрицательное воздействие человека на мир растений.

В конце занятия была организована выставка рисунков, ребята, участвуя в проекте «Береги природу», нарисовали рисунки, подобрали загадки, пословицы и поговорки о бережном отношении к природе.

Занятие было проведено с использованием ИКТ.

На протяжении всего занятия, дети были вовлечены в работу и заинтересованы.


Классный час на тему "Сохраним природу Земли"

Цель: Формирование экологической культуры и экологического сознания младших школьников.

Занятие проходило с помощью ИКТ. На этапе Актуализация знаний для определения темы занятия ,были показаны слайды с фото пейзажей времен года.

На основном этапе Открытие нового знания, ученикам были предоставлены пословицы, правила поведения в природе, подводящие к формированию экологической культуры. Вопросы и загадки: «Отгадай загадку, скажи скороговорку, реши задачу», викторина «А знаете ли вы ?».

На этапе Самостоятельная работа, была организована практическая работа в группах, задание «Убери мусор», (Дети выходят к интерактивной доске и убирают ненужные картинки).

Планируемые результаты реализовывались на всех этапах внеклассного занятия с помощью методов: рассказ, демонстрация, рассуждение, метод стимулирования, игры, иллюстрация, метод создания ситуаций творческого поиска, работа в группах.

Следует отметить, что на протяжении всего урока, ученики взаимодействовали друг с другом, активны и заинтересованы темой занятия.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив проблему, мы решили ряд задач. Решая первую задачу, мы раскрыли сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Мы пришли к выводу: «интерес» - в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

«Познавательный интерес» - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Он не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебной деятельности и свидетельством её правильной организации.

Успешное формирование познавательного интереса возможно лишь при создании определенных педагогических условий, благоприятствующих их формированию. Главная задача учителя в начальной школе правильно организовывать уроки и вызывать неподдельный интерес у учащихся к урокам.

Далее, решая вторую задачу, мы изучили актуальность проблемы и особенности использования регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей.

Знание своей народной региональной культуры во всех ее проявлениях, видение ее как части общекультурных ценностей способствует тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений - такова задача сегодняшнего учителя.

Во втором параграфе мы проанализировали опыт педагогов – практиков по проблеме исследования и рассмотрели диагностические материалы по выявлению уровня развития познавательного интереса младших школьников.

Решая третью задачу, можно сделать вывод, что региональный компонент воспитывается через систему занятий на уроках окружающего мира с использованием различного рода занятий по развитию познавательного интереса: экскурсии, викторины, знакомство с символикой Ростовской области. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, но и активно творческой работы, направленной на достижение конкретного и значимого результата.

Решая четвертую задачу, мы пришли к выводу, что диагностика по выявлению уровня развития познавательного интереса является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования.

Таким образом, цель исследования – теоретически изучить и практически выявить педагогические условия применения регионального компонента на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса у младших школьников, достигнута.

Гипотеза исследования - работа по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить эффективно, если:

- учитель знает теоритические основы проблемы использования регионального компонента как средство развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира;

- учитель использует региональный компонент для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира;

- деятельность учителя по развитию познавательного интереса осуществляется в системе.Доказана.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



        1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). - 3 с, - 56с.

        2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] Просвещение 2009 - 4с, - 5с

        3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 2011. -179с.

        4. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания [Текст]/Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2010. – 15с.

        5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 27с.

        6. Баранова Э. А. Диагностика позновательного интереса у младших школьников [Текст] СПБ: Речь, 2005, - 8с, - 71-72с, - 72-74с, - 87с, - 128с.

        7. Белогуров А. Ю. Супрунова Л. Л. Поликультурный аспект национально - регионального компонента содержания общего образования. Творческая работа [Электронный ресурс] режим доступа: http://abelogurov.narod.ru/works/text2.html

        8. Волчкова Е. А. Авторская рабочая программа [Текст]2020г.

        9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996.-19 с., -20с.

        10. Давыдов, В. В. Психологический словарь [Текст]/ В.В. Давыдов.- М.: АСТ, 2010. – 34с.

        11. Евсикова, Н.И. Опыт изучения некоторых аспектов эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах [Текст]: Серия 14 / Н.И. Евсикова.- М.: Психология, 2013. – 68с.

        12. Кислицын С. А., Кислицына И. Г. История донского края. Ростов – на – Дону [Текст]: Донской издательский дом, 2004г. – 4с, 5с, 153с.

        13. Кулешова Л. Г. Диссертация «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности» [Текст].

        14. Лернер. И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с. С- 190.

        15. Левитова Н. Д. Способности и интересы [Текст] / под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого.- М.:АСТ, 2010. -46с, 50с, 52с.

        16. Лихачёв Д. С. Экология культуры. Творческая работа.[Электронный ресурс]2007г.режим доступа: https://pereyaslavets.livejournal.com/74660.html

        17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 2011. – 36с, - 270с.

        18. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе[Текст]/ Н.Г. Морозова.- М.: Знание, 2010. – 50с, - 97с, - 168с.

        19. Немов, Р.С. Психология[Текст]: в 2-х частях / Р.С. Немов.- М.: Просвещение, 2011.-Ч. 2. С-

        20. Остапенко И. Г. Формирование позновательных интересов у младших школьников [Электронный ресурс] 2018г. режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-formirovanie-poznavatelnih-interesov-u-mladshih-shkolnikov-3324728.html

        21. Петровского А.В. Педагогический словарь [Текст] / Академия,2011. С- 24.

        22. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии [Текст] / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 29с.

        23. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 74с, 96с, 238с.

        24. Сухаревская. Е. Е. Программа вариативного курса « Доноведение » для начальной школы 1 – 4 классы: Внеурочная деятельность [Текст] / Ростов – на – Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2011. – 3с, 5с

        25. Ханова Г. В. «Внедрение национально - регионального компонента на уроках окружающего мира» [Электронный ресурс] 2010г. режим доступа: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/571528

        26. Чернышова М. Л. « Национально – региональный компонент в начальной школе». [Электронный ресурс] 2017г. режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/natsional-no-rieghional-nyi-komponient-v-nachal-no.html?login=ok

        27. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии [Текст] / Г.И.Щукина. М.: Просвещение, 2006. – 74с, - 78с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Бланк вопросов:

1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры на уроках окружающего мира.

2. Делать выводы с помощью учителя на уроках окружающего мира.

3. Выполнять задания по окружающему миру.

4. Узнавать какие животные обитают в регионе.

5. Самому составлять задания по окружающему миру.

6. Подготовить сообщение по определённой теме.

7. Узнать, почему предмет называется определённым словом.

8. Самому составлять схемы к определённому заданию.

9. Узнавать названия редких растений и животных обитающих в нашем регионе.

10. Слушать, когда учитель рассказывает что–то необычное.

11. Узнавать о животном мире.

12. Делать самому выводы на уроках окружающего мира по пройденной теме.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ученикам предложены конверты с вопросами конкретной направленности:

1 конверт «Эта удивительная природа донского края »

Вопросы:

1) Какие растения растут в нашем регионе?

2) Какие растения занесены в красную книгу?

3) Какую пользу приносят растения?

2 конверт «Природа Донского края».

Вопросы:

1) Какие животные обитают в нашем регионе?

2)Какие животные занесены в красную книгу?

3)Какую пользу приносят животные?

3 конверт «Мы и наше здоровье».

Вопросы:

1) Почему ты выбрал этот конверт? Можно ли сказать, что человек является частью природы? Почему?

2) Приведи примеры пословиц о здоровье.

3) Что нужно делать для сохранения здоровья?

4 конверт «Жизнь на Дону».

Вопросы:

1) Какие ты знаешь обычаи, обряды и праздники на Дону (зимние)?

2) Когда день рождения города/села в котором ты живешь?

3) Кто прославил Донскую землю?

5 конверт «Пустой».

Направленность: отсутствие интереса, к какой - либо деятельности.

В этом конверте отсутствовали вопросы.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

  • Назови свой адрес в мире.

  • Назови государственные символы России.

  • Как выглядит флаг России? Расскажи о нем все, что можешь.

  • Как называется регион, в котором мы живём?

  • Расскажи о гербе своего региона.

  • Какие народы России ты знаешь? Почему их называют

братскими?

  • Какие достопримечательности есть в нашем городе/ поселке?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!