СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второстепенные члены предлоежния. Дополнение. Виды дополнения. Задания. + ответы

Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения. Дополнение.»

Понаблюдаем! Какими членами предложения являются оставшиеся слова? Выделите грамматическую основу в предложениях Определите чем она выражена. Определите вид сказуемого. СИС сущ. кр.прил. гл. Жители были недовольны. День позавчера был снежный. Мы решили посмотреть интересный фильм. Стали сгущаться сумерки. Никто не остался. Шахматы отлично развивают долгосрочную память.  сущ. нар. гл. прил. СИС  гл. СГС гл. мест. сущ. прил.  СГС гл. гл. сущ.  ч. гл. ПГС мест.  сущ. прил. гл. ПГС сущ. нар.  распространённое нераспространённое

Понаблюдаем!

Какими членами предложения являются оставшиеся слова?

Выделите грамматическую основу в предложениях

Определите чем она выражена. Определите вид сказуемого.

СИС

сущ.

кр.прил.

гл.

Жители были недовольны.

День позавчера был снежный.

Мы решили посмотреть интересный фильм.

Стали сгущаться сумерки.

Никто не остался.

Шахматы отлично развивают долгосрочную память.

сущ.

нар.

гл.

прил.

СИС

гл.

СГС

гл.

мест.

сущ.

прил.

СГС

гл.

гл.

сущ.

ч. гл.

ПГС

мест.

сущ.

прил.

гл.

ПГС

сущ.

нар.

распространённое

нераспространённое

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения дополнение определение обстоятельство КАК? КАКОЙ? ЧЕЙ? вопросы косвенных падежей: КОГО? ЧЕГО? КАКАЯ? ЧЬЯ? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОМУ? ЧЕМУ? КАКОЕ? ЧЬЁ? ГДЕ? КОГО? ЧТО?  КЕМ? ЧЕМ?  (О)КОМ? (О)ЧЁМ? КАКИЕ? ЧЬИ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? и пр.

Второстепенные члены предложения

дополнение

определение

обстоятельство

КАК?

КАКОЙ? ЧЕЙ?

вопросы косвенных падежей:

КОГО? ЧЕГО?

КАКАЯ? ЧЬЯ?

КАКИМ ОБРАЗОМ?

КОМУ? ЧЕМУ?

КАКОЕ? ЧЬЁ?

ГДЕ?

КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? (О)КОМ? (О)ЧЁМ?

КАКИЕ? ЧЬИ?

КУДА?

ОТКУДА?

ЗАЧЕМ?

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

ПОЧЕМУ?

ОТЧЕГО? и пр.

ДОПОЛНЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

Понаблюдаем!  Какими частями речи выражено дополнение? сущ. Я прочитал хорошую книгу. Дом построен из бруса. Он забыл самое важное. Все заметили, что чего-то не хватает. Меня попросили спеть на празднике. Умножаю десять на пять. предл. сущ. (сост.превосх.ст.) прил. мест. инфин. (гл.) мест. числ. числ.

Понаблюдаем! Какими частями речи выражено дополнение?

сущ.

Я прочитал хорошую книгу.

Дом построен из бруса.

Он забыл самое важное.

Все заметили, что чего-то не хватает.

Меня попросили спеть на празднике.

Умножаю десять на пять.

предл. сущ.

(сост.превосх.ст.) прил.

мест.

инфин. (гл.)

мест.

числ.

числ.

Сравним дополнения! Выделим дополнения. Какой частью речи они выражены?  Все ли глаголы , от которых зависят дополнения могут употребляться с В.п. без предлога ?  Как называют такие глаголы? (6 класс*)  ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ  Все ли дополнения В.п. без предлога? На какие 2 группы можно разделить дополнения? предл. сущ. Эти поделки сделали из глины. Я люблю шоколад.  Я забыл пенал.  Ты выглянул из-за дерева. Отец светит фонариком. Пассажиры забыли вещи. В.п. сущ.  В.п. сущ.  предл. сущ. сущ. В.п. сущ.

Сравним дополнения!

