СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастная иммунология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастная иммунология»

Здоровье. Инфекционные заболевания и их профилактика.


Лекция 4. ВОЗРАСТНАЯ ИММУНОЛОГИЯ

В последние годы во всем мире пристальное внимание исследователей и практических врачей – неонатологов, акушеров-гинекологов, педиатров, терапевтов – уделяется комплексу проблем, связанных с изучением онтогенеза иммунной системы в норме и функционированием ее при патологических состояниях в перинатальном периоде, раннем детском, подростковом возрасте и при старении. По значимости для становления иммунной системы перинатальный период уникален и не сопоставим ни с одним другим возрастным периодом (созревание, обучение лимфоцитов, формирование иммунного ответа и т.д.). Критические периоды развития иммунобиологической реактивности (верстовые столбы) - это периоды развития, когда на АГ воздействие иммунная система может давать неадекватный или парадоксальный ответ. Этот ответ может быть недостаточным для защиты (гипо - или анергическим) или чрезмерным (гиперэргическим).

• Первый критический период (28 дней)

• Второй критический период (3-6 мес.)

• Третий критический период - 2-й год жизни.

• Четвертый критический период жизни (4 – 6 лет)

• Пятый критический период (подростковый возраст: девушки – 12-13лет; юноши – 14 -15 лет)

Особенности иммунной системы новорожденного

В норме здоровый доношенный ребенок имеет особое, отличное от взрослого состояние иммунной системы, являющееся биологически целесообразным: из стерильных условий внутриутробного развития ребенок совершает переход в мир, где на него с первой секунды и даже уже в родах обрушивается огромное количество антигенов (вирусной, бактериальной, грибковой природы). Состояние ИС здорового доношенного новорожденного не является иммунодефицитным. Наряду со снижением некоторых показателей иммунитета (ИФН-γ) имеет место повышение ряда параметров (продукция ИЛ1 моноцитами и МФ, ИЛ-2 и др.), которые сопоставимы с показателями взрослого человека. Если ребенок имел пренатальную патологию, в т.ч. инфекции, поражения нервной системы, то в кровь могут поступать эндогенные АГ забарьерных органов, что может привести к развитию аутоиммунных реакций. Если бы на каждый из АГ у новорожденного ребенка формировался нормальный иммунный ответ по взрослому типу, то это бы привело к развитию запредельных, гиперэргических реакций и к гибели ребенка. Иммунные реакции новорожденного ребенка имеют супрессорную направленность, что позволяет сдерживать чрезмерный иммунный ответ и постепенно формировать нормальный (нормэргический) иммунный ответ.

Первый критический период (28 дней) Первая неделя жизни - период иммунологической адаптации (рассматривается как стрессорная реакция) – реакция иммунной системы на контакт с антигенами в респираторном тракте и при колонизации кишечника, отражает повышенную потребность в фагоцитирующих и Аг-представляющих клетках, уход нейтрофилов к местам контакта с антигеном и выброс моноцитов из костного мозга в кровяное русло. Поэтому на первой неделе жизни 6 нейтрофилез периферической крови сменяется лимфоцитозом, который сохраняется до 5-6 лет. Ведущими механизмами постнатальной адаптации ИС новорожденных являются:

• Активация моноцитарно-макрофагальной системы и усиление продукции провоспалительных цитокинов при запуске родовой деятельности.

• Активация системы цитокинов (увеличение сывороточных уровней ИЛ-1β, ФНОα, белков острой фазы).

• Поддержание иммунного гомеостаза новорожденного ребенка обеспечивается увеличением концентраций противовоспалительных цитокинов (ИЛ-4, ТФРβ). Факторы врожденного иммунитета: Функциональная активность фагоцитов по ряду параметров снижена (фагоцитарная активность, продукция ферментов и др.), при этом повышена продукция некоторых воспалительных цитокинов.

