СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выбор темы и составление паспорта проекта

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научное исследования, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности — ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования.

Просмотр содержимого документа
«Выбор темы и составление паспорта проекта»

Основы исследовательской деятельности обучающихся

в системе дополнительного образования.

Тема 1. Этапы исследовательско-проектной работы.

1 этап. Выбор темы и начало составления паспорта проекта

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?

Как выявлять проблемы. Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют. Вопросы в помощь при выборе темы. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Далее должны последовать формулировки противоречий. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.

Проблемные вопросы исследования могут начинаться: Может ли? Что случится, если?Будет? Каковы опасности? Возможно ли? Каковы преимущества? Почему? Каково влияние? Как Каким образом? Как можно?

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические, ненаучные - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Требования к теме:

актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

содержательность, информативность и разработанность в науке;

возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;

название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

тема должна быть конкретной.

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему давно ставшую «общим местом» и являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя. Чтобы облегчить процесс выбора темы попытаемся выделить основные критерии: Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, то есть имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик». Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Согласно логике проекта (объект (область науки) – предмет (сфера проекта с учетом компетенций участников) – эксперимент (знание, продукт, услуга, зрелище, технология и т.д.)

Например: Создание графической ЗD модели (предмет) жилого здания дома и дизайна прилежащей территории (объект) с использованием технологий ЗD моделирования и ЗD печати (технология).

Конструктор формулировок тем научной работы

Направленность

Объект исследования

Предмет исследования

Разработка...

модели...

для (чего?).,

Улучшение...

способа...

от (чего?)...

Изучение...

практики...

за счет (чего?)...

Обоснование...

проектирования...

с учетом (чего?)...

Совершенствование...

процесса…




Например, влияние фитонцидов лука и чеснока (предмет) на рост и развитие плесневых грибов (объект), изучение частоты морфологических мутаций (предмет) у мухи дрозофилы (объект) под влиянием химических мутагенов (технология)



Критерии выбора

Варианты выбора темы (создать 5-8 предварительных названий с учетом критериев)

Тема проекта актуальна для учащегося и отражает его индивидуальные потребности и интересы

Личная актуальность:

Научная:

социальная значимость проекта

учебная (для учпроцесса и для школы):

Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности, новизна

Инновационность, уникальность проекта


Теоретическая новизна идеи:

Продукт:

Тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории


Предложить свои темы одноклассникам и узнать отзывы о теме

Тема проектоспособна

Возможно планирование всех этапов проекта

Коммерческая польза

Определить у продукта проекта

Грантоспособна

К каким грантовым конкурсам подходит проект

Конкурентна на конкурсах

Определить критерии конкурентоспособности проекта

Профессиональная проба

Соответствует реализация проекта вашей будущей профессии

Междисциплинарная

Между какими научными областями реализуется проект



Определение объектной области, объект, предмет исследования

Научное исследования, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности — ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматриваете каждый из ее этапов (см. схему 1).

Определение объектной области, объекта и предмета исследования 2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их 3. Изучение научной литературы и уточнение темы 4. Формулирование гипотезы 5. Формулирование цели и задач исследования

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, к которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например: математике, биологии, литературе, физике и т.д. Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Изучение объекта и предмета исследования составляет теоретическую часть исследования, проведение эксперимента, получение продукта проекта и его анализ составляет практическую часть проекта.

Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.


Алгоритм действий ученика: - Обсуждает тему. - Определяет свои потребности. - Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. - Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. - Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Планирование работы над проектом. Проект - это «пять П»:

• Проблема

• Планирование

• Поиск информации

• Продукт

• Презентация

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.

Задания учащимся:

Работая над проектом:

1. Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;

2. Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;

3. Опиши предполагаемый продукт;

4. Подумай над источниками информации для твоего проекта;

5. Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);

6. Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;

7. Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;

8. Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;

9. Проанализируй и оцени свою работу над проектом.



Задания учащимся:

  1. сформулировать тему своего исследования по алгоритму (объект, предмет, технология, проблема для целевой аудитории).

  2. Определить по своей теме объект, предмет и эксперимент (технологию) в работе и отдельно в таблице объект, предмет, эксперимент (5-6 примеров) у своих одноклассников. Проанализировать логический объем и содержание понятий, правильное соотношение смыслов в теоретической и практической части

  3. Определить в своей проектной области – проблему и противоречие, механизм решения проблемы для блага целевой аудитории.

  4. Определить продукт проекта, его пользу для аудитории.

  5. Составление дорожной карты проекта (мероприятия и сроки).

  6. Прописать этапы проектной деятельности и включить его в паспорт проекта:

  1. Выбор темы и команды проекта (например, науч. руководитель, интерьерный дизайнер, архитектурный дизайнер, ландшафтный дизайнер, технолог ЗD печати, рекламщик проекта в соцсетях), 3-4 партнеров организаций (консультации, тренинги, материальная база проекта)

  2. Организационно-поисковый этап (постановка проблемы, выбор темы и конкретных вопросов исследования, написание вводной части исследования). постановка и распределение задач; самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим заданиям; ролевое распределение в команде.

  3. Аналитический этап (библиографический обзор литературных источников, сбор материалов по трем частям исследования (объект, предмет, эксперимент)). Промежуточные творческие обсуждения полученных данных в группах; обсуждение альтернатив и выбор оптимального варианта.

  4. Конструкторско-экспериментальный этап (проведение эксперимента и графическое оформление результатов, выполнение проекта и анализ его выполнения, достигнутых результатов (успехов и неудач); анализ достижения поставленной цели проекта;

  5. Оформительский этап (написание проекта, теоретической и практической части).

  6. Презентационный этап (написание докладов, публичная защита работы, участие в конкурсах, коллективная защита проекта)

  7. Рефлексивный, контрольный этап (самоанализ результативности работы, полученных компетенций), самооценка, оппонирование, экспертиза.



Для формулировки темы и ее фуункционала (цель, задача, методы и т.д.) можно использовать метод «мозгового штурма».

Мозговая атака

Принцип этого метода заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.

Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.

На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Каким способом я могу добиться цели своего исследования?». Далее, в течение 15-20 минут, человек или группа начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.

На втором этапе каждая идея анализируется, рассматривается ее целесообразность, возможность применения в конкретных условиях. В результате из 100 - 200 идей отбирается 10 - 20 пригодных к применению.

На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.

Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное - заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!