СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всё в одной таблице.Пунктуационный анализ предложения. Задание 21. ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компактная таблица для работы над новым заданием №21 ЕГЭ, в котором требуется пунктуационный анализ текста.

Удобна для распечатки и использования учениками в качестве справочного материала.

Просмотр содержимого документа
«Всё в одной таблице.Пунктуационный анализ предложения. Задание 21. ЕГЭ»


Задание 21. Пунктуационный анализ текста

Запятая

Двоеточие

Тире

Правила

Примеры

Правила

Примеры

Правила

Примеры

Простое предложение

Простое предложение

Простое предложение

1.Однородные члены предложения

*О, О, О

*О, а О

*как О, так и О

*и О, и О, и О

Всё в пейзаже проникнуто покоем, солнцем, радостью прекрасного летнего дня.


1.Обобщающее слово стоит перед однородными членами

(после двоеточия слова или словосочетания)

Всё в тающей дымке: холмы, перелески.

1.*Обобщающее слово стоит после однородных членов.

*Обобщ. слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается.

Холмы, перелески – всё в тающей дымке.


Всё: холмы, перелески – в тающей дымке.

2.Обособленные члены предложения

*определения

*приложения

*дополнения

*обстоятельства

*уточняющие члены

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь.

Все, кроме Сергея, пришли на тренировку.

Звеня и сверкая, ручей пробирался меж камней.

Вчера, часов в шесть, мы пошли к морю.

2.Бессоюзное сложное предложение

(можно поставить союз ПОТОМУ ЧТО, слова А ИМЕННО, союзы ЧТО, КАК)



*Осень он не любил: слишком слякотно и грустно на улице.

*Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики.

*Я взглянул в окно: кругом был мрак и вихрь. (и увидел, что)

2. Между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки

Сущ. – сущ.

Числ. – числ.

Инф. – инф.

Подлеж. – это (вот, значит) сказ.

Пушкин – великий поэт.

Трижды три – девять.

Жить – Родине служить.

Человек – это великолепно.

3.Вводные слова и предложения

Я, правда, и не собирался возвращаться.

Завтра, как сообщают метеорологи, будет туман.

3. Предложения с прямой речью. Слова автора перед прямой речью.А: «П».

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами?»

3.Обособленное приложение стоит в конце предложения

Тихонько трогает гармонь боец парнишка белокурый.

4.Обращения

Он был, о море, твой певец.



4.Неполное предл.

Он любит её, а она – его.


Служить бы рад – прислуживаться тошно.

Начался дождь – в поход мы не пошли.

Молвит слово – соловей поёт.

Лес рубят – щепки летят.

5.Сравнительные обороты

Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.



5.Бессоюзное сложное проедложение

(можно поставить союз

А(НО), ТАК ЧТО, БУДТО между предло-

жениями, Союзы ЕСЛИ, КОГДА в первом предложении)

Сложное предложение



6. Сложносочинён -

ное

Гремела атака, и пули звенели.



7.Сложноподчинён-ное

Когда ты придёшь, мы обсудим создавшуюся ситуацию.

Я знаю, как решить эту проблему, и помогу тебе.



8.Бессоюзное

Гремел гром, сверкала молния.



6.Прямая речь, диалог

-Тепло ли тебе, девица?- спрашивал Морозко.

Многоточие

Точка с запятой

Кавычки

1.В конце предложения

Для обозначения незаконченности высказывания

А счастье было так возможно, так близко …

1.В бессоюзном сложном предложении,

если в простых предложениях внутри сложного уже есть запятые

По узкой, еле заметной тропинке, петлявшей между деревьями, мы мы двигались медленно; до привала было ещё далеко.

1.В предложениях с прямой речью

Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий…»

2.В середине предложения при перечислении слов для обозначения недосказанности

И всё-таки … всё-таки впереди огни!

2. В сложноподчинённом предлож., если однор. Придаточные распространены, имеют запятые внутри

Я знаю, что ты, конечно, придёшь завтра; что мы кропотливо, основательно будем готовиться к экзамену.

2.При цитировании

Тургенев назвал русский язык «великим и могучим».

3.В начале предложения

(продолжается прерванное высказывание или прошло много времени)

… А теперь вернёмся к началу этой истории.



3.Для выделения несогласованных приложений

В романе Тургенева «Отцы и дети» главным героем является Евгений Базаров.

4.В цитатах (для указания пропуска слов)

Татьяна пишет Онегину: «…Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать».



4.Для выделения слов, которые употребляются в необычном значении

…Мы в литературе… боимся говорить о «высоких персонах». (Белинский)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!