  • Выделим дополнения. Какой частью речи они выражены?
  • Все ли глаголы , от которых зависят дополнения могут употребляться с В.п. без предлога ?
  • Как называют такие глаголы? (6 класс*)
  • ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
  • Все ли дополнения В.п. без предлога?
  • На какие 2 группы можно разделить дополнения?

предл. сущ.

Эти поделки сделали из глины.

Я люблю шоколад.

Я забыл пенал.

Ты выглянул из-за дерева.

Отец светит фонариком.

Пассажиры забыли вещи.

В.п.

сущ.

В.п.

сущ.

предл. сущ.

сущ.

В.п.

сущ.

В ТДО Дополнение прямое косвенное перех.гл.  +  сущ./мест. В.п.  БЕЗ ПРЕДЛОГА Все  остальные дополнения (других частей речи, зависящих от неперх.гл., сущ., прич. и пр.) НЕ  + перех.гл.  +  сущ./мест. Р.п.  БЕЗ ПРЕДЛОГА * Р.п.  со знач. части целого  перех.гл. сущ. В.п. Пр.: Брат пишет письмо.   перех.гл. Р.п. Пр.: Я не смотрел фильм а Минутка грамматики!

В ТДО

Дополнение

прямое

косвенное

  • перех.гл. + сущ./мест. В.п. БЕЗ ПРЕДЛОГА

Все остальные дополнения

(других частей речи, зависящих от неперх.гл., сущ., прич. и пр.)

  • НЕ + перех.гл. + сущ./мест. Р.п.

БЕЗ ПРЕДЛОГА

  • * Р.п. со знач. части целого

перех.гл.

сущ. В.п.

Пр.: Брат пишет письмо.

перех.гл.

Р.п.

Пр.: Я не смотрел фильм а

Минутка грамматики!

Задание. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматическую основу . Подчеркните дополнения , определите, какими частями речи они выражены. Определите, прямые они и косвенные . Хохлатые куриц.. гулявш..е по двору и(с,з)кали в сене жуков и букаш..к. Д..ректор буров..й станц..и узнав о ледов..м заторе просил пр..слать лед..кол. В пр..легающ..м к дому саду пахло малиной скош..(н,нн)ой травой и цветами. В этом доме хозяева на дух (не) переносили (ни)какого беспорядка. Восхищ..(н,нн)ые пением Ани мы хотели попросить её спеть ещ.. какой(нибудь) романс. Друз(?)я в..лели нам (не)вешать нос и уг..вар..вали (не)бросать нач..того проект а .

Задание. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматическую основу . Подчеркните дополнения , определите, какими частями речи они выражены. Определите, прямые они и косвенные .

  • Хохлатые куриц.. гулявш..е по двору и(с,з)кали в сене жуков и букаш..к.
  • Д..ректор буров..й станц..и узнав о ледов..м заторе просил пр..слать лед..кол.
  • В пр..легающ..м к дому саду пахло малиной скош..(н,нн)ой травой и цветами.
  • В этом доме хозяева на дух (не) переносили (ни)какого беспорядка.
  • Восхищ..(н,нн)ые пением Ани мы хотели попросить её спеть ещ.. какой(нибудь) романс.
  • Друз(?)я в..лели нам (не)вешать нос и уг..вар..вали (не)бросать нач..того проект а .
Проверим вместе! перех. В.п. прям. сущ. ПГС гл. сущ. Хохлатые куриц ы , гулявш и е по двору , и с кали в сене жуков и букаш е к. Д и ректор буров о й станц и и , узнав о ледов о м заторе , просил пр и слать лед о кол. В пр и легающ е м к дому саду пахло малиной , скош енн ой травой и цветами. В этом доме хозяева на дух не _ переносили н ик акого беспорядка. Восхищ ённ ые пением Ани , мы хотели попросить её спеть ещ ё какой – нибудь романс.  Друз ь я велели нам не _ вешать нос и уг о вар и вали не _ бросать нач а того проект а . В.п. прям. сущ. косв. гл. ПГС сущ. сущ. В.п. сущ. косв. инф. перех. прям. Т.п. неперех. косв. гл. сущ. Т.п. Т.п. косв. сущ. косв. сущ. перех. ПГС фраз. сущ. перех. сущ. Р.п. прям. В.п. косв. прям. СГС гл. гл. мест. мест. инф. В.п. сущ. прям. неперех. косв. ПГС гл. сущ. косв. Д.п. фраз. гл. ПГС мест. инф. Р.п. сущ. косв. прям. перех.

