Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мюрюнская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено на заседании МО «Дьо5ур»: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель: Егорова Раиса Семеновна Зам. Директора по УВР Директор МБОУ «МСОШ №2»
Подпись Жураховская Наталья Афанасьевна Фомин Сергей Егорович
Дата Подпись Подпись
Дата Дата
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВУД ПО ТЕХНОЛОГИИ
НА 2017– 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОРИГАМИ
(2а класс)
Составитель программы:
Стручкова Нарыйа Петровна –
учитель ВУД по технологии
с. Борогонцы
2017 год
I.Пояснительная записка
Данная программа была составлена на основе программы воспитателя второй квалификационной категории С.А. Шишмаревой (Юрга, 2014 год), Т.Н. Просняковой для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Изменения были внесены в следующих пунктах:
Возрастной диапазон освоения программы;
Срок реализации программы;
Форма организации образовательного процесса;
Режим занятий;
Количество часов;
Формы подведения итогов реализации программы;
КТП;
Содержание программы;
Материально-техническое обеспечение программы;
Методическое обеспечение программы;
Использованная литература.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать воспитанников. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Направленность: художественно – эстетическая (важное направление в развитии и воспитании). Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность:
Оригами. Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами оригами.
Задачи программы кружка:
Обучающие
• Знакомить кружковцев с основными понятиями и базовыми формами оригами;
• Научить различным приёмам работы с бумагой;
• Формировать умения следовать устным инструкциям;
• Обогащать словарь проживающих специальными терминами;
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии;
• Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук;
• Развивать пространственное воображение;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к оригами;
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности обучающихся;;
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возрастной диапазон освоения программы: 7 – 10 лет.
Сроки реализации: 1 год обучения.
Формы и методы занятий:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия и игры.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.) ;
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:
объяснительно-иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем;
исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися:
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Режим занятий: в неделю – 1 час.
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
● учебно – познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
● умение самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
● ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; мотивация к творчеству;
● способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
● основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
● выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
● решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
● работать с разнообразными материалами;
● планировать свои действия;
● отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
● осуществлять в своей творческой деятельности итоговый и пошаговый контроль, констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
● самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
● адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
● вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
● пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой работе;
● осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
● различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
● приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
● осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.
● развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;
● создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
● понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
● первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
● сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
● формировать собственное мнение и позицию;
●задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
●адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Знать:
правила поведения, ТБ;
инструменты и материалы;
условные обозначения;
базовые формы;
значение узоров, орнаментов, цветов;
основы цветоведения;
Уметь:
качественно и профессионально выполнять изделия;
читать готовые схемы;
самостоятельно выполнять схемы, эскизы своих изделий;
соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ;
правильно пользоваться инструментами;
теоритические сведения;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
Формы работы:
индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы подведения итогов реализации программы: Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные, участие в различных конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
В конце обучения учащиеся должны |
Знать | Уметь |
Правила поведения на занятии. ТБ | Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе ножницами, иглой и т.д. |
Инструменты и материалы | Правильно пользоваться острыми предметами. Правильно подбирать соответствующий бисер, нитку, ткань. |
Основные приемы шитья | Теоретические сведения. Основные приемы шитья, бисерной вышивки. |
Основы цветоведения | Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. |
II.Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока (форма или вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Вид контроля (измерители) | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Вводное занятие. | Вводное занятие. Техника Безопасности. Материалы и инструменты необходимые при работе. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. Урок-беседа. | На этом занятии проводится ТБ. Рассказывается об инструментах и материалах используемых при работе. Производится беседа с учащимися. | Текущий | | |
2 | Условные обозначения и базовые формы | Изучение условных обозначений и базовых форм оригами. Практическая работа «Гном, гриб, кукла-1» Практическая работа «Кукла-2, маска щенка, маска кошки» | 3 | Урок ознакомления с новым материалом. Урок-практикум. | изучается условные обозначения и базовые формы оригами. Практическая работа | Текущий + Тематический контроль | | |
3 | Корабли | Выполнение Корабль-1, Корабль-2, Домик, Лодка-1, Лодка-2. | 5 | Урок-практикум. | Практическая работа | Текущий | | |
4 | Новогодние поделки | Выполнение новогодних поделок | 6 | Урок-практикум. | Практическая работа | Текущий | | |
5 | Щенок | Выполнение «Щенок» из 1 детали Выполнение «Щенок» из 2 деталей | 4 | Урок-практикум. | Практическая работа | Текущий | | |
6 | Беседа | Возможности оригами | 2 | Урок-беседа | Беседа между учениками и учителем. Просмотр видеороликов. Обсуждение. | Текущий | | |
8 | Умелые ручки | Оригами «Кошка» Оригами «Кошка» Цветы «Тюльпан» Оригами «Собачка» Оригами «Мороженое-1» Оригами «Мороженое-2» Оригами «Мороженое-3» | 7 | Урок-практикум | Практическая работа | Текущий | | |
9 | Я умею | Изделие на свободную тему | 5 | Урок-практикум | Практическая работа | Текущий | | |
III.Содержание программы
Вводное занятие. Техника Безопасности. Материалы и инструменты необходимые при работе.
Изучение условных обозначений и базовых форм оригами.
Практическая работа «Гном, гриб, кукла-1»
Практическая работа «Кукла-2, маска щенка, маска кошки»
Выполнение Корабль-1, Корабль-2, Домик, Лодка-1, Лодка-2.
Выполнение новогодних поделок
Выполнение «Щенок» из 1 детали
Выполнение «Щенок» из 2 деталей
Возможности оригами
Оригами «Кошка»
Оригами «Кошка»
Цветы «Тюльпан»
Оригами «Собачка»
Оригами «Мороженое-1»
Оригами «Мороженое-2»
Оригами «Мороженое-3»
Изделие на свободную тему
IV.Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо:
учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям;
столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.
наличие инструментов и материалов для оригами;
наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
V.Методическое обеспечение программы
На занятиях кружка используются в сочетании различные методы обучения:
1) словесные (рассказ, беседа, объяснение);
2) наглядные (показ, демонстрация);
3) практические (упражнения, выполнение различных работ).
Вводное занятие, новая тема начинаются с рассказа, объяснения. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со схемами узоров, рисунками на доске.
В форме беседы проводится обсуждение работ, а также ошибок, наиболее встречающихся в работе. В беседе у учащихся появляется возможность высказать свое мнение. Беседа способствует активизации мышления и оживляет занятие.
В процессе проведения практических работ проводится инструктаж учащихся.
В конце каждого занятия отмечаются ошибки, проводится демонстрация лучших работ, учащиеся знакомятся с темой следующего занятия и т.д.
VI. Использованная литература
Гарматин А. Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги. А. Гарматин, Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2005. – 320 с.