Основы исследовательской деятельности обучающихся
в системе дополнительного образования.
Тема 1. Этапы исследовательско-проектной работы.
1 этап. Выбор темы и начало составления паспорта проекта
Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?
Как выявлять проблемы. Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют. Вопросы в помощь при выборе темы. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Далее должны последовать формулировки противоречий. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.
Проблемные вопросы исследования могут начинаться: Может ли? Что случится, если?Будет? Каковы опасности? Возможно ли? Каковы преимущества? Почему? Каково влияние? Как Каким образом? Как можно?
Все темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические, ненаучные - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Требования к теме:
актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
содержательность, информативность и разработанность в науке;
возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
тема должна быть конкретной.
Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему давно ставшую «общим местом» и являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя. Чтобы облегчить процесс выбора темы попытаемся выделить основные критерии: Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, то есть имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик». Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Согласно логике проекта (объект (область науки) – предмет (сфера проекта с учетом компетенций участников) – эксперимент (знание, продукт, услуга, зрелище, технология и т.д.)
Например: Создание графической ЗD модели (предмет) жилого здания дома и дизайна прилежащей территории (объект) с использованием технологий ЗD моделирования и ЗD печати (технология).
Конструктор формулировок тем научной работы
Направленность | Объект исследования | Предмет исследования |
Разработка... | модели... | для (чего?)., |
Улучшение... | способа... | от (чего?)... |
Изучение... | практики... | за счет (чего?)... |
Обоснование... | проектирования... | с учетом (чего?)... |
Совершенствование... | процесса… | |
Например, влияние фитонцидов лука и чеснока (предмет) на рост и развитие плесневых грибов (объект), изучение частоты морфологических мутаций (предмет) у мухи дрозофилы (объект) под влиянием химических мутагенов (технология)
Критерии выбора | Варианты выбора темы (создать 5-8 предварительных названий с учетом критериев) |
Тема проекта актуальна для учащегося и отражает его индивидуальные потребности и интересы | Личная актуальность: Научная: социальная значимость проекта учебная (для учпроцесса и для школы): |
Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности, новизна Инновационность, уникальность проекта | Теоретическая новизна идеи: Продукт: |
Тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории | Предложить свои темы одноклассникам и узнать отзывы о теме |
Тема проектоспособна | Возможно планирование всех этапов проекта |
Коммерческая польза | Определить у продукта проекта |
Грантоспособна | К каким грантовым конкурсам подходит проект |
Конкурентна на конкурсах | Определить критерии конкурентоспособности проекта |
Профессиональная проба | Соответствует реализация проекта вашей будущей профессии |
Междисциплинарная | Между какими научными областями реализуется проект |
Определение объектной области, объект, предмет исследования
Научное исследования, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности — ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматриваете каждый из ее этапов (см. схему 1).
Определение объектной области, объекта и предмета исследования 2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их 3. Изучение научной литературы и уточнение темы 4. Формулирование гипотезы 5. Формулирование цели и задач исследования
Объектная область исследования - это сфера науки и практики, к которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например: математике, биологии, литературе, физике и т.д. Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Изучение объекта и предмета исследования составляет теоретическую часть исследования, проведение эксперимента, получение продукта проекта и его анализ составляет практическую часть проекта.
Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Алгоритм действий ученика: - Обсуждает тему. - Определяет свои потребности. - Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. - Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. - Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Планирование работы над проектом. Проект - это «пять П»:
• Проблема
• Планирование
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.
Задания учащимся:
Работая над проектом:
1. Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;
2. Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;
3. Опиши предполагаемый продукт;
4. Подумай над источниками информации для твоего проекта;
5. Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);
6. Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;
7. Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;
8. Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;
9. Проанализируй и оцени свою работу над проектом.
Задания учащимся:
сформулировать тему своего исследования по алгоритму (объект, предмет, технология, проблема для целевой аудитории).
Определить по своей теме объект, предмет и эксперимент (технологию) в работе и отдельно в таблице объект, предмет, эксперимент (5-6 примеров) у своих одноклассников. Проанализировать логический объем и содержание понятий, правильное соотношение смыслов в теоретической и практической части
Определить в своей проектной области – проблему и противоречие, механизм решения проблемы для блага целевой аудитории.
Определить продукт проекта, его пользу для аудитории.
Составление дорожной карты проекта (мероприятия и сроки).
Прописать этапы проектной деятельности и включить его в паспорт проекта:
Выбор темы и команды проекта (например, науч. руководитель, интерьерный дизайнер, архитектурный дизайнер, ландшафтный дизайнер, технолог ЗD печати, рекламщик проекта в соцсетях), 3-4 партнеров организаций (консультации, тренинги, материальная база проекта)
Организационно-поисковый этап (постановка проблемы, выбор темы и конкретных вопросов исследования, написание вводной части исследования). постановка и распределение задач; самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим заданиям; ролевое распределение в команде.
Аналитический этап (библиографический обзор литературных источников, сбор материалов по трем частям исследования (объект, предмет, эксперимент)). Промежуточные творческие обсуждения полученных данных в группах; обсуждение альтернатив и выбор оптимального варианта.
Конструкторско-экспериментальный этап (проведение эксперимента и графическое оформление результатов, выполнение проекта и анализ его выполнения, достигнутых результатов (успехов и неудач); анализ достижения поставленной цели проекта;
Оформительский этап (написание проекта, теоретической и практической части).
Презентационный этап (написание докладов, публичная защита работы, участие в конкурсах, коллективная защита проекта)
Рефлексивный, контрольный этап (самоанализ результативности работы, полученных компетенций), самооценка, оппонирование, экспертиза.
Для формулировки темы и ее фуункционала (цель, задача, методы и т.д.) можно использовать метод «мозгового штурма».
Мозговая атака
Принцип этого метода заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.
Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.
На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Каким способом я могу добиться цели своего исследования?». Далее, в течение 15-20 минут, человек или группа начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.
На втором этапе каждая идея анализируется, рассматривается ее целесообразность, возможность применения в конкретных условиях. В результате из 100 - 200 идей отбирается 10 - 20 пригодных к применению.
На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.
Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное - заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать.