СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Все мы родом из детства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по повести Горького "Детство".Урок можно проводить учителю литературы и школьному психологу.

Просмотр содержимого документа
«"Все мы родом из детства"»

Тема урока: Все мы родом из детства ( по повести А.М. Горького « Детство»)


Тип урока: урок – обобщения знаний

Цели:

Образовательная – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, психологическое тестирование, словарная работа, работа с иллюстрациями, выставка рисунков

Оборудование урока: иллюстрации к повести «Детство», презентация урока, фонограмма отрывка из повести, рисунки учащихся

Ход урока

1.Оргмомент

2. Слово учителя. Работа с классом.

-В течение школьной жизни мы не раз будем обращаться к творчеству Горького, будем подробно узнавать его биографию, знакомиться с особенностями творческого пути, с противоречиями его судьбы. На прошлых уроках мы читали его повесть «Детство».

-Я предлагаю вам поучаствовать в викторине, которая посвящена страницам биографии и творческого пути Горького

- Назовите произведения, в названиях которых есть слова «дети, детский, детство».

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Л.Н.Толстой «Детство»

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

И.А.Бунин стих «Детство»

- Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассники – уже не дети, но еще и не взрослые. И уже что-то осталось позади. Это что-то - детство.

И авторы тех учебников, по которым вы учились очень бережно подошли к выбору произведений о детстве. Давайте их вспомним.

(«Скворцы» В.Белова, «Бежин луг» И.Тургенева, «Цифры» И.Бунина, « Детство» Л.Н.Толстого)

Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни человека. И каждый задается вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.

1. Учащимся предлагаются Психологом высказывания писателей о детстве и ассоциации учащихся:

- Попробуем сравнить с впечатлениями Максима Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л.Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»,

Ф.Достоевский: «Знайте, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».

В.Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо»

2. Заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей Детства – дом деда Каширина.

А сейчас давайте с вами проведем небольшое заочное путешествие по дому-музею, но перед этим выслушаем небольшой рассказ о детстве Горького.

-Бытовой музей детства А.М.Горького представляет собой яркую иллюстрацию автобиографической повести "Детство".
Дом, в котором сейчас располагается музей, принадлежал деду писателя по линии матери - нижегородскому ремесленнику-красильщику Василию Васильевичу Каширину. Сюда 3-х летний Алеша Пешков с матерью Варварой Васильевной приехал в конце августа 1871 года из Астрахани, где умер от холеры его отец.

Двор небольшой, окружен высоким дощатым забором с гвоздями поверху "против воров". К забору приставлен огромный дубовый крест. Он напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый Ваня-Цыганок.

Двор у Кашириных был типично промысловым. Весь завешан мокрыми крашеными тряпками, заставлен чанами с разноцветной водой. Здесь круглый год кипела работа под руководством старого мастера Григория. Красильня обеспечивала безбедное существование многочисленной семье Кашириных. Крестьяне приносили в окраску домотканные холсты, пряжу. Нередко Василий Васильевич Каширин находил и крупные заказы - подживлял купцам выгоревшие на

солнце товары.
В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и работники, нанимаемые на время больших заказов. Алеша любил приходить в красильню, чтобы поговорить с Григорием

Рядом с красильней - амбар и каретник. В амбаре хранилась хозяйственная утварь: сундуки, дорожные корзины, бутыли с краской, конская упряжь, а в каретнике у яслей с сеном стоял Шарап - единственная лошадь Кашириных, любимец бабушки. Большое хозяйство и красильня требовали много воды: воду возили на лошади в бочке из ближайшего оврага с Гремячьего ключа.

В нижней части дома, в так называемой "подклети" или "черной" рабочей избе, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов братьев.

Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с русской печью, нарами вместо кровати, широкими лавками вдоль стен, с глиняной да медной утварью.

