СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборы омбудсмена школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества и государства избирательное право призвано создавать надежные гарантии легитимности публичной власти. Оно постепенно обретает статус самостоятельной отрасли публичного политического права. Это обусловлено, в первую очередь, конституционно-правовым определением свободных выборов и референдума в качестве высшего непосредственного выражения власти народа.

При разработке темы «избирательное право» учебного курса обществознания особое внимание уделяю существующей модели преподавания учебной дисциплины «избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии». При этом исследуются как теоретические, так и практические аспекты- изучение конкретных ситуаций в ходе организационного, правового и информационного сопровождения избирательного процесса. Практическая часть была представлена в ходе интеллектуально-познавательной игры «Выборы омбудсмена (уполномоченного по правам человека) школы», в которой были прослежены структура и стадии избирательного процесса. Это мероприятие вызвало большой интерес у учащихся, поскольку затрагивало жизнь школы и явилось явной подготовкой к участию их в избирательной кампании в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Выборы омбудсмена школы»

10



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗВАННОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА










Формирование компетенций правового и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр




РЕПЕТЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ










С. ЗВАННОЕ

2018









На современном этапе развития общества и государства избирательное право призвано создавать надежные гарантии легитимности публичной власти. Оно постепенно обретает статус самостоятельной отрасли публичного политического права. Это обусловлено, в первую очередь, конституционно-правовым определением свободных выборов и референдума в качестве высшего непосредственного выражения власти народа.

При разработке темы «избирательное право» учебного курса обществознания особое внимание уделяю существующей модели преподавания учебной дисциплины «избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии». При этом исследуются как теоретические, так и практические аспекты- изучение конкретных ситуаций в ходе организационного, правового и информационного сопровождения избирательного процесса. Практическая часть была представлена в ходе интеллектуально-познавательной игры «Выборы омбудсмена (уполномоченного по правам человека) школы», в которой были прослежены структура и стадии избирательного процесса. Это мероприятие вызвало большой интерес у учащихся, поскольку затрагивало жизнь школы и явилось явной подготовкой к участию их в избирательной кампании в будущем.

Цель этой игры сводилась к следующему:

- познакомить старшеклассников с порядком проведения избирательной

кампании, с механизмом голосования;

- подготовить обучающихся к реализации конституционного права – выбирать и быть избранным.

Задачи ставились следующего напрвления:

- развивать у обучающихся практические навыки участия в процедуре голосования;

- воспитывать гражданское отношение к выборам, основанное на уважении к закону и государственным традициям;

- выявить лидерские способности учеников, сформировать активную гражданскую позицию.

Участники игры делились на несколько групп:

1-я группа – кандидаты; 2-я группа – избиратели; 3-я группа – представители СМИ;

4-я группа – избирательная комиссия; 5-я группа – штаб.

Избирательная комиссия подготовила списки избирателей, проверила подписные листы, регистрировала доверенных лиц и кандидатов. Кандидаты в омбудсмены писали заявление.

Избирательная комиссия оборудовала место проведения выборов, организовала голосование, производила подсчет голосов и подводила итоги голосования.

Штаб организовал подготовку и проведение игры, распределил роли между членами штаба, готовил агитационный материал, организовал политические дебаты, встречи кандидатов с избирателями.

Предварительная подготовка заключалась в следующем:

  1. Прошли собрания обучающихся в классах. За ними следовало вступительное слово учителя и выдвижение кандидатов в омбудсмены – уполномоченного по правам человека в школе, и членов избирательной комиссии (открытым голосованием).

  2. Второй этап предварительной работы включал:

а) составление программы кандидатов в омбудсмены школы, предвыборной платформы, обращения к избирателям;

б) подбор доверенных лиц кандидатов в омбудсмены школы;

в) организация встреч с избирателями (обучающимися, учителя и родители);

г) составление присяги «Омбудсмена школы».

3. Предвыборная работа избирательной комиссии по выборам омбудсменов школы состояла из:

а) выбора председателя, секретаря, членов комиссии;

б) составления плана работы комиссии;

в) составления списка избирателей;

г) разработки формы и текста, а также изготовления избирательного бюллетеня;

д) оформления уголка избирателя;

е) регистрация доверенных лиц и кандидатов, прием заявлений от кандидатов.

