СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа на тему : "Дидактические игры как средство развития геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последнее время в обществе наблюдается активная эволюция жизни благодаря повсеместной компьютеризации. Чаще всего от человека требуются гибкость мышления, скорость ориентировки, нестандартный подход к решению глобальных и незначительных задач.

На сегодняшний день имеющиеся научные разработки не всегда востребованы образовательной практикой в дошкольном образовательном учреждении, что и определило актуальность и выбор темы исследования.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа на тему : "Дидактические игры как средство развития геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста".»


За последнее время в обществе наблюдается активная эволюция жизни благодаря повсеместной компьютеризации. Чаще всего от человека требуются гибкость мышления, скорость ориентировки, нестандартный подход к решению глобальных и незначительных задач.

На сегодняшний день имеющиеся научные разработки не всегда востребованы образовательной практикой в дошкольном образовательном учреждении, что и определило актуальность и выбор темы исследования, проблема, которого формируется следующим образом: каковы особенности использования дидактических игр в процессе развития геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс развития геометрических представлений у детей среднего дoшкольнoго вoзраста.

Предмет исследования: дидактические игры и упражнения как средство развития представлений о геoметрических фигурах.

Гипотеза исследования состоит в предложении о том, что дидактические игры на конструирование, сравнение, преобразование способствуют развитию геометрических представлений детей среднего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе средней группы, МКДОУ "Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории", Курская область, поселок Золотухино. Всего в исследовании принимали участие 20 детей, посещающие среднюю группу: из них 9 девочек и 11 мальчиков.

Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На начальном этапе работы воспитанники были условно разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек. Мной были разработаны специальные диагностические задания, позволяющие выявить уровень развития геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста (высокий, средний или низкий). В констатирующем эксперименте, работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Если ребенок давал правильные самостоятельные ответы, то ребенку после выполнения каждого задания присуждалось 2 балла. Это высокая оценка уровня сформированности геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Дети, которые допускали ошибки, но при этом имели более половины правильных ответов, получали по 1 баллу за каждое задание. Это характерно для среднего уровня сформированности геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Если воспитанник совершал систематические ошибки, имел менее половины правильных ответов , то ему начислялось 0 баллов за каждое задание. При этом ребенок показывал низкий уровень сформированности геометрических представлений.

Рассмотрим более подробно применяемые диагностические задания на констатирующем этапе. Они были направлены на выявление умения быстро находить необходимую геометрическую фигуру определённого размера и цвета, группировать фигуры по какому — либо схожему признаку, сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета, выкладывать геометрические фигуры по условиям, сосредотачиваться на поставленной задаче, логически мыслить («Геометрическое лото»,«Составь фигуру из палочек», «Подбери предмет к геометрической фигуре», «Четвертый лишний», «Чего не хватает», «Найди части»).

Данные, полученные в результате диагностики, дают возможность выявить три эмпирических уровня: Высокий — от 10 до 12 баллов, Средний — от 6 до 9 баллов, Низкий от 0 до 5.

Констатирующий эксперимент позволил выявить

в экспериментальной группе следующее: 20% воспитанников показали высокий уровень развития геометрических представлений — это Роман П., Екатерина М.; 60% детей имеют средний уровень развития — это Алексей С., Евгения П., Игорь Б., София Г., Василиса С., Александр П.; 20% низкий уровень развития геометрических представлений — это Яна Ч., Егор К.

В контрольной группе 10% воспитанников имеют высокий уровень геометрических представлений — это Алексей Т.; 70% детей показали средний уровень — это Тимур К., Паша Ч., Мирослав К., Егор Ш., Татьяна Р., Степан К., Ольга П.; 20% воспитанников показали низкий уровень развития геометрических представлений — это Анна Б., Айлин К.

Следует отметить, что дети с низким уровнем развития являются вновь прибывшими, прошедшими адаптационный период. Базовый уровень знаний у данных воспитанников оказался на момент констатирующего эксперимента ниже среднего.

Экспериментальные исследования показывают, что большинство детей в обоих группах имеют средний уровень развития геометрических представлений.

Однако результаты среднего балла разнятся на 1,1 балла в пользу детей экспериментальной группы. Полученные результаты проведенных исследований позволил дать направление будущей работе по формированию геометрических представлений, которая представлена в формирующем эксперименте.

Методическая работа реализовывалась на основе разработки и внедрения в образовательный процесс дошкольников среднего возраста дидактических игр геометрического содержания на конструирование, сравнение, преобразование, взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.

На формирующем этапе были представлены дидактические игры на сравнение геометрических фигур. Например, игры:

1. «Помоги Буратино подобрать фигуру».

Дидактическая задача: закрепление представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать геометрические фигуры, сравнивая с образцом.

2. Дидактическая игра: «Найди предмет по форме».

Дидактическая задача: учить детей соотносить формы предметов с образцами геометрических фигур.

    3. Дидактическая игра « Подбери по форме».

    Дидактическая задача: учить воспитанников определять форму предмета, не учитывая других его признаков: цвета, величины.

    4. Дидактическая игра. "Чудесный мешочек".

    Цель: способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь.

Также в работе с детьми мной были использованы дидактические игры на преобразование, которые несомненно способствовали развитию геометрических представлений у воспитанников. Например, такие игры как:

        1. Дидактическая игра: «Сложи фигуру».

        Дидактическая задача: учить составлять из частей целые геометрические фигуры, закреплять их название.

        2. Дидактическая игра: «Составь фигуру».

