СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение. « На встречу к себе» Познакомить участников друг с другом. Создать ощущение единой группы. Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не является авторским. Используется на внеурочных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Введение. « На встречу к себе» Познакомить участников друг с другом. Создать ощущение единой группы. Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности.»

Урок 1

Тема: Введение. « На встречу к себе» Познакомить участников друг с другом. Создать ощущение единой группы. Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности.

Концепция программы

Здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе 14-17 лет. В этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не самоцель, а средство для достижения цели. Средство для того, что бы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Светлое будущее может и не наступить!

Основные принципы программы Принцип актуальности

Наша программа основана на ценностях, актуальных для человека 14-17 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспринимают? Почему я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду? Именно на эти вопросы участники (самостоятельно!) должны найти ответы в процессе наших занятий.

Принцип позитивности

Одна из задач нашей программы – показать подростку, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения.

Многие профилактические программы рассказывают, как делать нельзя, но редко говорят, что же делать вместо этого. Они не учат подростка пользоваться своими ресурсами так, чтобы его кипучая энергия была направлена в мирное русло.

Иными словами, взрослый человек, который позитивно решил задачи подросткового возраста, в ситуации, когда ему понадобятся деньги, будет искать способ заработать их, ему и в голову не придет грабить банк или пользоваться другими деструктивными способами добычи денег. Точно так же, если он попадет в сложную жизненную ситуацию, он будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам. Следует отметить, что способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте. И данная программа помогает подростку в этом.

Принцип активности

Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его способности реагировать и изменять занятие в соответствии с требованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет, будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень важен и принцип активного участия группы. Древнее высказывание гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне поучаствовать – я пойму». Занятия строятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.

Принцип активного участия «работает» и на самого ведущего-волонтера. Именно он получает «главный приз» – развитие лидерских качеств и свободное владение актуальной информацией. Действительно, «хочешь понять сам – попробуй объяснить другому».

План занятия Время Примечания

Вводные слова

Разминка Блок «Вспомним все»

Что было на предыдущем занятии?

Основная часть занятия Рефлексия всего занятия

План занятия Время Примечания

Вводные слова

Пояснение: Количество участников игры - от 5 до 12 (оптимальное количество – 10-12). Остальным участникам группы (если группа более 12 человек) предлагается роль пассивных наблюдателей. Участникам игры проговаривается инструкция следующего содержания: «Сейчас мы проведем одну игру. В ее ходе разрешено все, что не запрещено. Запрещать буду я. Сейчас мне нужен один доброволец; остальных я прошу выйти за дверь». После того, как участники выйдут (следует также принять меры, чтобы вышедшие не знали, что происходит в помещении), оставшемуся проговаривается инструкция: «Выслушай внимательно небольшую историю. Твоя задача - как можно ближе к услышанному, желательно дословно, пересказать эту историю тому, кто войдет». Ведущий устно проговаривает заранее выученный (наизусть и дословно) текст (см. в Приложении текст «Марфуша»), после чего спрашивает, может ли он приглашать следующего участника. Вошедший усаживается рядом с предшественником; ведущий слово в слово повторяет ему инструкцию. После пересказа истории предшественником ведущий спрашивает у «новичка», можно ли приглашать следующего участника. И так далее. То есть каждый вновь вошедший слышит историю в том варианте, который ему представляет вошедший перед ним. Для последнего участника инструкция несколько иная: она заканчивается словами: «…дословно повторить эту историю для всех». Последний вариант желательно записать; он сравнивается с исходным текстом, который – для большей наглядности - воспроизводится ведущим.

Примечания:

  1. при заминке, колебании участника после вопроса, можно ли приглашать следующего, ведущий без каких-либо подсказок и пояснений ждет, пока участник не позволит пригласить следующего. Если пауза затягивается, следует повторить вопрос;

  2. в случае если слушающий просит повторить историю, ее следует (обязательно дословно) повторить. Разрешается также записывать историю (но только если участник инициативно спрашивает разрешения на это). Позднее, при анализе игры, это можно будет обыграть как пример продуктивного подхода к движению информации;

  3. не следует также запрещать какие-либо инициативные действия (подсказки, эмоциональные высказывания и пр.) тех, кто уже выслушал и пересказал историю. Как правило, эти действия еще больше искажают информацию и сбивают с толку; при анализе игры этот факт можно обсудить как пример непродуктивного подхода к движению информации;

  4. особое внимание – участникам группы, не принимающим участия в игре. Следует пресекать любые попытки информационного вмешательства в ход игры (подсказки, комментарии…) и поощрять эмоциональную реакцию на нее.