4. Предварительная работа штаба по организации проведения игры была сведена к:

а) распределению слов ведущим-участникам игры;

б) подготовке агитационного материала;

в) организации политических дебатов, встреч кандидатов с избирателями.

Игра проводилась в 4 этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Заседание избирательной комиссии и выборы председателя комиссии. Утверждение и проверка подписных листов, утверждение кандидатов и выдача им удостоверений.

Назначается день, место и время проведения выборов. Избирательная комиссия готовит списки обучающихся (избирателей) и бюллетени. Порядок внесения в бюллетень кандидатов в омбудсмены определяется жеребьевкой.

Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня:

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного кандидата, за кого вы голосуете, либо в квадрате справа от строки «Против всех кандидатов».

ВТОРОЙ ЭТАП

Создание штаба и организация их работы.

Для каждого кандидата создается свой штаб (всего 4). Между членами штаба распределяются роли: начальник и заместитель начальника штаба, бригадиры, агитаторы и так далее.

В коридоре члены штаба вывешивают программы кандидатов и агитационные плакаты: «Я голосую за ______(Ф.И. кандидата) – это наше будущее!», «Справедливость, честность, доброта – это _____________(Ф.И. кандидата)» и др.

ТРЕТИЙ ЭТАП

ТЕМА: «Предвыборные программы кандидатов в омбудсмены»

ЦЕЛЬ: знакомство с кандидатами и их программами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

ВЫБОРЫ.

Избирательная комиссия подготовила классную комнату для голосования. На столе были списки избирателей и бюллетени.

Ведущий (учитель) обратился к ученикам со словами:

Сегодня мы проводим деловую игру, которая предшествует настоящим выборам депутатов областной Думы (в марте 2011 года) и Государственной Думы (в декабре 2011 года). Сегодня мы будем учиться выбирать. Через несколько лет вы станете настоящими избирателями и от вас будет зависеть жизнь нашего села и района, страны.

Выборы – центральный институт демократических правлений. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементов современного общества.

Участие в выборах – это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.

В свою очередь, ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей.

Все современные демократические общества проводят выборы. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» демократические выборы должны быть: равными, всеобщими, прямыми, а также проходить при тайном голосовании.

Выборы – древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников. В нашей стране выбирают депутатов, президента страны. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор. Выбираем себе друзей, в магазине выбираем товар, выбираем учебное заведение для учебы и т.д.

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб, "За" – означал белый боб, "Против" – черный.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, на сколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба.

Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью.

Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде – новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века.

Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25–летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица–губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента), Главу области (Губернатора), Глав Администраций районов и Глав сельских Советов и депутатов в органы государственной власти всех уровней.

Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…»

Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной. Сегодня мы проведем выборы, придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения.

Затем состоялись четыре этапа избирательного процесса.

- 1этапподготовительный – назначение даты выборов, образование избирательного участка округа, создание избирательной комиссии, составление списков избирателей.

- 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов.

- 3 этап - предвыборная агитация и финансирование выборов.

К ведущим принципам предвыборной агитации относятся: состязательность и конкурентность претендентов на власть, а также равенство их возможностей (например, равное распределение эфирного времени). Сегодня в связи с возрастанием в избирательном процессе роли СМИ, и прежде всего телевидения, этот принцип приобретает особую значительность.

- 4 этап - голосование и подведение итогов.

Вопросы викторины закрепили знания учащихся по данной теме:

  1. Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? А контингент избирателей? (электорат).

  2. Как называется период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию?

  3. С какого возраста гражданин РФ имеет право избирать?

  4. Назовите документ со списком кандидатов?

  5. Когда прекращается проведение предвыборной агитации?

  6. Как называется ящик, куда опускаются избирательные бюллетени?

  7. Назовите порядок голосования?

  8. Какова роль наблюдателей?

  9. Имеет ли право избиратель получить новый бюллетень? Когда?

  10. Когда проводят подсчет голосов избирателей?

Это мероприятие вызвало большой интерес у учащихся, так как многие из них (одиннадцатиклассники) уже в этом году приняли участие в выборах, взяв за основу увиденное в ходе познавательной игры.

Считаю, что проведение интеллектуальных игр- это хорошая база для формирования компетенций правового и гуманитарного познания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!