Проверим вместе!

перех.

В.п.

прям.

сущ.

ПГС

гл.

сущ.

  • Хохлатые куриц ы , гулявш и е по двору , и с кали в сене жуков и букаш е к.
  • Д и ректор буров о й станц и и , узнав о ледов о м заторе , просил пр и слать лед о кол.
  • В пр и легающ е м к дому саду пахло малиной , скош енн ой травой и цветами.
  • В этом доме хозяева на дух не _ переносили н ик акого беспорядка.
  • Восхищ ённ ые пением Ани , мы хотели попросить её спеть ещ ё какой нибудь романс.
  • Друз ь я велели нам не _ вешать нос и уг о вар и вали не _ бросать нач а того проект а .

В.п.

прям.

сущ.

косв.

гл.

ПГС

сущ.

сущ.

В.п.

сущ.

косв.

инф.

перех.

прям.

Т.п.

неперех.

косв.

гл.

сущ.

Т.п.

Т.п.

косв.

сущ.

косв.

сущ.

перех.

ПГС

фраз.

сущ.

перех.

сущ.

Р.п.

прям.

В.п.

косв.

прям.

СГС

гл. гл.

мест.

мест.

инф.

В.п.

сущ.

прям.

неперех.

косв.

ПГС

гл.

сущ.

косв.

Д.п.

фраз.

гл.

ПГС

мест.

инф.

Р.п.

сущ.

косв.

прям.

перех.

Домашнее задание Упр. 122 (1,3,5,7,9)

Домашнее задание

  • Упр. 122 (1,3,5,7,9)
В.п. или Р.п. Р.п. – ЧАСТЬ ОТ ВСЕГО , что есть В.п. – ВСЁ , что есть, целиком «Как правильно?» Р.п. Я положил в чашку с чаем сахар / сахара САХАР А Т.е. это не весь сахар , а часть – пара ложек, кусочков В.п. Папа велел перетаскать в сарай дров / дрова ДРОВА т.к. перенести надо все дрова ,а не несколько штук «ЛАЙФХАК» определи значение предложения, подставь слова все(ё) / весь – В.п. немного / чуть-чуть – Р.п.

В.п. или Р.п.

Р.п.ЧАСТЬ ОТ ВСЕГО ,

что есть

В.п.ВСЁ , что есть, целиком

«Как правильно?»

Р.п.

Я положил в чашку с чаем сахар / сахара

САХАР А

Т.е. это не весь сахар , а часть – пара ложек, кусочков

В.п.

Папа велел перетаскать в сарай дров / дрова

ДРОВА

т.к. перенести надо все дрова ,а не несколько штук

«ЛАЙФХАК»

определи значение предложения, подставь слова

все(ё) / весь – В.п.

немного / чуть-чуть – Р.п.

Минутка грамматики! частица НЕ при гл. (отрицание) всегда требует Р.п. сущ. Пр.: Слушаю музык у (В.п.)  Не слушаю музык и (Р.п.) Пр.: Знает эт у женщин у . (В.п.)  Не  знает эт ой женщин ы . (Р.п.) Пр.: Произнес важн ые слов а . (В.п.)  Не  произнес важн ых слов _ . (Р.п.)

Минутка грамматики!

частица НЕ при гл. (отрицание)

всегда требует Р.п. сущ.

Пр.: Слушаю музык у (В.п.)

Не слушаю музык и (Р.п.)

Пр.: Знает эт у женщин у . (В.п.)

Не знает эт ой женщин ы . (Р.п.)

Пр.: Произнес важн ые слов а . (В.п.)

Не произнес важн ых слов _ . (Р.п.)