Анализ упражнения: Обратите внимание участников на то, что с каждым пересказом текст становится все более коротким и менее точным: информация и ее детали искажаются, устраняются цифры, добавляется что-то, чего не было в исходном тексте, и т. д. Обсудите все примеры искажения и потери информации.

Итак, правильный вариант ответа на вопрос: сколько процентов информации из 100 дойдет до собеседника – только около 10%! А в нашем упражнении было не 2 собеседника, а много, т.е. информация искажалась еще сильнее!

Подождите, пока участники эмоционально отреагируют на ваш ответ, поймут, кто был ближе всего.

Давайте разберемся, где и как теряется информация?

Далее ведущий последовательно – по одному – рисует барьеры общения (порядок см. на рисунке) и рассказывает про каждый барьер. Т. е. сначала рисует линию 1 и рассказывает про линию 1, потом рисует линию 2 и рассказывает про линию 2 и т.д. Ведущий должен в итоге нарисовать следующую картинку: 100% 10%

1

Вербализация

25%

4

активный словарь, речевые навыки

12-15%

5

языковой барьер

3

порог

личностного

восприятия

25%

6

слух, фон, шум

2

смысловой барьер

25%

По поводу каждого барьера давайте следующие пояснения:

  1. Вербализация: перевод мыслей в слова (на этом барьере теряется около 25% информации). Человеку бывает очень тяжело перевести свои мысли в слова; при этом, как правило, мы отбрасываем то, что кажется нам несущественным.

Пример: Вспомните, когда вы посмотрели интересный фильм, который вас впечатлил, и захотели пересказать его своему другу. Наверняка, удалось передать только сюжет, вы не пересказали массу деталей, и своим пересказом вы не смогли дать вашему другу ПОЛНОЕ представление о фильме и вызвать у него те эмоции, которые этот фильм вызвал у вас. Ваш собеседник сможет до конца прочувствовать этот фильм только тогда, когда сам его посмотрит.

  1. Смысловой барьер: перевод слов в мысли (теряется тоже около 25% информации). Здесь обратный процесс. Ваш слушатель переводит ваши слова в свои мысли. Он пытается вас понять. Но, как известно, разные люди мыслят по-разному, и, как правило, под одними и теми же словами каждый понимает что-то свое.

Пример: Если я попрошу вас представить дерево, то каждый представит что-то свое: кто-то березу, кто-то елку, кто-то свое любимое дерево, а кто-то просто абстрактное схематичное дерево. Кто-то выглянет в окно и увидит там дерево, его и представит. Видите, сколько вариантов возникает для одного слова «дерево». Этот барьер часто порождает слухи: один сказал, другой понял что-то свое, третий – свое.


  1. Порог личностного восприятия (теряется около 25% информации). Этот барьер говорит о том, что в общении всегда присутствуют эмоции и настроение.

Пример: Если у вас болит живот, то вы, скорее всего, не сможете полностью быть сконцентрированы на общении. У нашего собеседника также может болеть живот или голова, быть плохое настроение или он просто не очень хорошо к нам относится, или, наоборот, у него такое отличное настроение, что это мешает воспринимать информацию. Он начинает думать о чем-то своем, и часть информации теряется.

  1. Активный словарь, наши речевые навыки (теряется 12-15% информации). Процент потерянной здесь информации зависит от того, насколько богат наш словарный запас, и от того, есть ли в нашей речи слова-паразиты, шепелявим ли мы или, быть может, заикаемся.

Примеры:

    1. Если мы не знаем слова «деструкция» (разрушение), а в получаемой нами информации оно присутствует, мы это слово, скорее всего, просто выбросим.

    2. Вспомните, в фильме «По семейным обстоятельствам» логопед, который лечил девочку, пытался объяснить, где находится его кабинет:

Он шепелявил и от этого диалог становился комичным:

— Мой кабинет находится на улице кой-кого.

— Это что, какой-то подпольный кабинет?

— Нет. Он находится на улице Максима Койкого (имелась в виду улица Горького).


