КОНСПЕКТ УРОКА по истории России 9 класс
Введение. Российская империя в конце XIX – начале XX века
1.Цель урока:
Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.
2. Задачи:- обучающие
1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв., используя ЭОР
знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.
знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;
знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;
знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.
-развивающие:
1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.
2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).
3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.
4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.
-воспитательные
1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.
2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;
- формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
- формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;
- овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;
- формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
3. Тип урока - изучение новой темы
4. Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.
5. Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка
6.Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
I. | Организационный момент- | | - Приветствие детей - Настрой на урок (организация на учебную деятельность) | - Организация на учебную деятельность | 2 мин. |
II. | Изучение нового материала | | Введение проблемного вопроса. - Российская империя на рубеже XIX – XX вв. была неограниченной монархией Вопрос: - Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года? - В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос. | - Высказывание различных точек зрений: (предположительно) да, возможно; нет, революций избежать не удалось бы; | 3 мин |
информационный ЭОР № 1 Интерактивная карта | - Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века» Задание № 1 Работа с интерактивной картой «Российская империя в конце XIX – начале XX века»». - Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите: 1.1. границы Российской империи: 1.2.территориальное деление государства (губернии, автономии) 1.3.народы и народности, | - Изучают информационный ЭОР № 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века » - Изучают функции интерактивной карты. 1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи): 1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское: 1.3. Работая с текстом | 5 минут |
проживавшие на территории государства | учебника (стр № 5), учащиеся узнают: - в соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая), - на территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное |
| | информационный ЭОР № 2 Слайд № 2 | Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века » Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ». Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь. 2. 1. Сравните политический устройство Российской империи: А. середина XVIII века. Б. начало XX века Учитель уточняет информацию - Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной, ,исполнительной и отчасти судебной 2.2. Каковы были символы Российской империи? Работа с документом (стр 6 учебника) 2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России | - Проходит совместная работа с учителем. -Изучают информационный ЭОР №2 Слайд №1. 1. - Проводят анализ схемы. - Выявляют основную тенденцию развития государства. - Ответы записывают в тетрадь: А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел - официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя. - Император – монарх самодержавный и неограниченный. | 5 ми |
| | информационный ЭОР №3 Слайд №3 | Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков» Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX –XX веков» Учитель дополняет информацию: - В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания - К началу XX века автономное положение сохранялось только в Финляндии - на национальных окраинах усилилась централизация управления | -Изучают информационный ЭОР № 3 Слайд № 3 - Интерпретируют схему, предложенную на слайде. Губернаторы Департаменты Министерства Комиссии,комитеты Государственный совет Комитет министров Император Результат работы: | 5 мин |
| | | | | |
| | информационный ЭОР № 4 Слайд № 4 . | Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Задание № 4. Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах. . * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь. | Изучают информационный ЭОР № 4 Слайд № 2. 1. - Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ. - Работа в парах. - Высказывают свое мнение, заслушивают других. - Делают выводы, записывают их в тетрадь | 5 мин |
| | практический ЭОР № 5 | - Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи» -Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа. Задание № 5. Практическая работа « Социальная структура российского общества» | - Изучают ЭОР № 6, тест - Самостоятельно выполняют практическую работу. - Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы. | 10 мин. |
I. | Первичный контроль. | контрольный ЭОР № 6, тест 1, 2, 3 | - Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3 -Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа. | - Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3. - Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы | 5 мин. |
IV | Подведение итогов урока | | Подведение итогов, выставление отметок | Взаимное комментирование результатов работы и отметок | 3 мин. |
V | Домашнее задание. | | § 1, изучить параграф, вопросы и задания на с 12, дополнительное задание подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков | | 2 мин. |