Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие способностей учащихся»
Выявление и развитие способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по – своему. Как найти заветный ключик к каждому? Перед школой, учителем ставится задача: вырастить инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Одной из приоритетных задач школа ставит «развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». Чтобы научить детей владеть словом, необходимо использовать эффективные формы работы, которые развивают творческие способности. На уроках русского языка и литературы учу ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Провожу нестандартные формы уроков: урок-игра ; урок-выставка: демонстрация рисунков, творческих работ. При проведении традиционных уроков литературы использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, использование ИКТ. Использую интерактивную систему обучения, предназначенную для организации тестирования и голосования (система тестирования-голосования) Опросная система – это инструмент контроля знаний, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание. Этот режим дает возможность дать каждому ученику индивидуальные задания, в зависимости от успеваемости учащихся, а также избежать «списывания» в процессе тестирования. Система записывает все ответы учащихся и формирует отчет; документ-камеру, которая позволяет вывести на экран любой рукописный текст, образец прописных букв и другой рукотворный материал, демонстрация которого требуется на уроке. Динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды работы в онлайн-режиме.
Развитию творческих способностей также способствует исследовательская деятельность. При написании исследовательской работы, на мой взгляд, весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования учеником совместно с учителем. Ребятами была проведена огромная работа по изучению жаргона, слов-паразитов, которые наиболее часто встречаются в речи учащихся. В ходе этого проекта ребята встречались с учащимися школы, учителями, работниками школы, проводили различные опросы по выявлению в нашем языке жаргонных слов. Традиционным стало ежегодное проведение «Недели русского языка и литературы». В рамках предметной недели проходят конкурсы и викторины, инсценировки и постановки, внеклассные мероприятия, расширение кругозора, выпуск тематических газет, выпуск брошюр в издательском центре школы, участие в школьной выставке творческих работ учащихся. Также веду кружок «Издательское дело». На занятиях кружка дети учатся работать над текстом, редактировать собранный материал, совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству. Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. Итогом работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности.
Выявление и развитие способностей: Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | 1.Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе и во внеурочной деятельности 2. Проведение нестандартных уроков, включение детей в игровые и предметно-ориентированные занятия; 3.Проведение психодиагностического исследования с использованием методики «Интеллектуальный портрет», методики экспертных оценок по определению одаренных детей; 4.Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; 5.Организация олимпиад по русскому языку и литературе, конкурсов. | 1. Включение в учебный процесс заданий повышенной сложности; 2. Побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета; 3. Индивидуальная работа с хорошо успевающими учащимися, создание для них повышенной «учебной нагрузки»; 4. Обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных заданий повышенной сложности. | |