СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выписка из пртокола педсовета №4,2017-18уч.год

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мотивация учебной деятельности на уроках математики»Выписка из педсовета. Тема «Мотивация учения – основное   условие качественного достижения планируемых результатов обучения». Выступление на педсовете «Мотивация учебной деятельности на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Выписка из пртокола педсовета №4,2017-18уч.год»

Выписка из педсовета №4

«Мотивация учения – основное   условие качественного достижения планируемых результатов обучения»

Дата:30 марта 2017 года

Цель педсовета:

-проанализировать деятельность школы по предупреждению школьной неуспеваемости учащихся; побуждение учителей, учеников к активной деятельности по повышению качества образования и уровня знаний учащихся на всех ступенях образования

-на основе обобщения опыта, изучения психолого-педагогической литературы, выявить основные причины неуспешности в обучении,  найти пути ее преодоления и способы решения данной проблемы.

Подготовила педсовет инициативная группа в следующем   составе: /Директор школы Ефимова М.В., заместитель директора по УВР Митенкова Н.Л., учитель начальных классов Шаденкова И.А.,  учитель математики Ковалева Т.А.,социальный педагог Мозалева С.В.

Программа педсовета:

1. Доклад на тему «Мотивация учебной деятельности»  (Ефимова М.В.)

2. Создание условий для развития высокой мотивации учебной деятельности школьника, как составляющая качества образования (Ефимова М.В.)

3. «Мотивационная деятельность младшего школьника» (Шаденкова И.А.)

4. «Мотивация учебной деятельности на уроках химии и биологии и создание условий для ее развития» (Митенкова Н.Л.)

5. «Система индивидуальной работы с обучающимися на уроках математики» Ковалева Т.А.

6.«Система работы социального педагога школы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников» (Мозалева С.В.)

7. «Мониторинг успеваемости обучающихся за III четверть» (Митенкова Н.Л.)







Выступление на педагогическом совете «Мотивация учения – основное условие качественного достижения планируемых результатов обучения»

(Из опыта работы Ковалевой Т.А.учителя математики и информатики МКОУ Елмановской ОШ)

Тема выступления: «Мотивация учебной деятельности на уроках математики»


"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются

в прах, если у ученика нет желания учиться”

В.А.Сухомлинский

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Многие формы и методы работы хорошо известны учителям.

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды,ребусы,шарады и т.п.

Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

  • Создание проблемной ситуации.

  • Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

  • Необычная форма обучения: урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов.

  • Разнообразные коллективные способы обучения.

  • Привлекательная цель.

  • Лови ошибку.

  • Нарисуй, как понял.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы ее подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.

Проведение уроков с набором дидактических игр, занимательного материала, загадок, ребусов, занимательных и логических задач позволяют сделать вывод: такие уроки занимательны, доступны и эффективны.

Много внимания уделяется проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Таким образом, применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измерений и построений. А главное информационные технологии – развивают способности читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, позволяют формировать способность саморазвития и самообразования на современной компьютерной базе. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует интересу к ученью.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.

Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и учителями.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Игры на уроках математики

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО по теме «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»

Правила игры:

  1. Для игры учителю следует подготовить два варианта карточек для лото общим количеством по числу учащихся в классе.

  2. Работа проводится по вариантам.

  3. Два ученика (по одному от каждого варианта) вызываются к доске, остальные работают в тетрадях.

  4. Учитель зачитывает вопросы, на каждый из которых отводится 30 секунд. Учащиеся зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на вопросы учителя. Следует помнить, что в карточке для игры может и не быть всех правильных ответов.

  5. Взаимопроверка проводится в парах, сверяясь с доской.

  6. Максимальная оценка за все правильные ответы – 12 баллов.

  7. Учитель подводит итоги по результатам лото и обращает внимание на ошибки. Оценки выставляются по желанию учащихся.


Примеры математических игр.


МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО по теме «ВЕЛИЧИНЫ», МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО по теме «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ», ИГРА «РЕСТАВРАТОР», ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКИ», ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ», ИГРА «КАКОЕ ЧИСЛО ЛИШНЕЕ?», ИГРА «ИЩИ ФИГУРЫ», ИГРА « ОТГАДАЙ СЛОВО».



Информатика

Я уделяю большое внимание в своей работе проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: "В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше школьных учителей, врачей и вообще людей с высшим образованием. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен. Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу "Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений и т.д, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Вы, наверное, часто замечали, что, несмотря на декларации некоторых учеников "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой.

Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.

Можно выделить следующие условия формирования интереса:

  • Вовлечение учащихся в процесс «открытия» новых знаний.

  • Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.

  • Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

  • Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

  • Обучение должно быть трудным, но посильным.

  • Чем чаще оценивается труд учащегося, тем интереснее ему работать.

  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Приемы формирования мотивации к изучению информатики


Прием

Пример применения на практике

Апелляция к жизненному опыту детей

При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Создание проблемной ситуации

Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника?

Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на мой взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д.

Ролевые и деловые игры

В качестве повторения и обобщения в старших классах по теме «Ввод формул в Excel» можно провести деловую игру «Компьютерная фирма»

Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Пример 1. Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения)

Пример 2. При изучении программирования можно предложить стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

Начало светлое весны

Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин,

И говорю я ей: пока!

Пример 3. «Загадочная автобиография»

В бумагах одного чудака математика найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:

«Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была и маленькая семья из 10 детей. Жалованье я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб в месяц» и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

(Ответ: все числа в этом отрывке приведены в пятиричной системе счисления.

«Я окончил курс университета 24 лет от роду. Спустя год, 25-летним молодым человеком, я женился на 19-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 6 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была и маленькая семья из 5 детей. Жалованье я получал в месяц всего 50 рублей, из которых 1/5 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 40 руб в месяц»)

Пример 4. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2. На дисплей неча пенять, коли видеокарта слаба (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)

3. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

4. По ноутбуку встречают, по уму провожают (По одежке встречают, по уму провожают)

5. Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)

6. Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

7. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

8. Вирус не нагрянет – пользователь не перекрестится (Гром не грянет – мужик не перекрестится)

9. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).

Элементы занимательности

Пример1: Игра "Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

  1. Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

  2. Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

  3. Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

  4. В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами.

Пример2. Конкурс "Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например:

«Этот процесс орнитологи называют миграцией»

«Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки»

«Он всегда имел запас калькуляторов»

Присутствие в презентации к уроку у младших школьников анимированных картинок в качестве сопровождения.

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

 

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д.Ушинский




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!