ДОПОЛНЕНИЕ 2 урок

ДОПОЛНЕНИЕ

2 урок

Проверочная работа  «Прямое или косвенное дополнение?» Задание: Выпишите только дополнения из предложения, распределив в 2 колонки : 1) прямое и 2) косвенное . Гостей угощали домашней выпечкой. В найденной сумочке обнаружили документы. Детьми повсюду были разбросаны игрушки. Пискунов не принимал новых авторов в свое издание. Мы разложили все книги по местам. Я попросил коллегу переслать документ. Мне совсем не хотелось быть белой вороной! В гостях он выпил чаю и съел кусок пирога. Завтра у него состоится собрание цветоводов. Учитель предложил поучаствовать в конкурсе рисунков.

Проверочная работа «Прямое или косвенное дополнение?»

Задание: Выпишите только дополнения из предложения, распределив в 2 колонки : 1) прямое и 2) косвенное .

  • Гостей угощали домашней выпечкой.
  • В найденной сумочке обнаружили документы.
  • Детьми повсюду были разбросаны игрушки.
  • Пискунов не принимал новых авторов в свое издание.
  • Мы разложили все книги по местам.
  • Я попросил коллегу переслать документ.
  • Мне совсем не хотелось быть белой вороной!
  • В гостях он выпил чаю и съел кусок пирога.
  • Завтра у него состоится собрание цветоводов.
  • Учитель предложил поучаствовать в конкурсе рисунков.
Задание 1. « Соблюдаем правила грамматики! » Исправьте ошибки в употреблении дополнений. Запишите в исправленном виде. Определите вид дополнения . сущ. Д.п. косв. Гринёв в повести А.С.Пушкина противопоставлен Швабрина. Родители были очень рады за наши достижения. Мне в гости пришел мой друг. Во второй части покажут о дальнейших приключениях героях. Признаюсь, что я скучаю о вас. Мой друг не смотрел этот фильм. На собрании говорили за здоровье детей. Музыка написана в неподходящем для группы стиле. Бабушка, сидя в кресле, попросила подать ей молоко. Швабрин у сущ. Д.п. косв. наш им достижени ям мест. Д.п. косв . Ко мне суш.Р.п. косв . сущ.В.п. прям. дальнейш ие приключени я геро ев мест. косв.  по ва с / по ва м сущ.Р.п. прям. эт ого фильм а сущ.П.п. косв. о сущ.Д.п. косв. групп е сущ.Р.п. прям. молок а Рассказать О + П.п. [ ком? чём? ]  Показать В.п. [ кого? что? ]

Задание 1. « Соблюдаем правила грамматики! » Исправьте ошибки в употреблении дополнений. Запишите в исправленном виде. Определите вид дополнения .

сущ. Д.п. косв.

  • Гринёв в повести А.С.Пушкина противопоставлен Швабрина.
  • Родители были очень рады за наши достижения.
  • Мне в гости пришел мой друг.
  • Во второй части покажут о дальнейших приключениях героях.
  • Признаюсь, что я скучаю о вас.
  • Мой друг не смотрел этот фильм.
  • На собрании говорили за здоровье детей.
  • Музыка написана в неподходящем для группы стиле.
  • Бабушка, сидя в кресле, попросила подать ей молоко.

Швабрин у

сущ. Д.п. косв.

наш им достижени ям

мест. Д.п. косв .

Ко мне

суш.Р.п. косв .

сущ.В.п. прям.

дальнейш ие приключени я

геро ев

мест. косв.

по ва с / по ва м

сущ.Р.п. прям.

эт ого фильм а

сущ.П.п. косв.

о

сущ.Д.п. косв.

групп е

сущ.Р.п. прям.

молок а

Рассказать О + П.п. [ ком? чём? ]

Показать В.п. [ кого? что? ]

Задание 2. « Еще раз про инфинитив! » Определите синтаксическую роль выделенных слов. Подчеркните все дополнения , определи их вид. Сергей попросил меня выйти . Петр Иванович стал строго тренировать ребят к забегу. Командир приказал отряду выступать . Родители умоляли Свету бросить эту затею. Катя будет поступать в техникум. Мальчики всё хотели рассказать учителю. Тут режиссер предложил девушке прочитать текст. Развивать память – долгий процесс.