Второй критический период (3-6 мес.) Пассивный гуморальный иммунитет ослабевает в связи с катаболизмом материнских антител. Супрессорная направленность иммунных реакций сохраняется. На большинство антигенов формируется первичный иммунный ответ (IgM), не оставляя иммунной памяти. Вакцинация на этом периоде может не повлечь за собой иммунного ответа, если в крови ребенка циркулируют материнские антитела, или он получал препараты крови, плазмы. Только ревакцинация обеспечивает иммунную память (вторичный иммунный ответ). Очень высока чувствительность детей к респираторным вирусам, парагриппу, аденовирусами. Нарастает частота пищевой аллергии. Наблюдается недостаточность системы местного иммунитета (повторные ОРВИ, кишечные 9 инфекции, дисбактериоз). Атипично протекают корь, коклюш, не оставляя при этом иммунитета.

Третий критический период (2-й год жизни). Повышаются антигенные нагрузки (свобода передвижения, общение со взрослыми, детьми). Система местного иммунитета остается неразвитой, дети чувствительны к вирусным и микробным инфекциям, особенно ЛОР-органов, органов дыхания. В этот период впервые могут проявляться первичные ИД, аутоиммунные и иммунокомплексные заболевания. Становятся более четкими признаки аллергических заболеваний. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.

Четвертый критический период жизни (4 – 6 лет) Развитие систем местного иммунитета у большинства детей не завершается. Высок риск хронических воспалительных заболеваний, аутоиммунных заболеваний крови, почек, щитовидной железы, атопической бронхиальной астмы, аллергозов.

Пятый критический период (подростковый возраст: девушки – 12-13 лет; юноши – 14 -15 лет) Пубертатный скачок сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Половые гормоны стимулируют гуморальное звено иммунитета, но подавляют клеточное. Тяжесть атопических заболеваний у многих подростков ослабевает. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. В этом возрасте усиливается воздействие вредных экзогенных факторов (никотин, проф. вредности). Отмечается увеличение числа аутоиммунных, лимфопролиферативных заболеваний, повышается чувствительность к микобактериям туберкулеза. Процессы становления ИС могут замедляться под воздействием многих факторов, которые в раннем возрасте обусловливают «поздний иммунологический старт» или ведут (в любом возрасте) к ИД.

Иммунный ответ при старении «Старение - результат потери толерантности к собственным структурам и появления клонов ИКК, способных реагировать против собственных тканей» (Бернет). В 1969 году Уорфордом была сформулирована иммунологическая теория старения, согласно которой наступление старости является генетически запрограммированным для каждого человека. В результате старения наблюдаются возрастные изменения ИС, снижается способность распознавать «свое» и «чужое» и развиваются аутоиммунные реакции (появляются аутоантитела, реагирующие против нормальных структур). Нарушение функций тимуса, его генетически запрограммированная инволюция считается одной из основных причин развития аутоиммунных процессов и болезней старости.

Теории старения: 1. Соматические мутации – программированное изменение структуры клетки, нарушение механизмов репликации белков, ДНК и РНК, ведущих к гибели клетки 2. Теория свободных радикалов – возрастные нарушения связаны с процессами окисления, что приводит к функциональным нарушениям на молекулярном уровне. 3. Теория накопления ошибок, прогрессирующих с возрастом, приводит к искажению клеточной информации, к нарушению процессов транскрипции. 4.Иммунологическая теория. 5. Теория стресса Селье. В конце 80-годов было установлено, что в Т-лимфоцитах пожилых отстает транскрипция гена, управляющего процессами клетки. Таким образом, старение проявляется в виде двух основных взаимосвязанных процессов - иммунной недостаточности и аутоиммунных процессов. Болезни старости: сосудистые заболевания (атеросклероз); сахарный диабет; дегенеративные заболевания соединительной ткани; новообразования; дистрофические изменения с последующим уменьшением функции органов; аутоиммунные заболевания; иммунодефицитные состояния (Т, В – клеточные).

Иммунные нарушения при старении:

  • Снижение количества и функциональной активности Т –лимфоцитов (преимущественно CD8+ клеток);

  • Ускоренный катаболизм антител (снижение уровня специфических антител); повышение продукции аутоантител; • Снижение функциональной активности фагоцитов;

Пути контроля и восстановления иммунитета при старении: Коррекция возникших нарушений: введение недостающих гормонов (тиреотропного, тимозина и др.); пересадка тимуса от молодого донора; поиск препаратов, способных усилить иммунный ответ и подавить аутоиммунность (препараты тимуса, цитокинов и др.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!