Кухня - самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась вся семья за трапезной и в часы досуга, ссорились дядья Алеши Яков и Михаил из-за наследства, играли дети, устраивались редкие праздники, здесь умирал Ванюша-Цыганок, загубленный злобой сыновей Каширина.
По устройству кухня напоминает старинную русскую избу. Каждый угол на кухне имеет свое назначение и название: рядом с печью - бабий кут или стряпной угол, где хозяйничали женщины. В красном по обычаю - старинный киот с иконами. Рядом большой обеденный стол, за которым и ели, и работали вечером при свете сальных свечей. Справа у стены - низкая широкая лавка. На такой лавке дед сек розгами провинившихся за неделю внуков. Розги - ивовые прутья - мокли в лохани у печки.

Каширины обедали по-старинному. За стол садились по старшинству: сначала дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно. Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась и в еде. Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось, пока он не постучит своей ложкой по краю чаши или скажет: "Тащи со всем!".

Небольшую комнату по праву старшинства занимал и Михаил с семьей. Обстановка этой комнаты передает колорит быта типичного для мещан второй половины XIX века: в соответствии с городской модой стены оклеены обоями, дощатый пол покрашен, побелен потолок. На столе у окна - самовар с чайной посудой, штоф, рюмки (как знак того, что бутылка не сходила со стола ремесленника Михаила Каширина). В этой комнате, как и на кухне, приходилось Алеше Пешкову наблюдать жизнь "неумного племени", когда все обиды и недовольства вымещались на самых слабых и беззащитных, таких как кроткая тетка Наталья, первая жена Михаила, забитая им до смерти.

Светлая, "парадная" комната деда обставлена в соответствии со вкусами хозяина, человека тщеславного, мелочно кичившимся своим добром, нажитым ценой тяжелого труда. В его комнате собраны самые лучшие вещи: "дорогая" в горке, ковровая скатерть на овальном столе, иконы в богатых окладах, диван из карельской березы, в углу под иконами - шкатулка-укладка, в которой дед Каширин хранил деньги и ценные бумаги. На столе - книга "Христианский памятник", изданный в 1841 году, свод ежедневных правил мещанской жизни. Бывший бурлак Василий Васильевич Каширин был грамотным, он и Алешу учил читать по псалтыри и часослову.

Бабушкина спальня. Эта маленькая и уютная комната почти вся занята вещами. Большую часть занимает широкая кровать с пуховой периной, с тяжелым одеялом и горой подушек. В правом углу около небольшого оконца - киот с каширинскими иконами, где день и ночь горит неугасимая лампада. В бабушкиной комнате, наполненной особой атмосферой сердечной теплоты и ласки, и маленький Алеша слушал чудесные песни и сказки Акулины Ивановны, постигал народную мудрость и поэтическую красоту русского слова

( слайд бабушка и Алеша)

Рассказ ученика о родителях маленького Алеши

(«Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился.

Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать.

Слайд Дед и Алеша читают

3. Рассказ психолога об особенностях влияния взрослых на внутренний мир ребенка

-Повесть «Детство» - автобиографическое произведение. А что значит автобиографическая повесть? Это произведение, в основу которого положены достоверные события и факты. В этом произведении Горький основное внимание уделял изображению внутреннего мира ребенка.

От того каким будет окружение и отношение к ребёнку, в дальнейшее и сформируется характер человека.

-Детство Алеши далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Всё это наложило отпечаток на характер мальчика, на его внутренний жизненный мир

4. Анализ текста.

- А теперь давайте вспомним героев повести (Алеша, бабушка, дед Каширин, Цыганок, Григорий Иванович, Хорошее Дело)

А) Работа в группах

-Найдите в тексте портрет бабушки. Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?

(Акулина Ивановна стала на долгие годы другом своему внуку, открыла ему многие представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Она стремилась помочь людям. А главное – она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.)

- Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить?

(В этом описании Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) – «говорила она», «портил его …нос», «до нее как будто спал я» и т. п.

Много сравнений – «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки много эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, - «ласковые, яркие, сочные» слова, « белые крепкие зубы», «ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ», «ОНА СВЕТИЛАСЬ «неугасимым, веселым и теплым светом» и т.д.)

Б) Прослушивание фонограммы (отрывок «Пляска бабушки, цыганка и пение Якова»)

Вспомните и вставьте слова в текст:

«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения К юности!»

Сравните пляску Цыганка и бабушки. Как в танце проявляются характеры этих героев?

Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож на песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и веселью. Пляска преображает Акулина Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора. Не утраченного с годами)

В) экскурсия по выставке рисунков учащихся

Домашним заданием для вас был рисунок Главных героев повести

Дать комментарий по своему рисунку

Г) Рассказ о деде Каширине и отношения к нему Алеши

-Почему при знакомстве дед не понравился Алеше?

(разговор с матерью, с Алешей. Алексей, выросший в доброй и заботливой семье сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты)

-Что повлияло на изменение отношения к деду?

(Каждый день преподносил ему уроки жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность, его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут»). Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит, как бы другого человека. Изменяется у Алеши и восприятие внешности деда. Дед Алеше кажется уже более сильным, отважным, выносливым.

Автор показывает духовное взросление героя, его понимание сложностей и противоречий жизни)

- Расскажите о поведении бабушки во время пожара. Сравните поведение бабушки и деда. (Бабушка ведет себя, как настоящая героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, становится смелой и решительной. Говорит строгим и крепким голосом, дает точные и нужные указания, бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв).

- Почему Алеша дома был смирный, а на улице дрался? (его возмущала жестокость уличных забав, не любил жестокого отношения к животным, мальчишки не любили его, кидали камнями)

- Кто помогал Алеше разобраться в жизни? (Григорий Иванович, Цыганок, бабушка. Они понимали, что Алексей не такой, как все, что трудно будет ему разобраться в жизни)

- Кто оказал на Алексея влияние, и каким человеком представляется нам он?

(С раннего детства его душа была открыта для всего доброго, чистого, светлого. Первым человеком, кто помог сохранить ему тягу к справедливости была бабушка.

Самые яркие впечатления подарил ему Цыганок. Мастер Григорий Иванович учил его терпению, выдержке. А сам Алексей был честным, справедливым, бескорыстным и добрым, поэтому и не мог видеть, когда обижают животных, обижают слабых)

- А дружба с каким человеком оказала огромное влияние на Алешу?

(С Хорошим Делом. Алешу трогает внимание Хорошего Дела к бабушкиным историям. Хорошее Дело гордится тем, что живут на свете такие люди, как бабушка. Он просто скромен, умен,

уважителен к человеку. Он прощает людям презрительное отношение к себе, понимая, что это идет от темноты, невежества. Если бы сам Алексей был менее чутким, он никогда бы не понял Хорошего Дела)

- Что автор называет «свинцовыми мерзостями»? («Свинцовыми мерзостями» автор назвал то, чем жила семья Кашириных. В основе отношений семьи лежала злоба и зависть.

Д) Психологический портрет жизни в доме Кашириных

Показать схематически отношение людей к мальчику: хорошее – светлый тон, плохое - темный

(Зарисовка разным цветом влияния на Алешу разных людей из окружения в доме деда)

Вывод:

жизнь мальчика была трудной и сложной, автор не скрывает сцен, происходящих в семье и омрачавших детство Алеши, а значит его, напротив, он показывает нам чего надо опасаться и избегать.)

5.Викторина

Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость? (Евангелие)

Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку? (кошка)

Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей? (Крылов)

Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело (ерунда)

Продукт, которым Цыганок кормил изо рта мышат? (сахар)

Широкий фартук, в который был обернут ребенок, оставленный у ворот дома Кашириных (зипун)

Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры? (собака)

Драгоценный металл, которым была украшена табакерка бабушки (серебро)

Город на Волге, откуда приехали Пешковы (Астрахань)

Шелковый треугольный платок, который носили на шее дядья (косынка)

Что было в руках у дяди во время пожара, когда он прыгал около дедушки? (топор)

Что иногда втыкали в сиденье стула полуслепого мастера неистощимые на такие выдумки дядья? (гвоздь)

6.Психологическое комментирование понравившихся отрывков «Какое влияние на характер Алёши этот эпизод произвёл?»

7. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Бабушка – самый близкий друг Алеши» или «Алеша и дом Кашириных»

Задание психолога присутствующим родителям:

«Проследите, каким цветом рисуют дети прошедшие дни в школе и дома в течение месяца?». (Если преобладают светлые тона, значит, всё в норме, а если тёмные, то есть проблема)



8. Подведение итогов урока






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!