Это основные барьеры, но есть еще два, которые в процентной потере не участвуют, т.к. могут быть, а могут и не быть.

  1. Языковой барьер. По-другому, это сленг. Причем, это не обязательно подростковый сленг, это может быть также научный, или профессиональный сленг, или интернетовский. В любом круге общения есть свой язык, и если вы его переносите в другой круг общения, то ваша коммуникация начинает страдать.

  2. Шум. Если в помещении шумно, то информации теряется, естественно, больше.

Давайте снова обратимся к упражнению «Слухи».

Мы уже с вами приводили примеры того, как информация о Марфуше терялась и искажалась. Давайте теперь подумаем, благодаря каким барьерам это происходило. Какие примеры можно отнести к 1-му и 2-му барьерам (вы услышали рассказ, представили его в образах, перевели (мысленно) в слова и озвучили их)?

  • Какие примеры искажения информации связаны с эмоциями рассказчиков и слушателей (3-й барьер)?

  • Можете ли вы вспомнить примеры, связанные с четвертым барьером? На каком рассказчике «исчезло» слово «катарсис»? Возникли ли во время игры 5-й и 6-й барьеры?

Общение – очень хрупкая вещь, поэтому надо быть очень внимательным к этому процессу. И есть специальные техники, которые позволяют нам сделать этот процесс более эффективным. Про них мы сегодня узнаем и потренируемся в их использовании.

С чего начать общение, или первые 15 секунд

Каждый из нас не раз задумывался: как начать общение? Как произвести на собеседника хорошее впечатление?

Стояли ли перед вами когда-нибудь такие задачи? В каких ситуациях это нам необходимо? Что вы для этого делали? Выслушайте ответы участников.

Психологи считают, что основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним. Так что наша задача расположить к себе собеседника за столь короткое время. Как же этого добиться? Существует так называемое правило «трех плюсов». Этими тремя плюсами являются:

  • улыбка

  • имя собеседника комплимент

Давайте познакомимся поближе с этими «плюсами».

Для начала давайте улыбнемся друг другу. Улыбаясь, мы показываем человеку, что рады встрече с ним. Приятно, когда нам улыбаются. Но как сделать так, чтобы улыбка была искренней? Для этого можно представить себе что-то очень-очень приятное, такое, что заставит вас непроизвольно улыбнуться. Давайте попробуем сделать это. Пусть каждый из вас представит себе что-то, что заставит его улыбнуться.

Участники представляют себе что-то приятное и улыбаются.

Хорошо. У вас замечательно получается. Тогда перейдем ко второму плюсу – имени. Согласитесь, очень приятно, когда малознакомый человек называет вас по имени. Это означает, что вы чем-то были важны для него, если он вас запомнил. Когда человек называет ваше имя, он обращается именно к вам.

И, наконец, третий и самый сложный плюс – комплимент.

Комплименты бывают двух видов:

  1. Прямые комплименты. Комплименты, направленные непосредственно на самого человека. Например, «Ты сегодня прекрасно выглядишь».

  2. Косвенные комплименты.

    1. Обратите внимание на какую-нибудь вещь, принадлежащую человеку, которому вы делаете комплимент: «У тебя классная сумка, мне всегда нравились такие необычные вещи».

    2. Сделайте комплимент человеку, с которым общается ваш собеседник. «Вчера общалась с твоей мамой, она - замечательная женщина: очень милая и добрая», или сравните человека с кем-нибудь очень дорогим для вас: «Как бы я хотела иметь такого брата, как ты!»

Но чтобы этот вид комплиментов был искренен, вы действительно должны были общаться с мамой собеседника, или ваш собеседник должен знать, что для вас иметь брата очень важно.

    1. «Маленький минус, большой плюс». Этот вид комплимента довольно сложен, потому что мы сначала как бы ставим собеседнику небольшой минус, а затем перекрываем его большим плюсом, например: «Я не могу сказать, что ты хорошо выглядишь ты сегодня выглядишь просто потрясающе!». Смысл этого комплимента заключается в «игре» на эмоциях: сначала мы шокируем собеседника, доставляя ему отрицательные эмоции, а потом даем большой заряд положительных эмоций.

Ну и, конечно, если человек подарил нам «плюсы», неплохо бы вернуть ему в ответ хотя бы часть.

Давайте сейчас потренируемся «производить приятное впечатление на собеседника».

