СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности девятиклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для родительского собрания

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности девятиклассников»

9 класс  Возрастные особенности   Психологическая служба МАОУ СОШ №4 им.И.С.Черных

9 класс Возрастные особенности

Психологическая служба МАОУ СОШ №4 им.И.С.Черных

Что происходит с ребенком в этот период? Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике Стремление к самостоятельности Характерны повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию Особенности проявляются иногда в пренебрежительном отношении к обучению , плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Учеба может отойти на второй план

Что происходит с ребенком в этот период?

  • Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике
  • Стремление к самостоятельности
  • Характерны повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым.
  • В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав
  • У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию
  • Особенности проявляются иногда в пренебрежительном отношении к обучению , плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Учеба может отойти на второй план
 Мотивация:  Главная мотивационная линия 9-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки продолжают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. И пытаются достигнуть это тем способом, который им доступен  Рекомендация: Мама и Папа, мне тяжело проявлять настойчивость, силу воли и терпение, чтобы достичь созданный мной идеал. Я иногда вместо того, чтобы действовать, погружаюсь в мир фантазий. Поощряйте и побуждайте меня заниматься самообразованием и спортом, ходить в различные кружки и секции. Это необходимо для моего саморазвития
  • Мотивация:
  • Главная мотивационная линия 9-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию.
  • Подростки продолжают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. И пытаются достигнуть это тем способом, который им доступен

  • Рекомендация:
  • Мама и Папа, мне тяжело проявлять настойчивость, силу воли и терпение, чтобы достичь созданный мной идеал. Я иногда вместо того, чтобы действовать, погружаюсь в мир фантазий. Поощряйте и побуждайте меня заниматься самообразованием и спортом, ходить в различные кружки и секции.
  • Это необходимо для моего саморазвития
 Профориентация В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, или пойти в колледж? От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения Он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Девятиклассникам не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности. Рекомендация:  Мама и Папа, мне тяжело и страшно самостоятельно выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Поэтому как можно скорее помогите мне определиться с моим профессиональным будущим. Быстрое решение этой проблемы положительно повлияет  как на мою учебу, так и на личностные самоощущения.
  • Профориентация
  • В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, или пойти в колледж?
  • От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения
  • Он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача.
  • Девятиклассникам не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности.
  • Рекомендация:
  • Мама и Папа, мне тяжело и страшно самостоятельно выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Поэтому как можно скорее помогите мне определиться с моим профессиональным будущим.
  • Быстрое решение этой проблемы положительно повлияет как на мою учебу, так и на личностные самоощущения.
  • Общение:
  • Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются. В 9-ом классе детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».
  • Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего двора и группу, сложившуюся на занятиях в секции.
  • Рекомендация:
  • Мама и папа, если я никого не приглашаю в гости, не занимаю телефон по вечерам, не звоню сам и никто не звонит мне (особенно во время болезни), редко хожу гулять, не рассказываю о школе ничего хорошего, – можно предположить, что меня не принимают в свой круг одноклассники. В этом случае помогите мне разобраться в причинах плохих взаимоотношений с одноклассниками и окажите поддержку в преодолении этой проблемы.
  • Чтобы косвенно держать ситуацию под контролем , постарайтесь наладить контакт с кем-то из моих друзей и отслеживайте социальные сети
  • Мама и Папа, обсуждайте со мной все семейные вопросы, не скрывайте трудности, с которыми сталкивается наша семья. Все это часть взрослого мира, в который я так стремлюсь .
  • Позиция: «Ты еще не подрос», - обижает и отталкивает человека, считающего себя взрослым. Объяснить мне можно все, главное – подобрать нужные слова
  • Социальная ситуация развития:
  • В 9-ом классе детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».
  • Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.
  • То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
  • Рекомендация:
  • Мама и Папа, если вы знаете, что моя компания не занимается чем-то из ряда вон выходящим, то не стоит слишком оберегать меня от общения.
  • Чтобы косвенно держать ситуацию под контролем , постарайтесь наладить контакт с кем-то из моих друзей и отслеживайте социальные сети
  • Мама и папа, если я никого не приглашаю в гости, не занимаю телефон по вечерам, не звоню сам и никто не звонит мне (особенно во время болезни), редко хожу гулять, не рассказываю о школе ничего хорошего, – можно предположить, что меня не принимают в свой круг одноклассники. В этом случае помогите мне разобраться в причинах плохих взаимоотношений с одноклассниками и окажите поддержку в преодолении этой проблемы.
Экзамены  – это испытание личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены  – это настоящий стресс. Преодолевая его, ребёнок развивается и взрослеет. Чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовке к итоговой аттестации ? Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче итоговой аттестации. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Экзамены – это испытание личности в любом возрасте, особенно – в подростковом.

Экзамены – это настоящий стресс. Преодолевая его, ребёнок развивается и взрослеет.

Чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовке к итоговой аттестации ?

  • Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка родных и близких.
  • Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче итоговой аттестации.
  • Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
И помните: самое главное - это снизить напряжение  и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

И помните:

самое главное - это снизить напряжение

и тревожность ребенка и обеспечить подходящие

условия для занятий.

Как могут помочь родители? Выбор предметов для итоговой аттестации с учетом возможностей и способностей ребенка.  Именно родители внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких баллов.  Не волноваться, сохранять спокойствие.  Не тревожиться о количестве баллов, которые получит ребенок, не критиковать после экзамена. Внушайте ребенку, что количество баллов не является совершенным измерением его способностей и возможностей. Подбадривайте детей, хвалите за то что они занимаются хорошо. Повышайте уверенность в себе так как чем больше ребенок боится неудач тем больше, вероятность совершения ошибок.

Как могут помочь родители?

  • Выбор предметов для итоговой аттестации с учетом возможностей и способностей ребенка.
  • Именно родители внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких баллов.  Не волноваться, сохранять спокойствие.
  • Не тревожиться о количестве баллов, которые получит ребенок, не критиковать после экзамена. Внушайте ребенку, что количество баллов не является совершенным измерением его способностей и возможностей.
  • Подбадривайте детей, хвалите за то что они занимаются хорошо.
  • Повышайте уверенность в себе так как чем больше ребенок боится неудач тем больше, вероятность совершения ошибок.
Обязательно к исполнению ! Независимо от результата экзамена, часто от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь

Обязательно к исполнению !

  • Независимо от результата экзамена, часто от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится!
  • Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут". 
  • Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена.
  • Важно помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! 
  • Контролируйте свои эмоции, дома должны царить любовь и гармония

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности вашего ребенка нужно:

  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. Научите преодолевать трудности. Не предъявляйте подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью подростка
  • Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья» . Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Привлечение к таким занятиям как самообразование, занятия творчеством, спортом, положительно формирующим личность
  • Аргументируйте запреты .Считайтесь с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим). В спорах пытайтесь договориться, найти компромисс. Помните: недоверие оскорбляет!!!
  • Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
  • Не ругайте его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед
  • Рассказывайте ребенку о  своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте. Обсуждать : если ты поступишь так, то какие будут последствия
  • Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных секций, ежедневных тренировок или занятий дома(эспандер, груша, тренажеры )
  • Отслеживайте жизнь и действия ребенка, но без гиперопеки. Контролируйте его социальные сети!!!!

Будьте всегда чуткими к своему ребенку!

Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»    Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные? В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – снижение продуктивности. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.

Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
  • Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – снижение продуктивности.
  • Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!