СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийская олимпиада школьников по технологии школьный этап номинация "Культура дома и декоративно-прикладное творчество" 2018-2019

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и ответы Всероссийской олимпиады школьников по технологии номинация "Культура дома и декоративно-прикладное творчество"  5, 6,7-8 классы 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Всероссийская олимпиада школьников по технологии школьный этап номинация "Культура дома и декоративно-прикладное творчество" 2018-2019»


Всероссийская олимпиада школьников по технологии 2018-2019 учебный год школьный этап Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» Теоретический тур 5 класс

  1. а) Вставьте в текст пропущенное название овоща, который теперь считается «вторым хлебом» (1 балл).

Введение ____________ в сельское хозяйство Европы протекало медленно. Хотя европейцы познакомились с ____________ в Новом свете уже в XVI веке, только к концу XVII века он начинает занимать заметное место в сельском хозяйстве Англии, а в других странах появляется ещё позднее. Введение новой культуры сталкивалось с сопротивлением крестьянства.

_____________________________________________________________

б) Назовите три блюда, для приготовления которых используется этот овощ (1 балл).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое растение является кустарником?

  1. Лен

  2. Хлопчатник

  3. Конопля

Отметьте знаком «+» правильные ответы (один или несколько) (1 балл).

  1. Расположите этапы получения ткани в правильном порядке. Используйте слова для справок (1 балл).

1)________________________ ____ 2)______________________

3)_______________________

Слова для справок: ткачество, отделка, прядение волокон.

  1. Поставьте «+» в графе «да» или «нет» (3 балла).

    Утверждение

    «да»

    «нет»

    1.

    Натуральные волокна образуются в природе без участия человека.



    2.

    Коробочка хлопчатника содержит семена, покрытые волокном – хлопком.



    3.

    Волокна льна на ощупь теплые и мягкие.



    4.

    Льняные ткани сильно сминаются, но хорошо увлажняются.



    5.

    Хлопчатобумажные и льняные ткани прочные и гигиеничные.



    6.

    Пряжа – это тонкая, длинная нить, полученная путем скручивания волокон.



Как называется вид рукоделия, для которого используются материалы и инструменты, изображенные на рисунке? (1 балл)

_________________________

  1. Какое самое главное правило в искусстве шитья?

«Семь раз __________________, один раз ________________________.

  1. У кажи соответствие рисунка и название шва:

а) стебельчатый 1.

б) тамбурный 2.

в) « шов вперед иголку» 3.

г) «козлик» 4.

  1. Расположите буквы в правильном порядке, чтобы разгадать слово, обозначающее название старинного, преимущественно североевропейского, женского головного убора (1 балл).

к к к о о н и ш ______________________________________________

  1. Творческое задание (6 баллов).

9.1.Составьте меню завтрака, включающее бутерброд (1 балл).

_______________________________________________________________

    1. Перечислите продукты, которые вам потребуются для приготовления этого завтрака (1 балл).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Перечислите оборудование, которое вам потребуется для приготовления завтрака.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Опишите технологию приготовления бутерброда (2 балла).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Предложите сервировку стола к этому завтраку (1 балл).


Всероссийская олимпиада школьников по технологии 2018-2019 учебный год школьный этап Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» Теоретический тур 6 класс

  1. а) Отгадайте загадку (1 балл). Рыженькая, как лисица, Но сидит она в темнице, Хвост над грядкой держит ловко, Называется …

Что нужно сделать с отгадкой для приготовления винегрета? __________________________________________________________________________________________________________________________

б) Назовите три блюда, для приготовления которых используется этот овощ (1 балл).

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каком стакане яйцо наиболее свежее? (1 балл)



А) Б) Б) В)

______________

3. а) Вставьте в текст стихотворения Владимира Буряка название ткани (1 балл).

Тонкий _____________ будто создан из облака, Он спадет, не падая вниз. Льется ткань, и сияет облик твой, Тонкий_____________ невесом, как каприз…



б) Какого происхождения волокно, из которого производится эта ткань (1 балл). ____________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Выберите знаки по уходу за одеждой из ткани, произведенной из волокна, о котором говорится в загадке (1 балл).

А

Б

В




4. Продолжите пословицу:

«Каково волокно, таково и ____________________________ (1 балл).

5. Как называется вид рукоделия, для которого используются материалы и инструменты, изображенные на рисунке? (1 балл)

______________________________

6. Установите соответствие между термином и его определением. Соотнесите цифры с буквами.

Шов

Название

1.

а) козлик

2.

б) тамбурный

3.

в) «петля в прикреп»

4

г) стебельчатый

  1. - ; 2. - ; 3. - ; 4. - .

7. Назовите основные цвета, используемые при изготовлении гжельской керамики (1 балл).



8. Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько)(1 балл).

Механизмы регулировки в швейной машине:

  1. регулятор длины зигзага;

  2. регулятор длины стежка;

  3. регулятор натяжения верхней нити;

  4. регулятор крепления прижимной лапки;

  5. регулятор ширины зигзага.

9. Какая машинная игла толще? Отметьте знаком «+» (1 балл).

  1. № 80;

  2. № 110.

  1. Установите соответствие между названием шва и условным обозначением.

а) - ; б) - ; в) - .

11. Запишите мнемоническую фразу, используемую для запоминания основных цветов видимого спектра светового излучения.

__________________________________________________________________



12. Каким швом обрабатывают нижний срез фартука их хлопчатобумажной ткани? Нарисуйте схему такого шва и запишите его название.


13. Расположите буквы в правильном порядке, разгадайте зашифрованное слово, которое обозначает название старинного русского головного убора замужних женщин (1 балл).

и й о о к п в н

  1. Творческое задание (6 баллов).

    1. Составьте меню завтрака, включающее омлет (1 балл).

__________________________________________________________________14.2. Перечислите продукты, которые вам потребуются для приготовления этого завтрака (1 балл).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Перечислите оборудование, которое вам потребуется (1балл). _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Опишите технологию приготовления омлета (2 балла).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Предложите сервировку стола к этому завтраку.


Всероссийская олимпиада школьников по технологии 2018-2019 учебный год школьный этап Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» Теоретический тур 7-8 классы

1. а) Отгадайте загадку (1 балл).

Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут.

Что нужно сделать с отгадкой для приготовления рассольника?

_________________________________________________________________

б) Назовите ещё три блюда, для приготовления которых используется этот продукт (1 балл).

__________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенное слово в пословицу (1 балл).

  1. Блины на ___________________, не удержишь на вожжах.

  2. Жгуча ____________________, а во щах уварится.

  3. Кто ест хрен да ____________________, тот хворает редко.

  1. Укажите порядок операций по приготовлению мясных котлет (3 балла).


    Добавить нашинкованный лук (или пропустить лук через мясорубку).


    Добавить батон, размоченный в молоке или бульоне.


    Пропустить мясо через мясорубку.


    Разогреть сковороду с растительным маслом.


    Определить готовность котлет.


    Обмакнуть полуфабрикаты в яйцо, взбитое с водой.


    Обвалять полуфабрикаты в панировке.


    Сформовать полуфабрикаты.


    Обжарить полуфабрикаты с двух сторон.


    Добавить яйцо, соль, перец.

  2. У С.Я. Маршака есть такое стихотворение: Овечья шерсть и шерсть верблюжья Нужны для фронта как оружье.

  1. Объясните, о каких свойствах шерсти идет речь (1 балл).

___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К какой группе волокон относится шерсть? (1 балл)

________________________________________________________________

  1. Выберите символы ухода за одеждой из натуральной шерсти (1 балл).

А

Б

В





__________________________________________________________________

  1. Установите соответствие:

1. «мертвый» волос

А) шерсть, снятая с овец

2. пух

Б) наиболее ценное тонкое, мягкое, извитое волокно

3. переходный волос, ость

В) более толстое, жесткое, менее извитое волокно

4. руно

Г) очень жесткое, мало прочное волокно

Ответ: 1. - ; 2. - ; 3. - ; 4. - .

  1. Какое технологическое свойство шелковых тканей необходимо учитывать при выборе припусков на швы?

Ответ: ____________________________________________.

  1. Запошивочный шов применяют для:

  1. обработки нижнего среза юбки;

  2. пошива белья;

  3. пошива спортивной и спецодежды;

  4. отделки изделия. (Отметьте галочкой правильные ответы).

  1. Усадка, осыпаемость, скольжение относятся к свойствам: (Отметьте галочкой правильный ответ) а) физическим; б) механическим; в) технологическим; г) гигиеническим.

  2. Укажите, какая из представленных моделей юбок – юбка из шести клиньев.

а) б) в)

10. Какой способ обработки низа изделия из толстой шерстяной ткани необходимо выбрать? Укажите номер рисунка и название шва.

Ответ:_______________________________________________________.

11. Потребители электроэнергии в жилых домах подключаются:

  1. параллельно; в) в смешанном порядке.

  2. последовательно; Ответ:__________________.

А)

  1. Укажите в схеме названия групп растений по отношению к свету. А)-

Б) -

Растения

В) -



Б)



В)





  1. Основные потребители электроэнергии:

а) осветительные приборы; б) нагревательные приборы; в) трансформаторы. Ответ: 14. Расположите буквы в правильном порядке, разгадайте зашифрованные слова, которые обозначают названия элементов русского народного женского костюма (1 балл). г д р ш е е у я а и к к ч



15.Пачка сливочного масла стоит 90 рублей. Семьям с детьми магазин делает скидку 5%. Сколько рублей стоит пачка масла для семьи с детьми?(1 балл).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Творческое задание (6 баллов).

