СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Выполнение простейших ручных швов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов

«вперед иголку» и «шнурок», обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

  1. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.
  2. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; объяснение нового материала.

Просмотр содержимого документа
««Выполнение простейших ручных швов»»

Урок технологии в 5 классе

по теме: «Выполнение простейших ручных швов»


учитель технологии Карушева М. Ю.

МБОУ СОШ № 28

Тема раздела: «Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов»


Тема урока: «Выполнение простейших ручных швов»


Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов

«вперед иголку» и «шнурок», обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

  1. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

  2. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; объяснение нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (парах).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесохраняющие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности, физкультминутки.

Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; образцы ручной вышивки, выполненные учащимися; раздаточный материал: инструкционно- технологические карты «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва», «вперед иголку» и «шнурок»; карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, рисунок орнамента, иглы, пяльцы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.


Ход урока

    1. Организационная часть урока (3 мин).

Учитель приветствует учеников, знакомится с ними, проверяет внешний вид и организацию рабочих мест учащихся, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

  • создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • организацию предметного содержания, соответствующего возможностям каждого ребенка;

  • определение личностного статуса в коллективной работе.

    1. Вводный инструктаж (5 мин).

  1. Сообщение темы и целей урока, связь новой темы с предыдущей.

  2. Повторение пройденного предметного материала.

Устный фронтальный опрос. Вопросы к учащимся:

  • Какие виды ручных швов вы использовали при изготовлении фартука?

  • Почему эти швы называются простейшими?

  • Где можно использовать простейшие ручные швы?

Студенческие работы

  • Что вы знаете о вышивке?

  • Для чего может использоваться вышивка?

  • Кто из вас умеет вышивать?

  1. Мотивация учащихся

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и вышитых работ учащихся.

Вышивку на Руси использовали для украшения одежды.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите на слайд: одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, потому что богато украшались вышивкой. Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом. Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т. д. Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке, и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары.

    1. Текущий инструктаж (3 мин)

  1. Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ.

Фронтальный опрос по технике безопасности.

  • Каким требованиям должно отвечать рабочее место для рукоделия?

  • Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками и утюгом вы знаете?

  • Как правильно выбрать иглу и заправить в нее нитку?

  • Как правильно выбрать длину нити и отрезать ее?

  • Какие нитки и ткани применяются в рукоделии? для вышивания?

  • Как называется приспособление для натягивания ткани для вышивки?

  1. ШНУ

    МУЛ

    ЦЫ

    ИГ

    ОРНА

    СЧЕТ

    МА

    ВА

    ВКА

    НОЖ


    Для закрепления понятий, с которыми будем работать на уроке, предлагается решить головоломку. В двух столбиках расположены половинки слов, из которых нужно сложить термины, относящиеся к теме урока.

ПЯЛЬ

ВЫШИ

ПАС

КАН

ИНЕ

РОК

МЕНТ

ЛА

НИЦЫ

НАЯ

Ответ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная, ножницы.


  1. Физкультминутка. Упражнение для мышц глаз.

Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.

    1. Изучение нового материала (30 мин).

Сегодня на уроке мы с вами научимся выполнять два ручных шва «вперед иголку» и «шнурок». На следующих занятия освоим другие виды ручных швов, с помощью которых вышьем орнамент «Цветок». Этот орнамент можно использовать для изготовления салфетки, прихватки, носового платка и д. р.

  1. Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах). Учитель знакомит учащихся с инструкцией (учащиеся читают вслух все пункты, и учитель поясняет), затем демонстрирует и комментирует, а учащиеся на своих рабочих местах повторяют основные приемы работы:

  • определение нити основы и нити утка на образце ткани;

  • выбор ткани (гладкокрашенные и набивные);

  • виды ниток для рукоделия (натуральные и искусственные);

  • заправка ткани в пяльцы;

  • выбор цвета нити мулине;

  • определение длины нити и ее отрез (двойная длина локтя, под углом 45 градусов);

  • отделение 3-х нитей от пасмы мулине (работа выполняется в паре);

  • заправка нити в иголку (показывается прием заправки нити, если очень маленькое «ушко» у иглы);

  • закрепление рабочей нити на ткани в начале шва.

  1. Объяснение нового материала. Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т. д. стежки располагают в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Мы будем вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру в один ряд, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ на слайде инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).


  1. Практическая работа №1.

Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «вперед иголку» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок». При выполнении орнамента важно помнить о цветовом решении и подбирать сочетающиеся по цвету нити.

  1. Физкультминутка. Упражнения для рук: сжать пальцы в кулак и с силой, напрягая каждый палец растопырить их – повторить 10 раз, используя считалку: «Вышивали, вышивали – наши пальчики устали. Сейчас немного отдохнем и опять вышивать начнем».

Объяснение нового материала. Шов «шнурок» выполняется в два приема. Сначала по контуру узора выполняются стежки шва «вперед иголку», затем иглу с ниткой (можно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, то получится еще один вид шва «шнурок».

  1. Практическая работа №2.

Учащиеся подходят к учителю, показывающему выполнение шва «шнурок» на ткани, затем на своих рабочих местах самостоятельно выполняют этот шов по нарисованному на ткани орнаменту «Цветок».

Для наглядности на столах, учащихся лежат инструкционно-технологические карты. Учитель подходит к каждой ученице, хвалит, одобряет, помогает и проверяет:

  • все ли приступили к работе и соблюдают правила по технике безопасности;

  • правильность организации рабочего места и выполнения приемов работы;

  • натяжение ткани на пяльцах;

  • закрепление рабочей нити в начале и в конце шва;

  • осуществление самоконтроля за качеством выполнения операции;

  • скорость и качество выполнения работы.

Для осуществления контроля правильного выполнения ручных швов учитель просит учениц по очереди сделать несколько стежков на контрольном образце орнамента (происходит вовлечение в творческую коллективную работу).

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.

После выполнения заданного объема работы необходимо снять ткань с орнаментом и отутюжить.

    1. Итоги урока (3-5 мин).

  1. Общие выводы по теме урока (делают учащиеся). Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

  2. Разбор допущенных ошибок.

  3. Демонстрация лучших работ. Девочек, которые лучше всех справились с ручной работой сегодня, мы награждаем медалью «Юная вышивальщица» (с выставлением оценки «отлично» в журнал и дневник).

  4. Демонстрация коллективной работы (из отдельных стежков ручными швами «вперед иголку» и «шнурок» получился орнамент в виде цифры «5»). Все молодцы!

  5. Домашнее задание: кто не закончил орнамент ручными швами – доделать дома к следующему уроку, а кто справился с работой полностью – сделать еще один круг орнамента на образце в данной технике вышивания.

  6. Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.

  7. Всем спасибо! До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!