СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Время и герой (Повесть А.Платонова «Сокровенный человек»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен анализу творчества А.Платонова Его повести "Соеровеенный человек"

Просмотр содержимого документа
«Время и герой (Повесть А.Платонова «Сокровенный человек»)»




Работа над новым материалом

1.Слово учителя

20 век наступил непросто, писал в своей автобиографии замечательный русский живописец Кузьма Петров-Водкин, чья репродукция картины «Купание красного коня» представлена перед вами.- - 1900.Два нуля многообещающе расчистили дорогу летательным машинам и стальным рыбам.»

Главным признаком новой эры наметилось движение и покорение пространства.

Наука, искусство, техникастремительно двинулись с места. Необыкновенный мир платоновской прозынаиболее соответствовал и тревогам и надеждам, взлетам и падениям 20 века.

Герои Платонова-мастеровые, правдоискатели, механики-двинулись в путь. Вот он-зуд 20 века, предсказанный Петровым-Водкиным.

2. Тема нашего урока

Время и герой (Повесть А.Платонова «Сокровенный человек»

Цель:

1Приобщиться через стрвницы повести к истории нашей страны, неоднозначной истории начала 20 века.

3. Эпиграфом к уроку послужат слова Б.Пастернака

«Не потрясенья и перевороты…»

И Лирический герой Пастернака и герой Платонова ищут ответ на вопрос «Сумеет ли выжить, уцелеть одингокий человек в годы, наполненные событиями, революциями и войнами, грандиозными открытиями в области искусства, науки и техники.

4 О Платонове

- Кто же такой Платонов? Что мы знаем об авторе произведения? _Как в его биографии отразилось время?

Сообщение подготовленного ученика

Чтобы почувствовать достовепность повести, надо обратиться к фактам биографии писателя. Они совпадают по времени.

Родился Андрей Платонович Климентов (Платонов-псевдоним писателя) 20 августа 1899 года. С 1914 г. , будучи старшим в многодетной семье( всего в семье Платоновых было 14 детей), стал работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паравозных мастерских. «В людях», так вслед за Горьким, мог назвать этот период биографии Платонов.

Революцию будущий писатель встретил 18-летним юношей: участие в ней и было его первым университетом.Не понаслышке знал о Гражданской войне.

- Итак, революция,Гражданская война стала фоном, на ктором протекала жизнь будущего писателя.. И повесть «Сокровенный человек», с которой мы сегодня познакомимся,-отражение егомыслей и чаяний.

5.Анализ содержания повести

-Поговорим оглавном герое повести.

-Чем похож и чем отличается Фома Пухов и сложившийся в советской литературе 20 гг образ пролетария?

-Какого сказочного героя напоминает он?

Прочитаем начало повести.

-Какое впечатление производит она на читателя? (возмущение» неужели нельзя было другоге место найти, чтобы резать колбасу порезать, кроме как на гробе жены?)

_-Как объясняет автор поступок героя? (Фома Пухов не чувствителен)

-Проявляется ли в повестинечувствительность героя по отношению к жене? (Нет, Фома на протяжении повести вспоминает об умершей жене, тоскует без жены от «бесприютности» .

«Дать бы моей старухе капитальный ремонт-жива бы была, но средств нет и харчи плохие»-в сердцах думает он.)

-Как иначе можно объяснить нечувствительность героя в начале повести? ((Фома проголодался. Жест, который ,на первый взгляд, кощунственен, вызван скорее всего с потребностью продолжать жить, несмотря ни на что)

-Сделаем вывод. Основные выводы урока запишем.

Вывод 1-й:

Пухов- не равнодушный человек, он тоскует «от бесприютности" без жены»

6.Словарная работа

-Вот здесь мы и подошли к одному из важнейших моментов, без учетов которых понимание платоновских произведений весьма затруднительно.

Гроб-ключевое слово ! части повести.

_Какие ассоциации оно у вас вызывает? (Безысходность, тоска, потеря)

-А для чего нужно это слово? Ведь не для характеристики героя? (Для характеристики времени)

-Символом чего и почему является это слово?