Упражнение

«3 плюса»

П ояснение: Участники делятся на две равные группы, одна образует внутренний круг, другая – внешний, лицом друг к другу. Инструкция: Сейчас каждый из вас будет производить приятное впечатление на партнера. Начинают разговор участники внешнего круга, потом то же самое делают участники внутреннего круга. В ходе разговора следует улыбаться, называть друг друга по имени и говорить комплименты. По моему сигналу участники внешнего круга сдвигаются на одного человека, и упражнение продолжается с новым партнером.

Анализ упражнения:

  • Сложно ли было говорить комплименты? Что мешало?

  • Кто из вас какие виды комплиментов использовал?

  • Какой из видов комплиментов было придумать сложнее всего? Чей комплимент вам запомнился больше всего? Почему?

Подведите итог упражнению: Для того чтобы произвести впечатление на человек, иногда достаточно грамотно начать разговор, и это заменит десяток внешних атрибутов.

Т еория: вербальное и невербальное общение

Мы рассмотрели, как лучше начинать общение. А теперь давайте поговорим о том, что такое общение вообще, из чего оно состоит и каким бывает? Общение имеет две составляющих – вербальную и невербальную.

под общением). ✓выражения лица, улыбка, взгляд собеседника

    • поза, одежда, внешний вид, жесты

    • тон голоса, тембр, громкость, интонации и т.д. Затем задайте вопрос:

  • Как вам кажется, какой вид общения труднее всего контролировать? Почему?

Пусть участники выскажутся, а потом поделитесь своим мнением:

Конечно же, невербальное общение контролировать труднее: слова мы можем обдумать; можем сказать свою мысль, а можем не сказать. Что же касается невербального общения, то мы не в состоянии постоянно контролировать каждое свое движение и реакцию, а также то впечатление, которое мы производим на окружающих. Иногда мы не можем подавить зевоту; замерзая, непроизвольно дрожим или покрываемся гусиной кожей, а, смущаясь, краснеем... Да даже сейчас, если вы понаблюдаете за мной, то увидите, как я жестикулирую, хотя сам(а) этого не замечаю. Некоторые свои движения, правда, мы вполне в состоянии контролировать. Мы делаем это сознательно, а иногда и пользуемся ими. Протягиваем другу руку для рукопожатия, хлопаем в ладоши, показывая свое одобрение, или улыбаемся, и т.д.

Было выявлено, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. И таких примеров можно привести огромное множество.

Поза, мимика, жесты несут нашему собеседнику около 80% всей информации, а слова – всего лишь 20%

Таким образом, в психологии многие техники построены на умении управлять своей невербальной составляющей общения и понимать, «считывать» жесты и позы других людей. Так как психологи обращают большее внимание на невербальную составляющую общения, они лучше понимают людей, и поэтому про них говорят, что они «видят людей насквозь».

А насколько важную роль играет в нашей жизни невербальное общение, пусть каждый сейчас ощутит на себе.

Упражнение

« 3 Обезьянки»

Пояснение: выбираются трое добровольцев. Остальные участники садятся полукругом так, чтобы трое оказались на импровизированной сцене.

Инструкция:У нас есть трое добровольцев. Один из участников будет играть роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, мимика; второй участник играет роль «глухого-и-паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой»: он способен только слышать и показывать. Вы все вместе между собой должны договориться о месте, времени и цели встречи. Для того чтобы каждый из добровольцев легче вошел в образ, можно использовать вспомогательные средства: Глухому-и-немому – завязать уши и рот;

Глухому-и-паралитику – завязать уши и спрятать руки за спиной; Слепому-и-немому – завязать глаза и рот.

Анализ упражнения:

  • Что было труднее всего, когда вы договаривались?

  • Тяжело ли было быть в роли «инвалидов»?

Спросите у участников: Как можно было бы договориться быстрее, что для этого нужно было сделать?

Да, донести информацию до собеседника непросто. Нужно уметь формулировать свои мысли, просто и понятно высказываться. Но, кроме того, общение – это двусторонний процесс, важно не только то, как мы говорим, но и то, как мы с нашим собеседником слушаем друг друга.

Давайте вспомним упражнение «Слухи». Вспомнили? Часть информации во время рассказа теряется. Часть передается неточно. Как слушать собеседника так, чтобы искажения и потери свелись к минимуму?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!