Задание 2. « Еще раз про инфинитив! » Определите синтаксическую роль выделенных слов. Подчеркните все дополнения , определи их вид.

  • Сергей попросил меня выйти .
  • Петр Иванович стал строго тренировать ребят к забегу.
  • Командир приказал отряду выступать .
  • Родители умоляли Свету бросить эту затею.
  • Катя будет поступать в техникум.
  • Мальчики всё хотели рассказать учителю.
  • Тут режиссер предложил девушке прочитать текст.
  • Развивать память – долгий процесс.
Проверим вместе! прям. сущ. инф. косв. ПГС гл. мест. Сергей попросил меня выйти . Петр Иванович стал строго тренировать ребят к забегу. Командир приказал отряду выступать . Родители умоляли Свету бросить эту затею. Катя будет поступать в техникум. Мальчики всё хотели рассказать учителю. Тут режиссер предложил девушке прочитать текст. Развивать память – долгий процесс. косв. прям. СГС гл. гл. сущ. сущ. сущ. прям. инф. косв. сущ. сущ. ПГС гл. прям. прям. инф. сущ. косв. сущ. гл. ПГС сущ. сущ. ПГС гл. гл. косв. сущ. сущ. СГС гл. гл. прям. сущ. сущ. косв. сущ. инф. косв. ПГС гл. прям. инф. сущ. СИС Ø сущ.

Проверим вместе!

прям.

сущ.

инф.

косв.

ПГС

гл.

мест.

  • Сергей попросил меня выйти .
  • Петр Иванович стал строго тренировать ребят к забегу.
  • Командир приказал отряду выступать .
  • Родители умоляли Свету бросить эту затею.
  • Катя будет поступать в техникум.
  • Мальчики всё хотели рассказать учителю.
  • Тут режиссер предложил девушке прочитать текст.
  • Развивать память – долгий процесс.

косв.

прям.

СГС

гл. гл.

сущ.

сущ.

сущ.

прям.

инф.

косв.

сущ.

сущ.

ПГС

гл.

прям.

прям.

инф.

сущ.

косв.

сущ.

гл.

ПГС

сущ.

сущ.

ПГС

гл. гл.

косв.

сущ.

сущ.

СГС

гл. гл.

прям.

сущ.

сущ.

косв.

сущ.

инф.

косв.

ПГС

гл.

прям.

инф.

сущ.

СИС

Ø

сущ.

Домашнее задание Упр. 130

Домашнее задание

  • Упр. 130
по ваМ / по ваС Скучаю по ва С  – старая норма;  по ва М  – новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только  скучать по ваС , по наС , но в наши дни эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. В справочнике Д. Э. Розенталя « Управление в русском языке » указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно:  скучать по кому-чему , например:  скучать по сыну, скучать по нему.  Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно:  скучать по ком? (например: скучали по на с , скучаем по ва с .  В современных переизданиях этого справочника (см., например, издание 2005 года ) эта рекомендация сохраняется . «Русская грамматика» (М., 1980) формы  скучать по вам  и  скучать по вас  рассматривала как вариативные . В  «Словаре грамматической сочетаемости слов русского языка» Е. М. Лазуткиной (М. 2012) управление   скучать по ком-чем?   уже названо устарелым. В качестве нормативного это издание рекомендует  скучать по кому-чему .

по ваМ / по ваС

  • Скучаю по ва С  – старая норма;  по ва М  – новая.
  • Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только  скучать по ваС , по наС , но в наши дни эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках.
  • В справочнике Д. Э. Розенталя « Управление в русском языке » указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно:  скучать по кому-чему , например:  скучать по сыну, скучать по нему.  Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно:  скучать по ком? (например: скучали по на с , скучаем по ва с В современных переизданиях этого справочника (см., например, издание 2005 года ) эта рекомендация сохраняется .
  • «Русская грамматика» (М., 1980) формы  скучать по вам  и  скучать по вас  рассматривала как вариативные .
  • В  «Словаре грамматической сочетаемости слов русского языка» Е. М. Лазуткиной (М. 2012) управление   скучать по ком-чем?   уже названо устарелым. В качестве нормативного это издание рекомендует  скучать по кому-чему .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!