    1. Составьте меню завтрака, включающее сырники (1 балл).

___________________________________________________________

16.2. Перечислите продукты, которые вам потребуются для приготовления этого завтрака (1 балл).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Перечислите оборудование, которое вам потребуется (1балл).

________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Опишите технологию приготовления сырников (2 балла).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________16. 5. Предложите сервировку стола к этому завтраку (1 балл).


  1. Вам предложены детали кроя бриджей.

17.1. Стрелками укажите направление нити основы.

17.2. Выполните эскиз модели бриджей согласно предложенным деталям кроя.

17.3. Опишите модель по предложенной схеме.

17.4. Для пошива бриджей предложите ткань и вариант отделки.

17.5. Внесите ответы в таблицу.

Описание модели

Назначение



Силуэт



Детали



Цвет



Ткань, волокнистый состав





Эскиз





Ответы к заданиям школьного этапа олимпиады по технологии

5 класс

1.

  1. Картофель

  2. Картофельное пюре, драники, суп картофельный

  1. б)

  2. прядение волокон ткачество

  3. 1) да; 2) да; 3) нет; 4) да; 5) да; 6)да.

  4. Вышивка

  5. Семь раз отмерь, один раз отрежь. (1 балл)

  6. а) – 3; б) – 1; в) – 4; г) – 2.( 2 балла)

  7. Кокошник

  8. Если задание выполнено не полностью, можно засчитать 0,5 или 1 балл соответственно.

Составьте меню завтрака, включающее бутерброд (1 балл). Ответ: например, омлет, бутерброд с докторской колбасой, какао.

9.2. Перечислите продукты, которые Вам потребуются для приготовления этого завтрака (1 балл). Ответ: например, яйца, молоко, масло сливочное, докторская колбаса, какаопорошок, соль, сахар, хлеб, зелень.

9.3. Перечислите оборудование, которое Вам потребуется (1 балл). Ответ: например, миксер или венчик, миска, сковорода с крышкой, доска разделочная, ножи, ковш или кастрюля для приготовления какао.

9.4. Опишите технологию приготовления бутерброда (2 балла). Ответ: например, 1) отрезать кусок белого хлеба толщиной 1–1,5 см; 2) намазать хлеб маслом; 3) отрезать 1–2 куска докторской колбасы толщиной 0,5–1,5 см; 4) положить колбасу на хлеб с маслом; 5) при подаче посыпать зеленью. 7.5. Предложите сервировку стола к этому завтраку (1 балл). Ответ: возможен такой вариант сервировки.

Посуда и приборы должны соответствовать заявленному меню и располагаться в соответствии с правилами сервировки стола.

Критерии оценивания. В творческом задании не может быть единственного правильного ответа. Главное, чтобы ответ был внутренне непротиворечивым, т. е. ответы на все пункты должны выстраиваться в единую цепочку. Максимальный балл за все выполненные задания – 18.

6 класс

  1. а) морковь; вымыть, отварить, почистить, порезать.

б) борщ, салат из моркови, морковные котлеты(например)

  1. в

  2. а)шелк;б) натуральный шелк – это коконная нить тутового шелкопряда; в) В

  3. Каково волокно, таково и полотно.

  4. Кружевоплетение на коклюшках

  5. 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в. (2 балла)

  6. Белый и голубой

  7. а, в, д

  8. б

  9. а – 4, 6; б – 1, 2; в – 3, 5. (3 балла)

  10. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. (1 балл)

  11. Швом вподгибку с закрытым срезом. (1 балл)

  12. Повойник

  13. 1. Составьте меню завтрака, включающее омлет (1 балл). Ответ: например, омлет, бутерброд с докторской колбасой, какао.

    1. Перечислите продукты, которые Вам потребуются для приготовления этого завтрака. (1 балл). Ответ: например, яйца, молоко, масло сливочное, докторская колбаса, какао порошок, соль, сахар, хлеб, зелень.