(Гроб- символ времени. Россию потрясаотт голод, кровопролитная гражданская война, революции)

7.Работа с текстом

- Обратимся к произведению.

-Как автор рассказывает об этом переломном трудном вреиени? (Лучше всего об этом сказано у самого писателя. Вчитаемся в текст.От слов «Фронт работал в 60-ти верстах…» до «…и снесут пулеметным огнем, зря не шевелись»

Жизнь очень хрупка, она незаметно ускользает. Смерть стоит рядом, она грозит даже степному дереву: потому что снесут зря.

Вывод 2-й:

Жизнь хрупка, а смерть стоит рядом.

-Как же теперь, с учетом колорита времени выглядит вареная колбаса на гробе жены? (Теперь, когда стала явлением обычным, разрезаемаяна гробе жены колбаса уже не действует на наши чувства столь резко ,как ранее)

-На что рассчитан этот жест? (хочет шокировать окружающих, ведет вызов: дескать,-на, получи)

-Этот жест эксцентричного человека, вызванный на эпотаж.

8.Словарная работа

Эпотаж-жест, вызванный поражать, удивлять.

Эксцентричный-крайне своеобразный, необачайный до странности.

Это мы видим и в других случаях. Проверим наше предположение.

9. Выступление ученика

Шла Гражданская война. Люди, в том числе железнодорожники, постоянно оказавылись в ситуации, когда власть в стране попеременно переходила то на сторону красных, то на сторону белых воюющих сторон. И каждый раз от насеоения требовалось подчинение властям, иначе-растрел. Красные требовали от железнодорожников немедленно расчистить путидля движения поездов. снегоочистительПухова работал на полную мощность, пока застрял и не был окружен белогвардейским разъездом.

И снова приказ ( за отказ-растрел) Но рабочие устали от неразберихи и приказов то с одной, то сдругой стороны. Они начали понимать, что единственная возможностьспастись в их профессионализме(каждая из сторон нуждалась в такого рода специалистах) Выразителем этой коллективной поэиции становится Пухов.

10. Инсценированное чтение 2-го эпизода повести.

-Вслушайтесь, вглядитесь, постарайтесь понять и сделать вывод- почему Пухов бросает вызов и белому офицеру, и красному комиссару.

( от слов «Казаки вынули револьверы и окружили мастеровых.», до слов « Пухова, но сообразил, что без механика-плохая война»)

-Как видим, и здесь Пухов проявляет себя эксентричным человекм. Он понимает ,чем грозит ему такое поведение, но это его не может остановить.

-Почему Пухов бросает вызов и офицеру, и комиссару? Что пытается заявить о себе Пухов? (Что он личность, не похож на всех)

Вывод 3:

Пухов-личность, не похожая на других обывателей.

-_ Что помогает ему выстоять под дулом пистолета? (Он хороший механик, без него не обойтись ни красным, ни белым)

-Как относится он к своей работе? Почему ему удается сделать то, что другие технари починить не в состоянии? (Он, как и все опытные технари, не только прекрасный специалист, хорошо разбирающийся в машине , но и человек, который любит свое дело. Нешаблонный склад ума помогает ему в работе)

Вывод 4:

Пухова отличает желание все делать по-своему.

11.Отношение Пухрва к революции.

-Как сам Платонов принял революцию?(Платонов принял революцию с чувством открытой веры. Был утопист. Сама история требовала перемен,к тому же энтузиазм и молодость Платонованаполняла ео жизнь новы смвслом. Он мечтал о счастливой для всех земле. Эта мечта не оставляла его даже тогда, когда стало понятным, что путь к ней был ложным.)

-Охарактеризуйте отношение Пухова к революции(выскажите свое мнение)

(Мне кажется, отношение Пухова к революцииеще не сформировалось.