        Дидактические задачи: развивать умение составлять геометрические фигуры из представленного количества палочек, способствовать развитию логического мышления.

    3. Дидактическая игра «Нарисуй чудо».

    Дидактическая задача: способствовать развитию умения без подготовки нарисовать изображение с использованием геометрических фигур и придумать ему название (уточнить, на что похоже).

    4. Дидактическая игра: «Мастерская форм».

    Дидактические задачи: способствовать самостоятельному воспроизведению различных геометрических фигур.

Для развития геометрических представлений у детей среднего возраста мной были разработаны и применены в работе дидактические игры по конструированию.

1. Дидактическая игра: « Кубики».

Дидактическая задача: обогащать знания детей о геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение присоединять одну часть к другой.

    2. Дидактическая игра: «Танграм».

    Дидактическая задача: развивать умение создавать из комплекта геометрических фигур, разнообразные силуэты, способствовать развитию конструктивного мышления.

    3. Дидактическая игра: «Построй домик для матрешки».

    Дидактические задачи: способствовать умению строить домик из отдельных деталей конструктора, совершать действия в нужной последовательности.

    4. Дидактическая игра: «Геометрический калейдоскоп».

    Дидактическая задача: способствовать развитию умения изменять узор из геометрических фигур разной формы, цвета и величины по образцу.

Материалы: карточки с узором из геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Узор выполнен путем наложения фигур меньшего размера на фигуры большего размера. Набор таких же отдельных фигур.

Ход игры. Детям предлагается по образцу узора, выполненного из геометрических фигур разного цвета, формы и размера, выложить из отдельных фигур такой же узор. Затем рисунок геометрического калейдоскопа может поменяться на усмотрение воспитанника.

В контрольной группе продолжалось образование без использования системы дидактических игр на развитие геометрических представлений. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, целью которого стало проведение четкой системной работы по использованию дидактических игр на основе геометрического материала, как средства развития геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Затем были использованы диагностические задания аналогичные тем, которые были применены на констатирующем этапе. Такие дидактические игры как: («Рассели фигуры в домики», «Построй из счетных палочек», «Найди части»,«Помоги предметам вернуться домой», «Какой фигуры не хватает»? «Что забыл нарисовать художник»? )

На формирующем этапе эксперимента работа каждого ребенка оценивалась. По результатам выполнения заданий выставлялись баллы, которые соответствовали уровню сформированности геометрических представлений.

Если ребенок давал правильные самостоятельные ответы, то ребенку после выполнения каждого задания присуждалось 2 балла.

Дети, которые допускали ошибки, но при этом имели более половины правильных ответов, получали по 1 баллу за каждое задание.

Если воспитанник совершал систематические ошибки, имел менее половины правильных ответов, не мог справиться, то ему начислялось 0 баллов за каждое задание.

Полученные результаты развития геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста представлены на диаграмме в экспериментальной группе. Высокий уровень геометрических представлений имеют 40% воспитанников, а именно Екатерина М., Алексей С., Роман П., Игорь Б. Средний уровень имеют — 60% детей. К ним относятся: Евгения П., Яна Ч., София Г., Василиса С., Егор К., Александр П.. На низком уровне — 0% воспитанников.

В контрольной группе высокий уровень развития показали 10% детей — это Алексей Т. Средний уровень развития имеют — 80% воспитанников. К ним относятся: Тимур К., Айлин К., Павел Ч., Мирослав К., Егор Ш., Татьяна Р., Степан К., Ольга П. На низком уровне развития геометрических представлений был отмечен один ребенок - Анна Б., что составило 10% от общего количества воспитанников.

Анализ результатов контрольного среза показали, что у детей находящихся в экспериментальной группе повысился уровень сформированности геометрических представлений на 1,8 балла в среднем. По сравнению с контрольной группой результат на 1,9 баллов выше. Два ребенка поднялись с низкого уровня развития на средний (Яна Ч., Егор К.) — 60%. Также двое детей в экспериментальной группе смогли достигнуть высокого уровня развития геометрических представлений (Алексей С., Игорь Б.) - 40% от общего количества воспитанников. В контрольной группе результаты по уровням развития детей остались в той же динамике.

Если сравнить результаты исследования в экспериментальной группе, то очевидным является то, что в конце проделанной работы с детьми на низком уровне не осталось ни одного ребенка. Изменения произошли и на высоком уровне. Теперь вместо двух воспитанников, на высоком уровне развития находятся четверо детей.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента позволили сделать вывод, что предложенный нами перечень дидактических игр является эффективным средством развития геометрических способностей у детей среднего дошкольного возраста, что подтвердило нашу гипотезу.

Подведя итог нашей работе, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр в работе с дошкольниками является мощным оружием развития геометрических представлений детей среднего возраста. Таким образом, в результате проведения исследования были решены обозначенные задачи, выдвинутая гипотеза подтверждена. Экспериментальные исследования позволили нам выявить четкую закономерность: заблаговременная и систематическая диагностика, учет возрастных и индивидуальных особенностей, использование развивающих дидактических игр, интегрированные виды деятельности, позволяют усваивать различные способы познания, воспитанники получают возможность осмыслить информацию. Практическая значимость исследования состоит в выработке рекомендаций по развитию интеллектуальных способностей детей, которые возможно будут использованы в педагогической практике воспитателей, педагогов — психологов. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры и упражнения будут способствовать развитию геометрических представлений лишь в том случае, если они будут иметь последовательность действий в определенной системе.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!