14.3. Перечислите оборудование, которое Вам потребуется (1 балл). Ответ: например, миксер или венчик, миска, сковорода с крышкой, доска разделочная, ножи, ковш или кастрюля для приготовления какао. 14.4. Опишите технологию приготовления омлета (2 балла). Ответ: например, − определить свежесть яиц; − вымыть яйца; − выбить яйца в миску; − добавить молоко, посолить; − взбить яйца с молоком; − вылить взбитые с молоком яйца на сковороду с разогретым сливочным маслом (возможно на растительном масле, без масла), сковороду накрыть крышкой; − при подаче посыпать зеленью.14.5.Предложите сервировку стола к этому завтраку (1 балл). Ответ: посуда и приборы должны соответствовать заявленному меню и располагаться в соответствии с правилами сервировки стола. Критерии оценивания. В творческом задании не может быть единственного правильного ответа. Главное, чтобы ответ был внутренне непротиворечивым, т. е. ответы на все пункты должны выстраиваться в единую цепочку. Максимальный балл за все выполненные задания – 25.

7-8 классы

1.а) огурец, засолить

б) винегрет, рассольник, солянка мясная, азу

2. А. Блины на дрожжах, не удержишь на вожжах.

Б. Жгуча крапива, а во щах уварится.

В. Кто ест хрен да редьку, тот хворает редко.

3.

3.

Добавить нашинкованный лук (или пропустить лук через мясорубку).

2.

Добавить батон, размоченный в молоке или бульоне.

1.

Пропустить мясо через мясорубку.

8.

Разогреть сковороду с растительным маслом.

10.

Определить готовность котлет.

6.

Обмакнуть полуфабрикаты в яйцо, взбитое с водой.

7.

Обвалять полуфабрикаты в панировке.

5.

Сформовать полуфабрикаты.

9.

Обжарить полуфабрикаты с двух сторон.

4.

Добавить яйцо, соль, перец.

4.а) хорошие теплозащитные свойства, высокая износостойкость, гигиенические свойства: гигроскопичность и воздухопроницаемость.;

б) натуральные волокна животного происхождения

в) А

5. 1 – г; 2 – б; 3 – в; 4 – а. (2 балла)

6. осыпаемость (1 балл)

7. б (1 балл)

8. в (1 балл)

9. в (1 балл)

10. и – шов вподгибку с открытым срезом (1 балл)

11. а (1 балл)

12. а) светолюбивые; б) тенелюбивые; в) теневыносливые. (1 балл)

13. б (1 балл)

14. душегрея, кичка(1 балл)

15. 1) 90•0,05=4,5(руб.)-скидка

2) 90-4,5=85,5(руб.) (1 балл)

16.1. Учитывается творческий подход ребенка к выполнению задания, если выполнено не полностью, можно засчитать 0,5 или 1 балл соответственно. Составьте меню завтрака, включающее сырники (1 балл). Ответ: например, сырники со сметаной, бутерброд с докторской колбасой, какао.

16.2. Перечислите продукты, которые Вам потребуются для приготовления этого завтрака (1 балл). Ответ: например, творог, яйца, мука пшеничная, масло растительное, ванилин, соль, сметана, масло сливочное, докторская колбаса, молоко, какао-порошок, соль, сахар, хлеб, зелень.

16.3. Перечислите оборудование, которое Вам потребуется (1 балл).

Ответ: например, сито, мясорубка или блендер, миска, сковорода, доска разделочная, ложка, лопатка поварская, ножи, ковш или кастрюля для приготовления какао.

16.4. Опишите технологию приготовления сырников (2 балла). Ответ: например, 1) творог протереть и соединить с яйцами, растёртыми с сахаром, пшеничной мукой, ванилином и солью. 2) массу хорошо перемешать и разделить в виде биточков, запанировать в муке. 3) обжарить до образования золотистой корочки. 4) довести до готовности в духовом шкафу или под крышкой на маленьком огне. 5) подавать со сметаной.

16.5. Предложите сервировку стола к этому завтраку (1 балл). Ответ: посуда и приборы должны соответствовать заявленному меню и располагаться в соответствии с правилами сервировки стола.

17.1. Описание модели: бриджи, слегка зауженные, верхний срез обработан обтачкой, на передних половинах брюк – имитация планки, отделанная пуговицами Назначение: для работы и учёбы, повседневной носки летом. Детали: 1) передняя половина бриджей, 2 детали; 2) задняя половина бриджей, 2 детали. Цвет: светлый, беж, серый, светло-коричневый, хаки. Ткань, волокнистый состав: тонкая натуральная ткань – это может быть лён, тонкий джинс, плащёвка и т. д. Проверить соответствует ли предложенная ткань назначению модели.

Оценка задания: 1) определение направления нити основы – 2 балла; 2) определение конструкции бриджей и их особенностей – 2 балла; 3) эскиз в цвете – 2 балла. Итого: 6 баллов.

В творческих (последних) заданиях не может быть единственного правильного ответа. Проверьте, является ли ответ внутренне непротиворечивым, т. е. выстраиваются ли ответы на все пункты в единую цепочку.

Максимальный балл за все выполненные задания – 32.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!