Целевой блок |
Тема | Страны средневековой Азии: Индия, Япония, Китай |
Проблема урока | Выяснить уровень развития средневековых восточных цивилизаций в сравнении со средневековыми европейскими государствами. |
Планируемый результат Задачи урока | Предметный: указывают хронологические рамки событий, происходивших в средневековом Китае; читают историческую карту с опорой на легенду; знают особенности политического развития Индии в Средние века; объясняют значение понятий раджа, каста, самурай, сёгун, хан, орда; проводят поиск необходимой информации в историческом источнике; знают основные достижения культуры средневековых Китая, Японии, Индии, определяют их значение для мировой культуры. Личностный: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира, причины успеха в учебной деятельности. Метапредметный: Регулятивное УУД: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Познавательное УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, составляют конспект, выделяют главное, используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи, владеют основами смыслового чтения познавательных текстов, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативное УУД: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. Образовательные: познакомить учащихся с особенностями географического и геополитического положения, основными характеристиками природных условий и ресурсов Азии, с общей характеристикой населения стран Азии. Способствовать развитию: умения работать с разными источниками знаний – учебником, картами, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать: внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно. |
Инструментальный блок |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
УМК Ресурсы: | Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков, 6 класс - презентация - раздаточный материал |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | Великий шелковый путь, монголы, хан, орда, пагода, самураи, бусидо, сёгун, сёгунат, буддизм, раджа, каста |
Метапредметные связи | Литература, география, химия |
Организация пространства | Технология: проблемно-диалогическая модель урока Работа обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах. |
Основн. этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1 этап Актуализация знаний учащихся Закрепить знания по пройденной теме. Самопроверка (оценивание в тех. картах) Индивид. работа Самопроверка (оценивание в тех. картах) | Какие государства мы уже изучили на уроках истории? Англия, Франция, Испания, Италия, Германия Болгария, Сербия, Византия Как можно сгруппировать эти государства? Давайте назовем основные черты европейской цивилизации: Устройство общества: сословное Религия: христианство (католицизм) Власть: независимые государства, объединенных духовной властью Папы римского Хозяйство: феодальные отношения, основанные на частной собственности все ли поняли тему пройденных уроков? Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, предлагаю обратить внимание к вопросу 4 в тех. картах, которые лежат у вас на партах, и объяснить, что их объединяет эти слова. ИНД ГАНГ ВАРНЫ БУДДА КОРОВА СЛОН ГАНЕША ШАХМАТЫ | КОНФУЦИЙ ВЕЛИКАЯ СТЕНА СЫН НЕБА ИЕРОГЛИФЫ ХУАНХЭ ЯНЦЗЫ КОМПАС ПОДНЕБЕСНАЯ ИМПЕРИЯ | САМУРАЙ ОСТРОВНОЕ ГОСУДАРСТВО КОДЕКС ЧЕСТИ ФУДЗИЯМА ПОКЛОНЫ СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА САКУРА | Итак, по какому признаку образованы такие группы? О чем же мы будем разговаривать на этом уроке? Сформулируйте тему урока. Таким образом, есть известное выражение «окно в Европу» благодаря внешней политике Петра I. Сегодня мы с вами откроем окно в Азию. | Группирую государства: Англия, Франция, Испания – сильные централизованные государства, где власть короля абсолютна Италия, Германия – раздробленные государства, где власть принадлежала крупным феодалам или городскому самоуправлению в лице отдельных правителей Болгария, Сербия, Византия – раздробленные государства, которые были захвачены турками-османами и одно из них даже перестало существовать (Византия в 1453 году) Фронтальная работа Работа по парам: по карточкам определяют, о каких странах будет идти речь на уроке Определяют признаки: понятия объединяют по признакам государств О трех великих государствах Азии: Индии, Китае и Японии. Формулируют тему урока «Страны средневековой Азии: Индия, Китай, Япония» | Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: владеют диалогической формой речи Регулятивные: участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры |
2 этап. Мотивация Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации. (работа в парах) | В ваших технологических картах прочитайте высказывания великих людей: о чем эти документы? «…Тут есть Индийская стран и люди ходят все нагие, а голова непокрыта, а волосы заплетены в 1 косу. Вместо штанов они обвязывают бедра куском ткани. Детей родят каждый год, а детей у них много. А мужи и жёны все чёрные…». (Из книги «Хождение за три моря» русского купца Афанасия Никитина) | “… фонтан, который в большом количестве выбрасывал масло, горючие черные камни, благодаря которым обогревались дома …” (из «Книги о разнообразии мира» Марко Поло - первооткрыватель Востока) | Т. О. есть ли противоречие в документах? стоит проблема? Проблема урока: «Выяснить уровень развития средневековых восточных цивилизаций в сравнении со средневековыми европейскими государствами» Для того чтобы решить нашу проблему, что же сегодня мы должны с вами узнать? Шаги открытия новых знаний На доске пишется план урока: Этапы исторического развития (название государств, династий, титулов правителей). Основные виды хозяйства. Достижения в науке, культуре. Особенности развития стран Востока в Средние века. | Анализируют высказывания, делают выводы: А. Никитин говорил о бедности сельского населения, нравах, облике жителей Индии. Марко Поло высказывается о нефтяном источнике и угле, о которых не знали европейцы. Противоречие в документах: - пользовались тем, чего еще европейцы не знали (развитость азиатских стран) - жили бедно, много детей - особенности развития восточных стран, - восточные страны были более развиты, чем европейские, на каком уровне развития? (проблема в тетрадь) Предлагают план изучения темы, записывают в тетради | Познавательные: определять понятия Находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции Регулятивные: Определять цель, проблему урока |
3 Этап. Поиск решения учебной задачи, проблемы (физкультминутка до начала работ в группах) | Для облегчения восприятия большого объема информации учитель предлагает ученикам заполнить таблицу - задание: представить классу характеристику одной из стран Азии в Средние века. Каждая группа изучает пункты параграфа, которые рассказывают об истории определённой страны Китай — пп. 1—4 | Индия —пп. 5 — 6 | Япония — пп.7 — 8 | 1 гр: осн.зан.жит., назв.гос. или династ.эп. Ср/век., титулы,кот.носили правители | 3 гр: осн.зан.жит., назв.гос. или династ.эп. Ср/век., титулы,кот.носили правители | 5 гр: осн.зан.жит., назв.гос. или династ.эп. Ср/век., титулы,кот.носили правители | 2 гр: наиболее изв. достиж.в науке,хоз. деят., наиболее извест.достиж.в литер., искусстве | 4 гр: наиболее изв. достиж.в науке,хоз. деят., наиболее извест.достиж.в литер., искусстве | 6 гр: наиболее изв. достиж.в науке,хоз. деят., наиболее извест.достиж.в литер., искусстве | | Читают текст учебника, заполняют соответствующий раздел пп. 31 Правила работы в группе (!!!!!) 1.выбор руководителя, координатора работы 2.совместная работа 3.координатор анализирует работу каждого в группе (в оценочном бланке) | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Коммуникативные: Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
4 этап. Первичное осмысление и закрепление знаний (выступление групп) | Время вышло, заслушиваются ответы групп (обратить внимание на заполнение тех. карт) отметить следующие характерные особенности древних цивилизаций Востока, которые сохранились и в период Средневековья. Всем классом выводят «особенности развития» Основные черты восточной цивилизации (заполнить в таблице) Сравнение | Европейские гос-ва | Вост. гос-ва | Уст-тво общества: | Сословное | Сословное, кастовое | Религия: | Католицизм | Сосуществование разных религий, общая - будизм | Власть: | независимые государства, объединенных духовной властью Папы римского | деспотическая власть монарха | Хозяйство: | феодальные отношения, основанные на частной собственности | значительная роль общины, правитель являлся верховным собственником земли | | Отчеты групп (презентация св. страны) вызванные ученики каждой группы рассказывают о своей стране, опираясь на таблицу: - Наша группа, поработав над учебным материалом, пришла к выводу: - ученики говорят о развитии, выделяют достижения, отмечают характерные особенности древних цивилизаций Востока, которые сохранились и в период Средневековья | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
5 этап. Выражение решения, применение нового знания. Рефлексия. | Ученикам предлагается вспомнить, как была сформулирована проблема в начале урока, какие были высказаны предположения, гипотезы, к каким выводам пришли в итоге? На данном этапе задается обучающимся несколько вопросов: - “Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?”, - “Чьи версии подтвердились?”, - “Как вы оцениваете свою работу?” Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопросы викторины (Приложение) Тесты на экране, самопроверка | Учащиеся дополняют предложения. - Сегодня я узнал - Я понял, что - Теперь я могу Выступление координатора группы о работе одноклассников | |
6 этап. Информация о домашнем задании | Три уровня домашнего задания: | Прочитать . § 6, 1. «Удовлетворительно» - ответить на в.3 с.264; 2. «Хорошо» - выполнить з.5 на с.264 3. «Отлично» - подготовить исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари», условия которого даны в рубрике «Творческие работы и проекты» (с. 276) учебника. | |
1) Посуда из этого материала стала известна в Европе после Крестовых походов. Сами китайцы об этой посуде говорили, что она «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день» (фарфор)
2) Эту смесь использовали для фейерверков и в военном деле (порох).
3) Архитекторы строили буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой (пагода)
4) Это военное сословие, как и западноевропейские рыцари, имело свой кодекс чести, который назывался «Путь воина» (самурай)
5) И в наши дни модницы во всех странах мира любят наряды из этой лёгкой ткани, секрет изготовления которой долго скрывали в Поднебесной империи (шелк)