СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздушное питание растений. Фотосинтез.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – второй в системе уроке по теме « Жизнь растений».  Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки. На данном этапе учащиеся уже знакомы с минеральным питанием растений. К концу урока дети знают, что фотосинтез иначе называют воздушным питанием; условия, необходимые для фотосинтеза; что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений.

   У детей есть  листы самооценки, которые в конце урока сдаются учителю.

 

Просмотр содержимого документа
«Воздушное питание растений. Фотосинтез.»

Биология, 6 кл. ( учитель - Егнаева Г.А., г. Иркутск)

Тема: « Воздушное питание растений. Фотосинтез»

Комментарии к уроку

Данный урок – второй в системе уроке по теме « Жизнь растений». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки. На данном этапе учащиеся уже знакомы с минеральным питанием растений. К концу урока дети знают, что фотосинтез иначе называют воздушным питанием; условия, необходимые для фотосинтеза; что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений.

У детей есть листы самооценки, которые в конце урока сдаются учителю.


Конспект урока

Актуализация

Учитель: «Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. На прошлом уроке мы говорили о минеральном питании растений. Что это за питание?» ( Ученики отвечают).

Учитель: « Спасибо. Теперь обратите внимание на экран. Выберите правильные утверждения. Выпишите цифры».

  1. Почва – это верхний слой земли.

  2. Из корневых волосков вода поступает в почву.

  3. Корень – поглощает из почвы воду и минеральные вещества.

  4. Минеральные удобрения – отходы жизнедеятельности животных или отмершие части организмов животных и растений.

  5. Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.

  6. Органические удобрения – навоз, птичий помет, перегной, торф.

  7. Корень – это орган, обеспечивающий почвенное питание.


Учитель: «Какие утверждения верны?» Проверка ответов.


На данном этапе мы знаем все о минеральном питании растений, но не знаем ничего о воздушном питании? Как из маленького горшочка с землей вырастает большое растение? Чем оно питается? Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.


Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?


Целеполагание

Учитель: «Сформулируйте цель нашего урока»

Ученики: « Изучить воздушное питание растений или фотосинтез»

Планирование

Учитель: «Что необходимо сделать для достижения цели?»

Учитель: « Составим план»

  1. История происхождения фотосинтеза.

  2. Что означает термин «фотосинтез»?

  3. Доказать существование процесса фотосинтеза.

  4. Решить биологические задачи.

Реализация плана

Но сначала послушаем доклад Демьяновой Алены об истории происхождения фотосинтеза».

Ученик читает доклад.

Учитель: « Что же такое фотосинтез? »

Работа с учебником на стр.87

  1. Ученики отвечают и записывают формулировку:

«Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечного света.» ( «Фото» - свет, «синтез» - образование.)

свет

Углекислый газ + вода= органические вещества и вода

  1. Демонстрация опыта.

К уроку закладывается опыт – «проба Сакса» - «Роль света в образовании растениями крахмала».

Для опыта использовались растения - традесканции. Одно растение обильно поливали для оттока крахмала поместили в шкаф на двое суток. Другое оставили на свету. Затем первое извлекли и на его листья прикрепили кружочки из плотной черной бумаги. Растение выдержали на свету три дня. Затем срезали лист с контрольного растения и лист с кружочками. В кипящей воде выдержали листья 2 мин., а затем поместили в стакан с горячим спиртом и получили вытяжку хлорофилла. Обесцвеченные листья облили раствором йода. Лист, который был все время на свету, равномерно окрасился в синий цвет, а лист из шкафа со светлым кружочком.

При обсуждении результатов опыта, обучающиеся должны прийти к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?


Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.


  1. Работа в рабочей тетради.

  2. Закончить схему

Питание растений




Почвенное Воздушное

Корень Лист

Вода +минеральные соли Органические вещества

Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.


  1. Осмысление нового материала.


1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.

. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.

Работа в группах

На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания

1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.

2. Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)


3. На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.)


4. В опыте лист растения смазали кремом для рук. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как крем затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли



Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.

Рефлексия

В нашем традиционном листе самооценки оцените свое первое впечатление, ответьте на вопрос « Все ли мне было сегодня понятно? Смогу ли я самостоятельно выполнить домашнее задание?» Если на вопросы был положительный ответ, то графа с вопросами остается пустой. Если же на какой-то вопрос был ответ отрицательный, сформулируйте и запишите, что из урока вызвало вопрос.

Оценочный лист сдайте мне.

Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать.



Домашнее задание.

Параграф 16, подготовьте сообщение «Роль зеленых растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете».

Спасибо всем за урок.






0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!