СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Образовательные: повторить структуру сочинения по прочитанному тексту, особенности определения проблемы, типы проблем, виды комментария. Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля»


План-конспект урока

Ф.И.О. Бабкина О. Д.

Предмет: русский язык

Класс: 11-А

Тип урока: закрепление и систематизация знаний

Тема

 Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля

Цели

Образовательные: повторить структуру сочинения по прочитанному тексту, особенности определения проблемы, типы проблем, виды комментария.
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

Формирование УУД

ЛичностныеУУД:  

  • положительные нравственные качества;

  • действия нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД:

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные УУД:

  • строить монологическое высказывание;

  • вести диалог, слушать собеседника.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;

  • составлять алгоритм действий и пользоваться им;

  • использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования.

Межпредметные связи

 Литература

Оборудование

 Карта урока для ученика, презентация, раздаточный материал, карточки



Ход урока

1. Дорогу осилит идущий

(работа с эпиграфом)


  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня моими помощниками на уроке будут эксперты – учащиеся, которые имеют высокий уровень знаний по русскому языку (фамилии).

2. Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку. До экзамена осталось всего 83 дня.

Задание.

  • Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 83 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ГИА.

  • Проверьте правильность написания. №3

  • Какие числительные вы использовали?

  • Просклоняйте числительное 83 (дня).

(Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях) Проверяют эксперты

Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 83 дня, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.

Синтаксический разбор предложения (один ученик у доски)

Орфоэпическая разминка:

аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, диспансЕр, жалюзИ, мЕстностей, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд, красИвее, мозаИчный оптОвый, прозорлИва, ободрИшься, одолжИт, премировАть

Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».

Эксперты фиксируют оценки в ведомости.

2) Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.

- В каком формате будет проходить экзамен по русскому языку?

- Написание сочинения на основе прочитанного текста.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

5. Тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом:

Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)

6. Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):


7

3) Закрепление и систематизация знаний

8. Давайте вспомним структуру сочинения:

Общую структуру сочинения можно представить в виде следующей ИК2:


Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.

Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.

9. Слово учителя. Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:

- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.

10

Задание

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.

  1. 1.В чем опасность политики национализма?

А. Философская

  1. 2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

  1. 3. В чем смысл человеческой жизни?

В. Экологическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы?

Д. Эстетическая

6. Какова роль искусства в жизни человека?

Е. Социальная

11

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -


Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.

12. Слово учителя: Определяя проблемы, вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.

Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________


Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст читает ______________________

У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.

Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.

Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.

  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?

  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

12.


Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека?


Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:

В виде вопроса:

  • Какова роль детства в жизни человека?

  • Какова значимость такой поры как детство для человека?


В виде словосочетания:

Проблема (чего?)

Вопрос (о чем?)

  • Проблема роли детства…

  • Вопрос о роли такой поры как детство для человека….

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему.


Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ

5) Первичная проверка понимания

Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 1




Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы. Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ

Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.

13

От каждой группы зачитываются вступление и комментарий

Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

  • тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

  • в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

14

Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.

  2. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)

  3. Определить, какие прилагательные определяют данные качества.

  4. Сформулировать проблему, используя данную информацию.

15

Слово учителя: Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.

Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора?

Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами

Формулирование проблемы

1 способ

2 способ

В виде вопроса

В сочетания слов

Проблема (КОГО? ЧЕГО?)

Вопрос (О ЧЕМ?)

Что такое истинная и ложная любовь?

  • Проблема истинной и ложной любви

  • Вопрос об истинной и ложной любви

Дети самостоятельно формулируют проблему.

Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 2





16. Комментирование проблемы.

Оформление комментария с использованием клише

Публицистический текст

Художественный текст


____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________

_____________________________________________________________________________.

Автор отмечает, что___________________

_____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.




______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________

___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________

___________________________________________________________________________.

Но его симпатии _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


НЕ ЗАБУДЬТЕ! Избегайте речевых ошибок: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Написать сочинение по тексту Д. Лихачёва (№ 50) «Что объединяет людей»

Составить интеллект-карту к тексту № 49 - «Человек создан для познания»

(По М. Сергеевой)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слово учителя

  • Вернитесь к целям и задачам урока.

  • Определите, добились ли вы намеченного.

  • Поставьте себе плюсы или минусы.

Возвращаемся к эпиграфу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!