Запятая | Двоеточие | Тире |
Правила | Примеры | Правила | Примеры | Правила | Примеры |
Простое предложение | Простое предложение | Простое предложение |
1.Однородные члены предложения *О, О, О *О, а О *как О, так и О *и О, и О, и О | Всё в пейзаже проникнуто покоем, солнцем, радостью прекрасного летнего дня. | 1.Обобщающее слово стоит перед однородными членами (после двоеточия слова или словосочетания) | Всё в тающей дымке: холмы, перелески. | 1.*Обобщающее слово стоит после однородных членов. *Обобщ. слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается. | Холмы, перелески – всё в тающей дымке. Всё: холмы, перелески – в тающей дымке. |
2.Обособленные члены предложения *определения *приложения *дополнения *обстоятельства *уточняющие члены | Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. Все, кроме Сергея, пришли на тренировку. Звеня и сверкая, ручей пробирался меж камней. Вчера, часов в шесть, мы пошли к морю. | 2.Бессоюзное сложное предложение (можно поставить союз ПОТОМУ ЧТО, слова А ИМЕННО, союзы ЧТО, КАК) | *Осень он не любил: слишком слякотно и грустно на улице. *Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики. *Я взглянул в окно: кругом был мрак и вихрь. (и увидел, что) | 2. Между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки Сущ. – сущ. Числ. – числ. Инф. – инф. Подлеж. – это (вот, значит) сказ. | Пушкин – великий поэт. Трижды три – девять. Жить – Родине служить. Человек – это великолепно. |
3.Вводные слова и предложения | Я, правда, и не собирался возвращаться. Завтра, как сообщают метеорологи, будет туман. | 3. Предложения с прямой речью. Слова автора перед прямой речью.А: «П». | И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами?» | 3.Обособленное приложение стоит в конце предложения | Тихонько трогает гармонь боец – парнишка белокурый. |
4.Обращения | Он был, о море, твой певец. | | | 4.Неполное предл. | Он любит её, а она – его. Служить бы рад – прислуживаться тошно. Начался дождь – в поход мы не пошли. Молвит слово – соловей поёт. Лес рубят – щепки летят. |
5.Сравнительные обороты | Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. | | | 5.Бессоюзное сложное проедложение (можно поставить союз А(НО), ТАК ЧТО, БУДТО между предло- жениями, Союзы ЕСЛИ, КОГДА в первом предложении) |
Сложное предложение | | |
6. Сложносочинён - ное | Гремела атака, и пули звенели. | | |
7.Сложноподчинён-ное | Когда ты придёшь, мы обсудим создавшуюся ситуацию. Я знаю, как решить эту проблему, и помогу тебе. | | |
8.Бессоюзное | Гремел гром, сверкала молния. | | | 6.Прямая речь, диалог | -Тепло ли тебе, девица?- спрашивал Морозко. |
Многоточие | Точка с запятой | Кавычки |
1.В конце предложения Для обозначения незаконченности высказывания | А счастье было так возможно, так близко … | 1.В бессоюзном сложном предложении, если в простых предложениях внутри сложного уже есть запятые | По узкой, еле заметной тропинке, петлявшей между деревьями, мы мы двигались медленно; до привала было ещё далеко. | 1.В предложениях с прямой речью | Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий…» |
2.В середине предложения при перечислении слов для обозначения недосказанности | И всё-таки … всё-таки впереди огни! | 2. В сложноподчинённом предлож., если однор. Придаточные распространены, имеют запятые внутри | Я знаю, что ты, конечно, придёшь завтра; что мы кропотливо, основательно будем готовиться к экзамену. | 2.При цитировании | Тургенев назвал русский язык «великим и могучим». |
3.В начале предложения (продолжается прерванное высказывание или прошло много времени) | … А теперь вернёмся к началу этой истории. | | | 3.Для выделения несогласованных приложений | В романе Тургенева «Отцы и дети» главным героем является Евгений Базаров. |
4.В цитатах (для указания пропуска слов) | Татьяна пишет Онегину: «…Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать». | | | 4.Для выделения слов, которые употребляются в необычном значении | …Мы в литературе… боимся говорить о «высоких персонах». (Белинский) |