Я думаю-как рабочий –механик-он всем сердцем принял революцию. Но события в его жизни( преждевременная смерть жены,ничем не оправданная гибель товарищей) заставляют егл задуматься « куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство»)

-Зачем Пухову понадобилась поездка в Новороссийск? (Пухов хочет получить мысли о революции не в уютном доме, а на пересечении с людьми, на месте, в гуще событий.

Чтобы в качестве механика пополнить технические силы красной армии)

-Когда же впервые возникает у пухова осознанное желание стать на сторону революции? Когда появляется сочувствие к большевикам и красным? (на митинге, перед десантом)

Представим, что испытал , почувствовал Пухов, присутствовавший на собрании.

12. Художественный пересказ эпизода.

- Докажите в след за Платоновым( на примере этого эпизода), что реальность гражданской войны_ это реальность умирания. (Не щадя своей жизни, люди не щадят и жизни других)

Вывод 5:

Реальность гражданской войны- реальность умирания.

- Готов ли сам Пухов умереть за революцию? (Пухов не боится смерти. Он готов пролить кровь, если бы увидел в революции высшую цель, но такой цели он не находит.

Пухов хочет понять суть революции, он ищет в ней то, что прежде давала религия,сердце И не нахдит.Нет в ней сердца.

-Но вернувшись в родной город, Пухов защищает его от белогвардейцев.

-Значит ли это, что он сочуыствует коммунистам, понимает смысл их борьбы?

13. Чтение диалога в тексте.

«-Пухов, хочешь коммунистом сделаться?»

-О чем говорит этот диалог? (дистанция между Пуховым и коммунистами сохраняется)

-Почему Пухов отказывается стать коммунистом?

(Пухов считает, что чкаждый человек должен быть личностью, причем свободной,

обладающей сокровенностью .

14. Смысл названия произведения

Какой смысл вкладывал Платонов в название своего произведения:?

-Что значит « сокровенный»?

-Что обозначает понятие «сокровенный человек» применительно к герою повести? Обратимся к Толковому словарю.

(Выступление информатора:

Сокровенный-хранимый в тайне, оберегаемый от других(словарь русского языка в 4т. М.,84)

Обычно сокровенными называют мысли, мечты, желания.


Платонов названием соей повести дает понять читателю, что его герой- человек, имещий свои, не похожие на других мысли, взгояды, свое понимание жизни, истории, стекущих событий,

скрытый в его душе особенный, неповторимый мир.

Пухов выделяется среди других героев повести желанием все проверить, во всем убедиться лично, выяснить " на какой конец ведут все революции.)

-Каков же взгляд Пухова на революцию, чем он отличается от других?

Вывод 6:

Нешаблонный взгляд на революцию, желание вовсем убедиться лично.

--Сумел ли Пухов после всего увиденного снова обрести ощущение радости? (Радость Пухов испытывает только общаясь с машиной.

Постепенно он раскрывает ту же радость и в мире природы.

В последней главе после всего пережитого платоновский герой вдруг « снова увидел роскошь жизни»)

- Но прочитаем финальную фразу повести. Как вы оцениваете ее? Согласны ли вы , что в конце повести искания Пухова зершаются ? (-Хорошее утро!-сказал он машинисту.

Тот потянулся: вышел наружу и равнодушно освидетельствовал:

-Революционное вполне.)

Вывод 7:

Пухов не обретет счастья в мире, где все, даже красота природы измеряетсяее революционностью


-А значит ,что герой не закончрл свои помски правды, и Пухову быть вечным странником.

IV Итог урока

-Вернемся к выводам, которые мы делали в течение урока. И ответим на вопрос:

-Как через образ главного героя Платонов отразил время и свое понимание революции?

-Пухову быть вечным странником.

Не таким ли странником по жизни был и сам Платонов, который в 1928 году заставил каждого ударить в колокол собственной совести, ответив на вопрос: кто есть кто, а потому наша благодарность писателю, о котором можно сказать:

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни расчищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей¬-нибудь

V Задание на дом: Письменно ответить на вопрос:

Что помог понять мне рассказ «Сокровенный человек» об истории нашей страны начала 20 века и авторе произведения.

VI Оценки за урок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!